Воспитательный потенциал обществоведческого образования - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Воспитательный потенциал обществоведческого образования

Буранбаева Г.М. 1
1БГПУ им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Модернизация как социально-культурный процесс направлена на создание новой системы образовательных ценностей и моделей, среди которых базовые основания содержания образования и оценки его качества - "ключевые компетентности". Следует отметить, что формирование не только учебно-познавательной компетентности, но и других напрямую зависит от становления учебной деятельности как устойчивого и целостного образования личности.

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние время нравственные позиции молодого поколения находятся на довольно низком уровне. На пути современного образования возникает проблема отсутствия системы ценностных ориентиров у современной молодежи. На пути достижения духовного обогащения и формирования ценностных отношений необходимо исследовать данную проблему через призму изучения воспитательного воздействия курса «Обществознание».

Целью работы является выявление воспитательного потенциала курса «Обществознание» и разработка методических рекомендаций по его реализации. Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть сущность понятия «воспитательный потенциал»;

проанализировать воспитательный потенциал курса «Обществознание»;

осветить перспективы более полной реализации воспитательного потенциала обществознания;

анализировать процесс формирования ценностных отношений и ориентиров личности;

Объект исследования – процесс обучения обществознанию.

Предмет исследования - воспитательный потенциал курса «Обществознание».

В ходе исследования были широко применены труды таких исследователей как - Л.Н. Боголюбов, Л.С. Бахмутова, Л. П. Разбегаева и т.д.

Несмотря на то, что степень изученности проблемы неравномерна, в целом, вопросам и проблемам воспитательного потенциала посвящено много разнообразной литературы. И в данном исследовании можно опираться на уже существующие стандарты и образцы информации относительно вопросов и проблем формирования воспитательного потенциала, ценностных отношений.

Новизна данного исследования заключается в комплексном исследовании пластов теоретической информации и практического использования курса обществознания, урока обществознания как специализированной среды для формирования ценностных отношений у учащихся и определения на данной основе наиболее эффективных материалов для осуществления данной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования для дальнейших научных изысканий по данной теме или смежной с ней, а также в возможности применения результатов исследования в рамках курса обществознания в аспекте формирования ценностных отношений, ценностных ориентиров личности у учащихся как непосредственной, так и опосредованной цели.

Итак, переходя к теме обсуждения, начнем с того, что современные преобразования в мире влекут за собой значительные перемены в сфере образования. На сегодняшний день ученые и практики ищут эффективные пути, способы, средства, технологии подготовки молодежи к жизни и профессиональной деятельности. Существует значительное число научных трудов, посвященных проблеме воспитательного потенциала различных видов деятельности, методов и средств. В современной педагогике воспитательный потенциал рассматривается рядом авторов, которые вводят все больше и больше различных понятий.

Сначала, стоит отдельно рассмотреть понятие «воспитание». Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства[1].

В понятийном поле рассматриваемой нами проблемы одним из ведущих понятий выступает понятие «потенциал», которое является междисциплинарной категорией, используемой в самых различных отраслях знаний. Понятие «потенциал» в широком, социальном смысле определяется как совокупность возможностей, средств, запасов, источников, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения поставленных целей, осуществления плана, решения определенных задач; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [2, С. 215-216].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что единства в определении и содержании понятия «воспитательный потенциал» нет. Воспитательный потенциал можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Принципиальные для понимания сущности рассматриваемого свойства и процесса его развития исследованы неравномерно, что затрудняет реализацию на практике моделей обогащения, актуализации, реализации и развития воспитательного потенциала.

Как известно, требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования сформулированы в ФГОС. Стандарт устанавливает требования к личностным результатам ее освоения, в которых формулируются ценностные ориентиры. Конечно же, на формирование данных личностных результатов призвано оказать всемерное влияние и изучение учебного предмета « «Обществознание», формирующего у обучающихся представление об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации».

Воспитательный потенциал курса «Обществознание», позволяет увидеть его скрытые резервы и возможности влияния на процесс формирования ценностных ориентиров личности.

Воспитательный потенциал курса «Обществознание» наиболее полно исследован академиком РАО Л. Н. Боголюбовым в монографии «Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики» (2013 г.). В рамках проведенного исследования им были выявлены принципы разработки курса, позволяющие определить и его воспитательные возможности:

непрерывность обществоведческого образования;

поэтапное расширение и углубление проблематики курса с учетом возрастных особенностей и изменений социального статуса ученика;

полнота освещения в курсе важнейших аспектов жизни человека и общества и т.д.

В рамках данного учебного предмета предоставляется возможность анализировать многоуровневые проблемы функционирования различных социальных систем, знакомиться с социально-политическими, экономическими, культурными, духовно-нравственными, правовыми основами жизни общества, обсуждать задачи развития личности, выстраивать парадигму собственного развития на профессиональном, социальном, культурном, нравственном и иных уровнях. «Обществознание» дает учащимся также уникальную возможность в рамках учебного процесса опираться на собственный социальный опыт, расширяя его границы и обогащая новыми знаниями, позволяющими успешно адаптироваться к социальным нормам и требованиям, социализировать ее в зоне индивидуального и общественного благополучия[3].

Современное общество тем не менее требует более полной реализации воспитательного потенциала курса «Обществознание», что обусловлено активным реформированием всей образовательной модели, частью которой является и воспитательная парадигма, а также необходимостью совершенствовать подготовку выпускников к решению многочисленных проблем, которые могут быть как духовного, нравственного и иного характера.

Обращение к различным социальным, духовно-нравственным и иным сюжетам в рамках учебного предмета «Обществознание» создает условия для решения многообразных воспитательных задач и целей данного курса. Этому содействует:

• отбор изучаемого материала данного учебного предмета;

• выбор тем, предложенных для изучения учащимся;

• задания, активно содействующие не только развитию рефлексии учащихся, но и позволяющие сформировать свою гражданскую позицию, систему ценностей, идеалов и предпочтений.

Каждый урок обществознания должен иметь свое воспитательное содержание, которое реализуется не только через текстовой компонент, но и с помощью вопросов для анализа, заданий, дополнительных документов и справок, выводов по главам, позволяющих учащимся более глубоко проработать и осознать важность идей, представленных в том или ином разделе учебника[4, С. 76-84].

В рамках данного курса следует активнее использовать различные формы организации уроков (урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок-конференция, учебная экскурсия и др.) в целях создания возможностей широкого и активного обсуждения дискуссионных вопросов современности, накопления опыта социального взаимодействия, знакомства с позитивным опытом разрешения многоуровневых социальных проблем и т.д. Именно активные формы организации учебной деятельности содействуют развитию нравственной рефлексии у учащихся, приобщают их к анализу ситуации, мотивируют к демонстрации собственной нравственной позиции, развивают умение отстаивать свою точку зрения.

В педагогике термин "обществознание" обычно применяется для обозначения учебного предмета, изучение которого позволяет получить представление о современном обществе и личности в социуме[5, С. 11]. Этот предмет обеспечивает школьное обществоведческое образование. Он существует наряду с учебным предметом "История".

В обществоведческом курсе знания о социуме и человеке, живущем в обществе, представлены, главным образом, в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Разумеется, современные понятия не могут быть поняты без обращения к их предыстории. Поэтому обществознание изучается с опорой на исторические знания[6, С. 12-18]. Учебные предметы "История" и "Обществознание" вместе представляют собой школьное социально-гуманитарное образование[7, С. 35].

В содержании курса обществознания сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса[8, С. 10-16].

Говоря об этом, я привожу к тому, что практика формирования ценностных отношений может быть рассмотрена на примере использования конкретных методических приемов в обучении истории и обществознанию. При этом важно отметить установление межпредметных связей в обучении.

Среди эффективных методических средств можно назвать учебные задачи, работу с документами, художественными и публицистическими текстами, яркое слово учителя, использование аудио- и видеоматериалов в обучении, изобразительную наглядность, написание эссе, проведение дискуссий, проектную деятельность и др. В зависимости от формируемого компонента ценностного отношения эти средства могут быть ориентированы либо на формирование знаний о ценности, либо призваны вызвать эмоциональные переживания, связанные с рассматриваемой на уроке ценностью, либо должны подвести ученика к пониманию значимости той или иной ценности для социума и для себя лично.

Приведем несколько примеров методических средств для формирования ценностных отношений:

Почему древнегреческий историк Геродот назвал Египет «даром Нила»? Какова роль природных условий в возникновении первых цивилизаций? (учебная задача)

Какова роль человеческого труда в существовании и развитии египетской цивилизации и других цивилизаций древности? (учебная задача)

Прокомментируйте «золотое правило нравственности»: «Не делайте другим того, чего не хотите себе» (эссе)

Бывают ли «великие нации»? Чем определяется их величие? (дискуссия) и т.д.

Особенностью данных средств является то, что большинство из них органично вписываются в контекст урока, не отрывая значительного времени от изучения темы, часто позволяют оживить содержание занятия, заставляют ученика задуматься над важными социальными проблемами, постепенно определить свое отношение к ним и в соответствии с этим выстраивать свою линию поведения[9].

Таким образом, cодержание современных образовательных программ должна обладать значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от специальной, продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время. Так воспитательная работа учителя должна носить системный, планируемый характер и быть ориентированной на конкретный прогнозируемый результат. Нравственность, патриотизм и гражданская позиция могут формироваться в течение всего периода обучения в школе.

При этом работа на каждом занятии – это процесс воздействия на личность ребенка, возможность раскрытия его лучших качеств, воспитания ценностных ориентиров. Для учителя важно грамотно определить приоритетный круг ценностей, которые он стремиться формировать у учащихся. Учитывая возрастные особенности школьников, содержание конкретного учебного курса и учебно-методического комплекса – проектировать деятельность по реализации воспитательного потенциала обществоведческого образования.

Мировой опыт показывает, что перспектива развития обществоведческого образования в развитых странах во многом определяется освоением личностно-деятельностной образовательной моделью. Данный подход существенно меняет ценности и цели обучения, характер образовательного процесса, особенности познавательной деятельности. Под его влиянием происходят изменения принципов построения учебной литературы, измерителей образовательных результатов. Вместе с тем актуальность данной тенденции для современной России является вопросом, который предстоит решить обществу при формулировании социального заказа системе образования[10].

Литература

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 18.11.2019)

Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

Иванова Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008. - 606 c.

Нечаев, М. П. Анализ воспитательного воздействия урока / М. П. Нечаев // Справочник заместителя директора школы. - 2009 - N 6 - С. 76-84.

Боголюбов Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. / Л.Н. Боголюбов, М. ; СПб.: Нестор-История, 2013. - 254 с.

Боголюбов, Л. Н. О перспективах развития обществоведческого образования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2012. — № 5. — С. 12—18.

Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая. Люберцы: Юрайт, 2016. - 274 c.

Крутова И. В., Разбегаева Л. П. Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2016. № 6. С. 10-16.

Обучение истории и обществознанию: средства ценностно-коммуникативной направленности. Методическое пособие / Под ред. Л.П. Разбегаевой. Волгоград, 2010.

Основные результаты Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования ICCS-2009. URL www.ug.ru/download/ 2009/Inst_ICCS_2009.pdf (Дата обращения 12.11.2019)

Просмотров работы: 493