ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О ПРИРОДЕ БОЛЕЗНЕЙ РАСТЕНИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О ПРИРОДЕ БОЛЕЗНЕЙ РАСТЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Cохранение растений, дающих человеку пищу, стояла перед людьми с самых древних времен. Возделывая культурные растения, человек обращал внимание на неблагоприятные явления, которые препятствуют нормальному развитию растений и сокращают урожай.

Первые сведения о болезнях растений и способах борьбы с ними содержатся в литературных памятниках Древней Греции и Рима. Известно, что древнегреческие земледельцы страдали от поражения злаков ржавчиной, а винограда - мучнистой росой. У древнегреческих и древнеримских философов (Аристотеля, Теофраста, Плиния, Диаскорида, Демокрита и других) содержатся указания на такие болезни растений, как ржавчина, головня, мучнистая роса, рак деревьев. Теофраст (372-287 гг. до н.э.), ученик Аристотеля, был крупнейшим ботаником древности, автором книг «История растений» и «О причинах растений», в которых приведено описание ржавчины злаков, мучнисторосяных грибов и раковых опухолей деревьев.

Демокрит, автор атомистического учения о строении вещества, советовал от головни обрабатывать семена злаков в соке травы иссоп, а для борьбы с саранчей - опрыскивать растения отваром горького люпина. Долго не удавалось установить, что же имел в виду Демокрит под названием «иссоп». Оказалось, что это заячья капуста (Sedum purpureum) из семейства Crassulaceae, богатая дубильными веществами.

Несмотря на некоторые практические успехи в защите растений, древние греки и римляне не догадывались об истинной паразитарной природе болезней растений. Они считали, что болезни - это изменения самого растения в результате перерождения растительных тканей под влиянием определенных условий, прежде всего, гнев божий. Поэтому так как древние земледельцы считали, что все земное находится во власти богов, то для защиты растений устраивали жертвоприношения. Древние римляне, например, считали, что распространением ржавчины растений ведает бог Рубигос, который насылает болезнь на поля «неугодных» ему людей. Чтобы умилостивить «бога ржавчины», римляне учредили праздник «рубигалии», во время которого приносили жертвы богу Рубигосу.

Еще раньше у древних греков существовал храм «Эризибе», где устраивались жертвоприношения для защиты растений от заболеваний. Возможно, в связи с этим ритуалом Теофраст назвал мучнисторосяные грибы «Erisibi», которые позже, в латинской транскрипции, стали называться «Erysiphe» (Черемисинов, 1973).

Позднее в нашей эре в проповедях Василий Великий (329-397 г. н. э.) говорил, что при появлении «черных зерен» на злаках (головня) происходит не превращение одного растения в другое, а произрастание одного на другом (Чикин, 2001). Это мнение уже близко к современным представлениям о паразитизме. Отдельные указания на то, что грибы являются причиной болезней растений, появляются в литературе лишь с конца XV века. Однако почти до конца 18-го столетия грибы и сами болезни истолковывались неверно.

Литература:

Черемисинов Н.А. Общая патология растений. М.: Высшая школа, 1973. 352 с.

Чикин Ю.А. Общая фитопатология. Томск. 2001. 170 с.

Просмотров работы: 26