Воспитание будущих офицеров – сложный процесс, определяющий успех военной реформы. Исследования в области воспитания военнослужащих выделяют офицеров в особую категорию субъектов воспитания, что, с одной стороны, связано с ролью офицерского состава в организации военной силы государства, а, с другой стороны – с их намерением связать свою жизнь с военно-профессиональной деятельностью, самореализоваться в ней как личностном, так и профессиональном плане. Цели воинского воспитания будущих офицеров гораздо шире, чем в отношении других категорий военнослужащих. Кроме развития важных профессиональных качеств личности, оно направлено на обеспечение процессов профессионализации и, еще шире, социализации военнослужащих. Развитие российского военного общества, а вслед за ним социально-профессионального воспитания офицеров во многом обеспечено трудами прославленных российских полководцев, правителей, государственных и общественных деятелей.
Воспитание курсантов осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, беспримерного подвига и патриотизма, общечеловеческих ценностей, лучших образцов культуры офицерского корпуса.
Впервые о воспитании и профессиональной подготовке офицеров упоминается в приказах, указах, наставлениях Петра I, в которых раскрываются требования к поведению и действиям офицеров в различных ситуациях.Петр I сформулировал те качества, которыми должен обладать офицер, чтобы обеспечить себе добровольное подчинение и уважение со стороны нижних чинов: «знать солдатское дело с фундамента; обладать теми качествами, которые нужно выработать у подчиненных; любить свое дело; иметь высокую боевую готовность, проявлять инициативу; обладать чувством ответственности за выполнение приказа; постоянно расширять свои знания; быть морально выдержанными: не пить, не чревоугодничать, не властолюбствовать, не сребролюбствовать».
Идеи Петра I творчески развивались в военно-педагогических работах военных деятелей, приложивших усилия для создания системы взаимоотношений внутри офицерского состава, а также формирования статуса и повышения престижа офицера в обществе. Кроме того, педагогическое наследие военных педагогов отражает одну из главных черт офицерского состава – бережное и уважительное отношение к нижним чинам, честь и благородство офицера.
Ведущим фактором эффективного военного прогрессирования Российской Федерации выступает подготовка квалифицированного офицерского состава, способного выполнить любые профессиональные задачи, связанные с защитой Родины от угроз её безопасности. В настоящее время к офицеру предъявляются современные требования, вместе с этим актуальной является задача сохранения и развития традиций, ценностей и основанных на них норм и правил военно-профессиональной деятельности офицерского состава. Возрастает значение военно-педагогических систем, сочетающих традиции и инновации в подготовке офицера.
Профессиональное становление офицера является процессом личностного роста, в результате которого появляется возможность развивать свои знания в социально-профессиональной группе, улучшать систему военно-социальных связей и отношений, создать основу для самореализации офицера в военно-профессиональной деятельности и жизни.
В первые годы службы профессиональное единство и знания, адаптационные возможности и способность строить собственную систему военно-социальных связей и отношений формируются в целостное комплексное личностное образование – профессионализм.
Проблемы и противоречия профессионального становления офицера зачастую связаны с социальными факторами военной службы: нормами и правилами взаимодействия, социальными характеристиками коллективов, взаимоотношениями, условиями коммуникации в обществе, к воздействию которых он недостаточно готов.
Анализ исследований, посвященных проблемам воспитания военнослужащих, позволили определить ряд трудностей, связанных с тем, что у большей части выпускников военных вузов сложившиеся представления об условиях военной службы не соответствуют реальности. Столкнувшись с проблемой проявления профессиональных знаний в условиях конкретной воинской части, которые могут различаться с вузовскими, отсутствием быстрого признания и высокого социального статуса в среде сослуживцев, молодые офицеры часто негативно оценивают свои профессиональные перспективы, разочаровываются в военной службе и не стремятся связать с ней всю свою жизнь.
Противоречия и трудности профессионального развития в процессе обучения в военном вузе преодолимы с помощью социально-профессионального воспитания, которое является целенаправленным педагогическим процессом формирования и развития личности, обладающей профессионально важными качествами, призванием к военному делу, разделяющей ценности офицерского состава и являющейся образцом морального облика офицера.
Социально-профессиональное воспитание рассматривается как платформа реализации личностно-ориентированной образовательной модели, возможности максимально удовлетворять потребности развивающегося субъекта воинского труда, осознания ценностей и норм поведения, принятие традиций офицерского корпуса, а также удовлетворения военно-профессиональных запросы в будущей военной деятельности [1].
Воспитание будущих офицеров является сложным социально-педагогическим процессом, который имеет определенную структуру, включающую цель, содержание, методы, формы и средства воспитания, оценку результатов. Важнейшим элементом этого процесса, безусловно, является цель воспитания, включающая идеалы, модель личности современного офицера. Основной целью является воспитание личности офицера с высокими морально-нравственными и морально-боевыми качествами. Офицер должен быть гражданином и патриотом своего Отечества, добросовестно и ответственно исполнять свой воинский долг, быть высокопрофессиональным военным специалистом. Достижение данной цели включает комплекс взаимосвязанных задач.
Так, по мнению О.Ю. Ефремов, воспитание офицеров сопровождается решение таких задач, как: 1) формирование готовности беспрекословно выполнять приказы старших начальников и ответственности за отданный приказах подчиненным; 2) развитие чувства офицерского долга, чести и гордости за профессию офицера и военную службу; 3) повышение уровня педагогической культуры, формирование личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих и др. [2].
Важным элементом процесса воспитания, его основой является содержание воспитания, включающее теории, концепции, разные точки зрения педагогов, факты воинской службы, благодаря чему и формируется личность будущего офицера. Содержание воспитания офицера включает следующие виды: воинское, государственно-патриотическое, нравственное, правовое, физическое и др. Эффективность воспитания, безусловно, зависит от системы методов, форм и средств, способствующих формированию и развитию личности офицера. При оценке эффективности воспитательного процесса, результатом которого должен стать высокий уровень воспитанности, учитываются степень развития личностных качеств, личной дисциплинированности, мотивации к самовоспитанию и самообразованию.
Анализируя существующую систему методов воспитания, мы пришли к выводу, что ведущим методом воспитания качеств является метод убеждения, в котором выделяют убеждение словом и убеждение делом. Сравнение, сопоставление, доказательство, личный опыт, обращение к чувствам, разъяснение, ссылка на авторитет ‒ вот далеко не полный список средств убеждения, которые следует использовать в процессе воспитания военнослужащих.
В процессе воспитания неоценима роль метода примера, как образца для подражания, стимула самосовершенствования, основы для формирования высокого идеала поведения и жизни офицера. Другим важны методом воспитания является метод упражнения, позволяющий накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с ценностями военной службы.
Таким образом, социально-профессиональное воспитание курсантов в вузе является средством личностного развития и саморазвития будущего военного специалиста, отличающегося нравственной воспитанностью, духовностью, профессиональной компетентностью, творческим отношением к делу, высокоразвитым чувством ответственности, любви к родине, сохранению её национальной культуры и традиций.
Список литературы
Киселев Г.Б. Воспитание курсантов военных вузов на основе системы личностно-профессионального саморазвития // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. №2 (4). С. 67-75.
Военная педагогика. Учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер. 2015. 640 с.