Методы формирования экологической культуры у детей дошкольного и младшего школьного возраста - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Методы формирования экологической культуры у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Семерня М.М. 1, Савватеева О.А. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» (государственный университет «Дубна»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Образовательная педагогическая деятельность для экологов весьма актуальна и обусловлена острой необходимостью формирования экологической культуры у различных слоёв населения, подготовкой высококвалифицированных кадров в области экологии для образовательных учреждений.

В настоящее время под экологической культурой понимают использование окружающей среды, в основе которой понимание естественных законов развития природы, при учёте ближайших и будущих последствий изменения природной среды под влиянием антропогенного фактора, формирование экологической культуры общества невозможно без просветительской деятельности педагогов в этой области. Экологическая педагогика – это отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности формирования личности, которые в свою очередь характеризуются экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой. [7] Объектом экологической педагогики является сам процесс экологического образования. Предмет экологической педагогики – факты, механизмы, закономерности формирования личности, которая обладает экологическими знаниями, умениями, отношениями на основе взаимодействия человека и изменяемой им природной среды.

Цель исследования состоит в изучении материалов и методов по педагогике в сфере экологического образования различных авторов для проведения экологических занятий с детьми по некоторым экологическим аспектам с целью развития их экологической культуры.

Материал и методы исследования. В основе исследования лежит изучение трудов различных авторов как по общей педагогике, так и в сфере экологического образования. Представлен опыт самостоятельной педагогической деятельности авторов в общеобразовательных учреждениях г. Дубна Московской области в 2019 г.

Результаты исследования и их обсуждение. Были проведены занятия в различных образовательных учреждениях и Библиотеке семейного чтения г. Дубны. Возрастной диапазон обучающихся широко варьировался от дошкольников 5 лет до учеников средней школы 6 класса. Основными задачами было изучение методов педагогики, применяемых на практике на сегодняшний день, проведение занятий по темам: «Растительный мир Дубны» и «Биоразнообразие. Сохранение редких видов животных и растений», следует отметить, что занятие по освещению растительного мира в каждом учреждении и по возрастным группам отличается, ввиду своей специфики. В каждом учреждение присутствовала комплексность применяемых методов обучения (сочетание традиционных и современных методов).

Методы обучения в современной педагогике пестрят своим разнообразием, многие из них уже надёжно закрепились в сфере преподавания во многих дисциплинах, некоторые только начинают активно использоваться. [1] Методы обучения рассматривают как взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности педагога и обучающихся. Под методами обучения подразумевают чередование способов взаимодействия преподавателя и обучающихся, которые последовательны и направлены на достижение характерной дидактической цели. Все методы обучения ориентированы на какую-то конечную цель – например, освоение знаний по дисциплине, также метод включает в себя предполагаемые средства обучения и систему действий.

Экологическое образование, включает в себя различное сочетание самых разнообразных методов обучения, в нём единой классификации методов не существует. Чаще всего в экологическом воспитании дошкольников и школьников младшей возрастной группы обширно используется следующая классификация методов (наглядные, словесные, практические). Объекты, природные процессы, которые познаёт и должен познать ребенок, требуют использования самых разнообразных методов, для того чтобы ребёнок многогранно познал окружающей его мир. [7]

Наглядные методы во всей своей полноте, чаще всего используются для обучения детей дошкольного возраста, так как они полностью соответствуют возможности их познавательной деятельности, позволяют сформировать у них чёткие представления о природе многих естественных процессов в окружающей среде. Практические методы как правило всегда подразумевают под собой игровую деятельность в той или иной форме, детям могут быть представлены элементарные химические опыты и моделирование. Словесные методы – это взаимное сочетание рассказа, беседы педагога и детей, могут включать в себя чтение художественных произведений о живой природе и её основных составляющих. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и их обобщения. Словесные методы благодаря понятной языковой форме способствуют формированию у детей эмоционально-положительного отношения к природе и её объектам. [12]

В экологическом образовании и воспитании для достижения высокого уровня знаний необходимо система различных методов. Комплексность методов должна присутствовать при обучении всех групп возрастов. В настоящий момент существуют две основные группы методов: традиционные и современные, но многие исследователи считают приоритетным смешанный метод (использование современных и проверенных временем – классических, методов).

Традиционные методы обучения имеют одну общую цель: это передача обучающимся новых знаний и доведение до них актуальной информации, для достижения максимального результата. Для того, чтобы результат был успешен у обучающегося должна быть хорошо развита ассоциативная память, ведь знания преподносят в готовом виде. В основе таких методов лежит информативно-иллюстративного деятельность, которая включает в себя различные формы рассказа, беседы или показа со стороны педагога и деятельности репродуктивного характера со стороны обучающегося. [4] Классические методы обучения используются на протяжении многих веков и присутствуют в современной педагогической практике, но у них есть ряд недостатков главным, из которых является то, что обучающиеся получают знания-шаблоны. Установлено, что информационно-репродуктивное обучение не является развивающим. Традиционные (классические) методы вопреки своим недостаткам используются на протяжении десятилетий и продолжают использоваться в современном процессе обучения, традиционные методы ещё долго будут находить себе применение в образовательной сфере, благодаря своей надёжности. Среди традиционных методов обучения выделяют: лекцию, рассказ, объяснение, беседу, учебную дискуссию, работу с книгой, демонстрацию, упражнения, взаимообучение, лабораторную работу, практику и самостоятельную работу. Все из них применяются в современной педагогической практике [1]. В качестве примеров, будут рассмотрены те методы обучения, которые были использованы на практических занятиях в г. Дубна в 2019 г в проекте «Экознания».

Рассказ – устное изложение учебной информации в повествовательной форме. Данный метод активно используется педагогами на всех этапах обучения, изменению подвергается лишь характер, объем и продолжительность рассказа. Рассказ должен излагаться понятным и доступным языком, иметь конкретную цель, логику изложения и эмоциональную окраску.

Метод рассказа активно применялся в образовательных дошкольных учреждениях г. Дубны, а также во время занятия со школьниками средней возрастной группы. В ходе проведения занятий, установлено, что рассказ ученики воспринимают более полно, запоминают больший объём информации, нежели при чтении. Обучающиеся активнее воспринимают слова в форме рассказа в повествовательной форме, так как здесь можно перейти на более понятные для них формы языка. С помощью рассказа детям была представлена информация по Красной книге Московской области, описаны меры охраны и защиты леса, растения, которые встречаются на городских ландшафтах. Следовательно, у детей сформировались навыки природоохранной деятельности.

Рассказы различаются по целям: вступительный, повествовательный, заключительный: все три формы использовались в сочетании с иллюстрацией (презентацией) и обсуждением. Метод оказался весьма полезен для обучения дошкольников, он позволяет установить контакт с детьми.

Беседа осуществляется посредством диалога и имеет вопросно-ответную форму изложения передачи информации собеседнику для её закрепления. Беседа относится к одним из самых древних методов обучения, она использовалась на практике ещё древнегреческими философами, в частности Сократом. [10] Применение бесед на практике показало, что этот процесс эффективнее проходит при условии того, что педагог тщательно продумывает систему вопросов и тем самым подводит обучающихся к понимаю и усвоению нового материала, при помощи этого метода также можно проверить усвоение предыдущего материала. Посредством беседы педагог может мотивировать учащихся к рассуждению, тем самых развивая их мышление, впоследствии обучающиеся начинают сравнивать и сопоставлять фактический материал, прибегают к творческому анализу своего опыта или уже полученных знаний. В ходе беседы можно более точно узнать уровень знаний детей, что в экологии особенно важно, понять, что им нравится на занятиях, и что бы им хотелось узнать.

На практике метод беседы применялся довольно часто, посредством диалога ставились вопросы, если ответы были не совсем корректны, размышления перенаправлялись в другом направлении, тем самым беседа переводилась в контрольно-коррекционную форму. Путём метода беседы выявлено, что дети хорошо знакомы с основными представителями лекарственных растений. С помощью беседы удалось выяснить, с какими аспектами охраны окружающей среды дети знакомы, и на какие нужно обратить внимание, чтобы сформировать у детей основные экологические знания.

Метод объяснения применяют на практике для того, чтобы изложить природу какого-либо явления, факта или процесса обучающимся, объяснение чаще всего используют при изучении теоретического материалы. Объяснение, как правило, проходит в форме монолога, где педагог раскрывает причинно-следственные связи и отношения какого-либо процесса. Объяснение, как метод на практике применяют с учащимися различных возрастных групп, но наибольшая эффективность и актуальность метода проявляется при обучении в школе. Метод объяснения весьма актуален и для дошкольников. Это объясняется тем, что дети ещё только познают окружающей их мир и все явления в нём, которые вызывают у них много вопросов, начиная от формы листьев деревьев и заканчивая природными процессами, поэтому очень важно чётко и в доступной форме объяснять детям всё то, что у них вызывает интерес, а также подтолкнуть их к тому, чтобы он усиливался. Во время занятий метод объяснения способствовал более быстрому усвоению материалы детьми, с помощью него удалось показать детям разницу между особо охраняемыми природными территориями РФ, объяснить про статус редкости вида в Красной книге, и какая категория ему присваивается. [2, 10]

Метод демонстрации (метод показа) строится на основе показа обучающимся действия различных химических и физических приборов, аппаратов, учащимся так же могут быть продемонстрированы явления природы, в деталях события жизни, наглядно различного рода производственные и научные процессы. Демонстрацию используют для закрепления материала, она может нести творческий характер. Метод тесно связан с методом иллюстраций, но отличие состоит в том, что обучающимся представляют динамичные изображения, а в методе иллюстраций, наглядность статична. [11] Два этих метода в основном применяются вместе с друг другом во взаимосвязи, в свою очередь один метод дополняет другой и усиливает его действие. В ситуации, когда демонстрируемый процесс или явление должно восприниматься целостно, принято использовать собственно демонстрацию. В ситуации, когда нужно раскрыть сущность явления или связь его элементов с другими процессами используют иллюстрацию. В связи с внедрением в педагогический процесс новых визуальных источников подачи информации, а именно компьютеров, проекторов, различного рода видеоустройств, выделен другой метод обучения, именуемый видеометодом.

Видеометод использовался для показа детям увлекательных фактах о растениях и их особенностях. В заключение каждого занятия ребятам демонстрировался мультфильм [8, 9]. В завершении просмотра дети рассказывали, что нового они из него узнали. Стоит рассмотреть возможность проведения занятий в будущем в форме видеороликов, потому что так дети более внимательны и легче воспринимают материал.

В целом метод демонстрации доказал свою эффективность в педагогической деятельности. Обучающиеся гораздо быстрее и качественные запоминают необходимый материал, так как он подкрепляется иллюстративными изображениями: это может быть, как презентация, так и видеоролик по заданной теме. Доказано, что все возрастные группы обучающихся гораздо проще запоминают материал, если он сопровождается презентацией или другим наглядным материалом. При работе с детьми это особенно важно, т.к. их необходимо увлечь и сконцентрировать внимание, а презентация активно способствует этому.

Самостоятельная работа – это метод обучения, который направлен на получение знаний, опыта и навыков с помощью самостоятельного изучения обучающимися теоретического материла, с целью осмысления и запоминания новых знаний. Самостоятельная работа может заключаться в отработке каких-либо действий, приёмов, также осуществляться посредствам просмотров презентаций и видеороликов.

В ходе занятий были показаны видеоролики, направленные на самостоятельное изучение, затем оценивалась степень усвоения материала. В качестве самостоятельной работы детям было предложено выполнить задания на составление пищевых цепочек, для того чтобы они лучше поняли взаимосвязи в экосистеме, насколько они важны и каким образом на это может повлиять человек. На самостоятельную работу выносилось задание, целью которого являлось понять, что полезного даёт природа человечеству, дети писали свои варианты и затем дополняли друг друга. Благодаря выполнению такого рода заданий у детей сформировалось бережное отношение к природе. Стоит отметить, что обучающиеся гораздо эффективнее усваивают материал, если он задание выполняется самостоятельно.

Все описанные выше традиционные методы применяются в учебных заведениях, на различных ступенях образования, каждый в той или иной степени доказал свою эффективность. Сфера образования постоянно развивается, появляются новые инновационные методы обучения, которые облегчают процесс обучения, но традиционные методы доказали свою эффективность проверкой временем.

В последние десятилетия для педагогики актуальным стал поиск новых или преобразование традиционных, хорошо известных педагогической науке методов обучения, которые могут обеспечить взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. В экологии взаимосвязь функций обучения особенно важна ввиду обширных фундаментальных научных знаний, которые включает в себя эта наука. [3]

Применяемые методы обучения в настоящий момент классифицируют по трем видам: пассивные, активные и интерактивные – каждый из них имеет свою характеристику, а также условия и ситуацию наиболее удобную для применения. Среди наиболее использующихся на сегодняшний день современных методов обучения выделяют следующие: тренинг, модульное обучение, дистанционное обучение, ценностная ориентировка, кейс–стади, коучинг, ролевые игры, деловая игра, действие по образцу, креативные группы, разбор «завалов», работа в парах, метод рефлексии, метод ротаций, метод «Лидер–ведомый», метод «Летучка», мифологемы, обмен опытом, мозговой штурм, тематические обсуждения, консалтинг, участие в официальных мероприятиях, использование информационно-компьютерных технологий образовательные тренажеры, метод синектики [12]. При работе с дошкольниками г. Дубны применение современных методов не такое обширное, как традиционных, но все же они имеют место быть.

Одним из современных методов обучения является работа в парах. Он представляет собой взаимодействие одного обучающегося с другим, они составляют пару друг с другом, таким образом налаживается контакт между ними, проявляется обратная связь и оценка со стороны в процессе освоения новой деятельности. Предполагается, что обе стороны в паре обладают равноценными правами. [6]

В дошкольных образовательных учреждениях этот метод был применён на практике, он хорошо способствовал налаживанию дружеских контактов между детьми, помогал им в развитии коммуникативных способностей. Метод применялся с помощью интерактивного задания, детям было предложено собрать пазлы и разбиться на пары соответственно, в итоге каждая пара должна была назвать тот вид растения, который у них получился на изображении. В ходе его выполнения были подмечены индивидуальные особенности каждого ребёнка. По результатам задания стало ясно, какие растения, произрастающие на территории г. Дубна дети знают, а с какими их ещё предстоит познакомить.

Метод использования информационно-компьютерных технологий используется в педагогической деятельности при помощи современных прогрессивных средств передачи информации к ним относятся: компьютеры, цифровые проекторы, ноутбуки, интерактивные доски и прочее. Информация, которая должна быть усвоена обучающимися во время процесса передачи знаний, сопровождается визуально-образными данными, это могут быть различного рода графики, таблицы и видеоматериалы. Положительным моментом является то, что изучаемое явление или объект познания, как и процесс может быть показан в динамике.

Использование информационно-компьютерных технологий имеет преимущество перед другими методами, благодаря тому, что представление учебного материла может быть динамичным, весь материал или его отдельные элементы могут быть повторены преподавателем или обучающимся самостоятельно, в любое время. Это напрямую или косвенно увеличивает процент остаточных знаний.

Недостатки метода немногочисленны, но они имеют место быть: в процессе использования метода отсутствует учет индивидуальных особенностей обучающихся, хотя современная педагогика обращает на это особое внимание. В большинстве случаев во время процесса передачи знаний отсутствует интерактивная связь, с учащимися, а преподаватель не имеет возможности оказывать стимулирующего воздействия на своих подопечных. [5]

Метод применялся на практике во время проведения каждого занятия, при помощи современных средств технического обеспечения: ноутбука и проектора. Информация для обучающихся выводилась на экран как в текстовой, так и в иллюстративной форме. Детям были показаны представители видов болотной, луговой и городской растительности, также были представлены краснокнижные виды, встречающиеся на территории г. Дубна. Посредством метода была проведена интерактивная игра «Своя Игра», которая углубила знания детей по основным представителям современной флоры и фауны.

Методы педагогической практики выделяются своим многообразием, некоторые из них используются только в частных учреждениях, многие надёжно закрепились в системе государственного образования. В экологическом образовании зачастую присутствует сочетание как традиционных, так и современных методов обучения. По результатам исследования установлено, что комплексный подход в выборе методов наиболее оптимален, наиболее приоритетен смешанный метод. [12]

Заключение. В ходе изучения литературных источников установлено, что многие учёные считают экологическую культуру составной частью общей культуры. Сущность экологической культуры может быть рассмотрена как единство экологически развитого сознания, которое с большим успехом будет сформировано при прививании экологических ценностей на ранних этапах жизни человека. В связи с реформами Министерства природных ресурсов РФ очень нужно донести до каждого жителя страны информацию о ключевых экологических проблемах.

По результатам проведённых занятий можно сделать вывод о том, что уровень изложенного материала соответствует возрасту и может быть усложнён, возможно рассмотреть вариант добавления различных углублённых блоков.

По завершению исследования выявлено, что в различных группах сильно различается уровень знания детей по разным экологическим аспектам. Это в свою очередь подчёркивает важность экологического просвещения.

При проведении занятий следует использовать сочетание различных методов экологического образования, воспитания и просвещения.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: Питер, 2006. – 304 с.

2. Васильева А.Ю., Тупицына И.Н. Методика преподавания в вузе. – М.: РГСУ, 2016. – 257 с.

3. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2004. – 368 с.

4. Акбаров А.А. Традиционные и инновационные методы обучения: применение методов активного обучения в учебном процессе // Жизненное обучение. – 2015. – №13. – С. 48-53.

5. Головятенко Т.А. Метод проектов в новой концепции обучения студентов – будущих педагогов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №8. – С. 59-63.

6. Климкина В.М., Кондратьева Г.А. Современные методы обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса в вузе // Огарёв-Online. – 2016. – №10 (75). – С. 1-8.

7. Моисеева Л.В. Экологическая педагогика – теоретическая основа уральской научной школы экологического образования // Педагогическое образование в России. – 2015. – №12. – С. 76-82.

8. Мультфильм от Почемушкина // Откуда семечко знает, куда ему расти? – URL: https://www.youtube.com/watch?v=O6p4libGbcw&feature=emb_logo. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15.10.2019.

9. Мультфильм от Почемушкина // Про одуванчик – URL: https://www.youtube.com/watch?v=8LHj_wkrckc&feature=emb_logo. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 7.10.2019.

10. Иванова В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. – 2018. – №4. – С. 17-19.

11. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. Медведевских О.В. Демонстрация как метод обучения. – URL: https://si-sv.com/publ/1/14-1-0-245. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 17.12.2019.

12. Педагогика. Методы обучения. – URL: https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php#25. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 18.12.2019.

Просмотров работы: 63