АНАЛИЗ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ О ПРИЧИНАХ, СИМПТОМАХ И МЕТОДАХ ЛЕЧЕНИЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АНАЛИЗ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ О ПРИЧИНАХ, СИМПТОМАХ И МЕТОДАХ ЛЕЧЕНИЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Нараева И.Р. 1, Мокашева Е.Н. 1, Нараева Н.Ю. 1, Богатыренко Е.К. 1
1ВГМУ им. Н.Н. Бурденко
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аллергия – это иммунологическая реакция организма на вещества антигенной природы. Под аллергией понимают гиперчувствительность организма, которая сопровождается развитием гиперергических реакций и повреждением тканей. [1]

Аллергические реакции имеют разнообразные симптомы и проявления. Наиболее распространенными являются зуд, покраснения и высыпания на поверхности кожных покровов и слизистых, отечность, аллергический ринит, кашель, конъюнктивит, отек Квинке, стоматит, в некоторых случаях тошнота, рвота и диарея, гипертермия, покраснение глаз. Тип аллергической реакции напрямую связан с природой аллергена и интенсивностью его воздействия на организм, концентрацией аллергенов.

Клиническая практика отражает, что аллергия очень сложно поддается лечению, поэтому легче проводить профилактику, чем лечить это заболевание. [2]

К основным профилактическим мероприятиям относятся:

Снижение контакта с распространенными аллергенами до минимума (пыльца растений в периоды цветения, цитрусовые, шерсть животных, резкие запахи);

Регулярная влажная уборка, ежедневное проветривание помещений;

Стабилизация психоэмоционального фона. Доказано, что стресс вызывает обострение аллергии и является катализатором возникновения аллергических реакций, даже если ранее человек не страдал данным заболеванием;

Ежедневная стирка вещей порошками, относящимися к гипоаллергенным;

Промывание носовой полости солевым раствором, а также полоскание горла;

Рациональное питание, включение в ежедневный рацион полиненасыщенных жирных кислот (рыба, орехи, растительные масла);

Употребление фолиевой кислоты также способствует повышению общего иммунитета и защите от аллергии. [2]

На сегодняшний день нет достоверных данных насчет истинной причины повышения заболеваемости аллергией за последние годы. Ученые связывают это с ухудшением экологической обстановки в мире, активной урбанизацией и снижением качества пищи, несбалансированным питанием людей. [3] В свою очередь, многие люди подвержены воздействию хронического стресса, что негативно отражается на иммунитете, приводя к развитию аллергических реакций [4].

Также, некоторые ученые полагают, что виной активного развития аллергических реакций является хорошая гигиена в развитых странах: дети реже заражаются бактериальными инфекциями, что ведет к отсутствию антител к ним и редукции механизмов, ответственных за аллергические реакции [5]. Когда паразитов в организме становится меньше, иммунная система начинает реагировать на вещества, не представляющие опасности для организма.

Целью настоящего исследования явилось изучение осведомленности студентов и школьников средних и высших учебных заведений о распространенности, симптомах, причинах и методах лечения аллергических заболеваний.

В работе использованы методы контент-анализа и анкетирования. Дизайн исследования включал следующие основные этапы:

изучение научной литературы;

разработка бланка анкеты (составление первичного варианта анкеты, ее апробирование, отбор и корректировка вопросов);

проведение опроса;

обработка и анализ анкет.

В разработанной анкете были выделены блоки:

регистрация общих сведений о респонденте (пол, возраст, регион проживания, учебное заведение);

вопросы, направленные на выявление знаний об аллергических заболеваниях;

вопросы, направленные на выявление распространенности аллергии. [6, 7].

Кроме того, были использованы вопросы закрытого типа, а также вопросы открытого типа, на которые каждый респондент мог дать собственный ответ.

В течении октября 2019 – января 2020 гг с помощью разработанной анкеты было опрошено 158 человек, обучающихся в ВГМУ им Н.Н.Бурденко - 95 человек и учащихся МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП» - 63 человека. Возможность изучить мнение студентов и школьников реализована за счет проведения анкетирования на бумажном носителе. Были опрошены респонденты различных возрастных групп и сферы образования.

В результате анкетирования респонденты разделились на 4 возрастные группы: первая группа – 12-13 лет (11%), вторая – 14-15 лет (15%), третья – 16-17 лет (14%), четвертая – 18-19 лет (60%). Из них 63 % составили девушки, 37% – юноши.

Опрошенные обучаются в различных учебных заведениях: 95 человека – ВГМУ им. Н.Н.Бурденко (г.Воронеж, студенты второго курса стоматологического и фармацевтического факультетов), 63 человека – МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП» (учащиеся 6, 7 и 9 классов).

На вопрос «Как Вы понимаете, что такое аллергия?» респонденты дали развернутый ответ: большинство определило аллергическое заболевание как реакцию иммунной системы на раздражитель. Так же ими были отмечены клинические проявления, основными из которых стали зуд, покраснение, слезоточивость, кашель, ринит, высыпания, удушье, гиперемия.

Оказалось, что 2 % студентов и 40 % школьников не знают, какими методами лечения аллергических заболеваний пользуется медицина. Остальные 98% студентов и 60% соответственно школьников ответили, что терапия включает в себя медикаменты, иммунологическую терапию, избегание больными контакта с аллергенами.

45 % опрошенных не знают, какие существуют методы профилактики аллергии, 2% - затруднились ответить, остальные 53% ответили: иммунотерапия, принятие противоаллергических таблеток, воздержание от контактов с аллергенами, наблюдение у врача-аллерголога.

48% респондентов отметили основные лекарственные препараты, принимаемые больными при аллергии: Диазолин, Эриус, Зиртек, Супрастин, Кларитин, Цитрин. Остальные – затруднились ответить и не сталкивались с данной проблемой.

Известно, что в последнее время все больше людей стали страдать аллергическими заболеваниями. Поэтому было интересно узнать, что об этом думают опрошенные. На вопрос «Как Вы думаете, какова(ы) причина(ы) выраженного роста заболеваемости аллергией за последние десятилетия?» 56% школьников и 2% студентов не смогли дать ответ, 75% считают основными причинами экология, загрязнение окружающей среды, стрессовые факторы, слабый иммунитет, 25% плохую наследственность, увеличение числа аллергенов, равнодушное отношение людей к своему здоровью (вредные привычки, пассивный образ жизни, нездоровое питание и т.д.).

Далее опрошенным предлагалось ответить на вопросы, с целью выяснить, страдают они аллергией или нет. Выяснилось, что 23% респондентов среди школьников и 25% среди студентов имеют аллергию, среди которых 1 человек страдает аллергией, вызванной бытовыми аллергенами, 2 человека – инсектными, 6 человек – пыльцевыми, 22 человека – пищевыми(цитрусовые), 2 человека – лекарственными, 3 человека – термическими, 1 человек – морально-биологическими, 4 человек – сезонными. Аллергия у них была обнаружена в разном возрасте: у первых – с рождения, у вторых – с 3 лет, у третьих – в 10-14 лет, у четвертых – в 16-17 лет. Из них 40% обращались за помощью к специалисту, и лишь 2% на сегодняшний день наблюдаются у врача-аллерголога.

67% респондентов хотели бы узнать об аллергических заболеваниях больше (методах лечения и профилактики). 3 человека – из интернет-ресурсов, 50 человек – консультация врача-аллерголога.

Проведя анализ полученных результатов методом анкетирования, можно сделать следующие выводы. Чаще всего причиной аллергические реакций являются экология, неправильное питание, лекарственные препараты, биологические объекты. Нельзя исключать связь развития аллергии с наследственностью. Более половины респондентов знают о методах профилактики и терапии аллергии. [2] Значительная часть опрошенных хотели бы узнать больше о проблеме аллергии из консультаций с врачом-аллергологом и литературных источников. Полученные данные можно использовать для совершенствования аллергологической службы, а также для улучшения профилактики, диагностики и лечения данных расстройств.

Список литературы

1. Проблемы актуализации иммунопрофилактики гриппа в школе / Е.С. Грошева [и др.] // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2017. - № 70. - С. 180-183.

2. Анкетирование школьников в рамках программы «Здоровый образ жизни» как один из способов выявления и профилактики различных заболеваний / С.В. Старцева [и др.] // Новой школе - здоровые дети. Материалы V Всероссийской научно - практической конференции. – 2018. - С. 171-172.

3. Земскова В.А. Особенности течения инфекций сегодня / В.А. Земскова, С.В. Старцева, И.И. Журихина // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2014. - № 57. - С. 85 – 89.

4. Аллергические реакции как основная проблема в современной медицине / С.Н. Лагутина[и др.] // Международный студенческий научный вестник. – 2018. –№ 4. – С. 614-617.

5. Информированность студентов медицинского Вуза о возможности инфицирования вирусными гепатитами / К.Д. Шихалиева [и др.] // Морфология – науке и практической медицине. Сборник научных трудов, посвященный 100-летию ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Под редакцией. И.Э. Есауленко. – 2018. - С. 415-417.

6. Анализ осведомленности студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко о роли стоматологической патологии в формировании здоровья молодежи / С.В. Старцева [и др.] // Молодежный инновационный вестник. – 2018. – Т.8. - №3, приложение 3. – С.16.

7. Вакцинация как эффективный способ специфической профилактики гриппа / Н.Ю. Нараева [и др.] // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2017. - № 67. - С. 114-117.

Просмотров работы: 806