Использование традиционных и современных методов обучения на экологических занятиях с дошкольниками - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Использование традиционных и современных методов обучения на экологических занятиях с дошкольниками

Соколова Д.М. 1, Савватеева О.А. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» (государственный университет «Дубна»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Важным аспектом в решении экологических проблем является образование и воспитание всего населения. В настоящее время именно экология является основой формирования нового образа жизни. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это системный, организованный и целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование системы экологических умений, знаний, нравственных качеств и навыков. Все это гарантирует формирование и развитие у человека ответственного отношения к природе. Наиболее обширные и углубленные знания экологической направленности способен передать специалист этой области – эколог. Этот человек может простым, доступным языком преподнести ту или иную информацию экологической направленности с помощью традиционных и современных методов обучения. Специалисты-экологи могут помочь качественно сформировать умения и навыки экосферы у детей дошкольного возраста.

Цель исследования

Анализ традиционных и современных методов обучения дошкольников основам экологии и природопользования, а также практическое их применение с целью формирования экологической культуры детей.

Материал и методы исследования

Данная работа основана на изучении литературы по теме методов и форм экологического образования; а также на результатах применения различных методов обучения на экологических занятиях в Муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях города Дубны Московской области в 2019 г.

Результаты исследования и их обсуждение

Традиционные (классические) методы обучения имеют одну совместную цель: информировать обучающегося о новых знаниях и предоставить ему актуальную информацию о дисциплине. Базой этой группы методов является познавательная и иллюстративная работа преподавателя и способность обучающегося воспроизводить полученные знания [7].

Обучающийся знакомится с незнакомой ему информацией, а в процессе понимания использует новые способы действий и рассуждения. Приобретенные знания возможно использовать на практике. Каждая полученная частица информации помогает решать соответствующие задачи. При этом активируется большей частью ассоциативная память (связь идей и обстоятельств друг с другом). Данный процесс связан с тем, что знания представлены в готовом виде.

На занятиях с дошкольниками в г. Дубна были использованы различные традиционные методы, обсуждаемые ниже.

Рассказ – особая форма изложения, преимущественно, фактических данных в виде повествования или описания. Информацию следует преподносить качественно. Чтобы осуществить подачу материла на хорошем уровне, необходима личная подготовка рассказчика. Также следует взять во внимание профессиональные наработки и опыт других преподавателей.

Изложение подготовленных фактов, тема и цели требуют особого внимания в методе рассказа. Не мало важным является использование различных вспомогательных инструментов обучения, чтобы наглядно показать материал, очень четко направить ребят на самостоятельное генерирование информации и помочь им научиться правильно разрабатывать выводы.

В ходе проведения занятий в Муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях города Дубны Московской области №22 «Золотая рыбка», №18 «Мишутка» и №20 «Елочка» был использован повествовательный рассказ (рассказ-ознакомление). С его помощью было изложено определенное и намеченное заранее содержание занятия. Для ребят была подготовлена наиболее интересная информация о растениях, их пользе и использовании как лекарственных средств; информация о группах растительности: городская растительность, лесная растительность, растительность болот, водная растительность, растительность лугов; информация о хвойных деревьях.

Метод рассказа наиболее эффективен с точки зрения обучения и развития при работе с маленькими детьми. В дошкольном возрасте ребятам легко накапливать массу фактов, доказательств и знаний, их умственные способности более гибкие (нежели у взрослого человека), их абстрактно-образное мышление развито лучше, чем у взрослого населения. С помощью практических заданий во время экологических занятий было выявлено хорошее усвоение нового материала дошкольниками.

Как правило, продолжительность рассказа не должна превышать десяти минут (что было учтено при предоставлении информации). Рассказ должен сопровождаться позитивным психоэмоциональным фоном [1]. Каждая тема занятий была подкреплена примерами и фотографиями.

Не всегда результативность рассказа, как самостоятельного метода, может быть высока. Она может зависеть от его использования в сочетании с другими методами обучения, например, с иллюстрацией, которая наиболее эффективна при работе в дошкольных учреждениях.

Беседа – диалогическая или вопросно-ответная форма представления информации, а также ее закрепление. Беседа использовалась для организации всего процесса занятия, для подготовки дошкольников к активной работе во время него, для ознакомления ребят с новой информацией, для организации и закрепления знаний, для контроля и диагностики приобретения знаний во время занятия.

На экологических занятиях с детьми использовались беседы различного назначения [1]:

организационная или вводная беседа: проводится перед началом занятия, чтобы выяснить, насколько тема занятия понятна детям, и какой запас знаний у них сформирован по теме. Некоторые ребята не сразу смогли подключиться к такой работе, поэтому было необходимо опросить каждого ребенка и помочь ему ответить с помощью наводящих вопросов, описания явления или предмета по теме;

сообщающая беседа: служит для донесения новых знаний. Этот вид беседы был эвристическим: обучающийся столкнулся с проблемой и должен дать свои ответы на вопросы, которые преподаватель задает во время занятия. К примеру, во время рассказа о хвойных деревьях были заданы вопросы по теме, а также был поставлен главный вопрос-проблема экологического занятия: «Что такое хвоинки?». Ребята отвечали по-разному, в итоге пришли к выводу, что хвоинки – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие;

синтезирующая беседа: проводится с целью обобщить и систематизировать знания, которыми обладает обучающийся. На занятиях около 3–4 минут было посвящено закреплению нового материала. Задавались наводящие вопросы, на которые отвечали ребята.

Применение бесед на практике помогло мотивировать обучаемых к генерации мысли, проведению сравнений и сопоставлений.

Демонстрация (метод показа) направлена на то, чтобы предоставить обучающимся наглядный пример изучаемого объекта, процесса или явления,представляя его непосредственно во время занятия [7].

Исходя из содержания изучаемой темы и способов действия обучающихся, использовались разные варианты демонстрации: показ реальных объектов (материалов, природных объектов), показ визуальных средств демонстрации, представление видеоматериала (просмотр мультфильмов по теме занятия).

Демонстрация тесно связана с методом иллюстрации, однако его, традиционно для отечественной дидактики, принято рассматривать в качестве самостоятельного [7].

Иллюстрацией принято считать демонстрацию явлений, процессов и объектов, а также их восприятие в символьной форме. В дошкольных образовательных учреждениях необходимо иллюстрировать преподносимую информацию, чтобы дети могли эффективно усваивать материал. К иллюстрации относят картины, репродукции, диаграммы, графики, схемы, рисунки, плакаты, фотографии, карты и т.д.

Для более продуктивной работы эти два метода используются совокупно. Они не только дополняют друг друга, но и усиливают действие друг друга. Если говорить о применении демонстрации и иллюстрации, можно прийти к выводу, что демонстрация используется в том случае, если ее предмет должен восприниматься дошкольниками в целостности; а иллюстративный метод используется, когда необходимо указать суть предмета демонстрации или связь его элементов [6, 7].

Практическая работа в отличие от лабораторного метода заключается в частоте использования. Данный метод чаще используется для решения практических заданий по закреплению теоретических знаний. В первую очередь, это навыки применения теории на практике, которые является основополагающими.

Таким образом, во время занятия дошкольникам сначала была преподнесена новая информация (например, о хвойных деревьях) с помощью повествовательного рассказа, на основании которого выполнялось практическое задание. В ходе работы дети ознакомились с живыми веточками ели и сосны, а также с их плодами – шишками. Поделившись на группы по 4–5 человек, ребята сравнивали две хвойные коллекции. При помощи данного метода дошкольники пришли к следующим выводам: 1. Длина хвои у деревьев разная, у сосны иголки длинные, а у ели – короткие. 2. Еловые и сосновые хвоинки крепятся по-разному, у сосны две хвоинки прикреплены к ветке, а у ели каждая иголка. 3. Шишки ели длиннее, и имеют вытянутую форму. Сосновые шишки меньше еловых по размерам, и они более круглые.

Практический метод помогает углубить знания и навыки, стимулировать познавательную деятельность и решать задачи контролирующего и коррекционного характера [2].

Метод практической работы эффективен при обучении людей всех возрастов с учетом соответствия заданий навыкам и возрастным характеристикам обучающихся.

Самостоятельная работа – это метод обучения, направленный на приобретение знаний и навыков путем индивидуального изучения обучающимися теоретических источников, а также она разработку необходимых им действий и приемов [7].

Самостоятельная работа – наиболее важный метод обучения, это основа всех других методов, а также дидактическая связь, которая определяет дидактическую связь между каждым из них.

На занятиях были использован один из базовых видов самостоятельной работы – просмотр видеоматериалов. Каждое занятие завершалось мультфильмом по теме занятия. Например, после просмотра мультфильма от Почемушкина про «жизнь» одуванчика (https://www.youtube.com/watch?v=8LHj_wkrckc), дошкольники самостоятельно сделали выводы о способах распространения и размножении этого растения.

Самостоятельная работа, подобная практике, должна быть частью образовательного процесса обучения людей всех возрастов. Прежде всего, она не должна превышать интеллектуальный и умственный потенциал обучающихся и их индивидуальные способности.

На занятиях с детьми также использовались различные современные методы обучения. В отличие от классических методов, они характеризуются немного другими признаками, а именно:

современные методы обучения уже находятся в стадии разработки, адаптируясь к специальной педагогической концепции, в соответствии с которой развитие основывается на определенной методологии и философском взгляде автора;

технологическая последовательность действий, операций и взаимодействий основана на целях, которые представляют собой четкий ожидаемый результат;

реализация методов включает в себя соответствующую деятельность преподавателей и обучающихся на основе договора и с учетом принципов дифференциации, индивидуализации и оптимального использования человеческого и технического потенциала (обязательными элементами являются диалоги и общение);

педагогические методы планируются поэтапно и реализуются последовательно, они должны выполняться любым преподавателем, но гарантировать достижение цели каждым обучающимся;

диагностические процедуры, которые содержат необходимые инструменты, индикаторы и критерии для измерения успеваемости учащихся, являются важным компонентом методов [4, 5].

Работа в парах является одной из форм коллективной деятельности обучающихся на занятиях. Работа в парах может быть очень удобной формой организации познавательного процесса. Выполнение заданий в небольшой команде из двух ребят помогает их общению и взаимодействию друг с другом. Общий результат работы фактически состоит из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности задания, выполняемого каждым участником. Основываясь на требованиях метода работы в парах, обучающийся срабатывается с другим, что гарантирует обратную связь и оценку извне в процессе овладения новым видом деятельности. Как правило, обе стороны имеют равные права [5].

На экологических занятиях работе в парах отводилось по 5–6 минут, для того, чтобы выполнить задание и закрепить знания по пройденному материалу. Форма работы в парах – сборка пазлов, состоящих из 10–12 крупных деталей. На пазлах были изображены растения по теме занятия. На таком этапе необходимо проконтролировать работу в каждой паре и помочь, если что-то не получается. Ребята сработались в «минигруппах» и хорошо справились с заданием. Каждая пара назвала получившееся растение.

Работа в парах хороша, потому что позволяет обучающемуся получить объективную оценку своей деятельности и понять свои недостатки. Кроме того, развиваются коммуникативные навыки.

Однако этот метод имеет недостаток; он заключается в возможности возникновения трудностей из-за личной несовместимости партнеров.

Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе как средства передачи информации. Это компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Усваиваемая обучающимися информация представляется в связке с визуально-образными данными (видеоматериал, графика и т.п.), а изучаемый объект, явление или сам процесс может отображаться в динамике [5].

Использование компьютерных слайд-презентаций в учебном процессе детей имеет следующие преимущества:

реализация полисенсорного восприятия материала;

возможность демонстрировать разные объекты с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в целостную презентацию;

способность демонстрировать объекты, более доступные для просмотра;

активизация зрительных функций, глазомерного потенциала ребенка;

слайд-фильмы компьютерных презентаций можно легко использовать для отображения информации на принтере в формате большого шрифта в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками [3].

Каждое занятие в детском саду было подкреплено яркими и красочными презентациями. Слайдовое сопровождение нового материала, рассказа, вопросов, загадок и физкультминуток обеспечивало возможность поэтапного построения экологического занятия. Видеоматериалы – мультфильмы – были необходимы дошкольникам в заключение занятия, так как это помогало лучше закрепить новые знания, а также получить наибольшее удовольствие от урока.

В целом, использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными. Занятия с мультимедией вызывают у ребенка живой интерес. Они являются отличным наглядным пособием и демонстрационным материалом, который способствует хорошей работе на уроке.

Заключение

Образование и воспитание – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Особенно важны эти понятия в современном мире, без них невозможно решить нарастающие экологические проблемы. Формирование нового образа жизни людей должно быть подкреплено экологической культурой. Экологическое воспитание дошкольников должно стать базовой ступенью, определяющей помощь в разрешении экопроблем.

Тот или иной метод обучения позволяет качественно преподнести новый материал, систематизировать знания по теме, закрепить и усвоить новое. Применение традиционных и современных методов в связке обеспечивает тот факт, что занятие получается более продуктивным и запоминающимся. Рассмотренные методы, использованные на экологических занятиях, помогли реализовать все запланированные этапы. Переключаясь во время занятия на разные методы, дошкольникам было легче воспринимать новый материал и запоминать его.

Список литературы

Артюхова М.А. Методы и приемы обучения. – URL: https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=34327. Режим доступа: свободный. Дата посещения: 19.12.2019.

Крысько В.Г. Общая характеристика методов обучения. – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/25.php. Режим доступа: свободный. Дата посещения: 16.12.2019.

Кудашкина О.П. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. – URL: https://www.konstpk.ru/professionalnaya_podgotovka/metodicheskaya_kopilka/metod/2018/3.pdf. Режим доступа: свободный. Дата посещения: 18.12.2019.

Михайлова М.В. Современные методы обучения. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/08/30/sovremennye-metody-obucheniya. Режим доступа: свободный. Дата посещения: 19.12.2019.

Современные методы обучения. – URL: https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php. Режим доступа: свободный. Дата посещения: 17.12.2019.

Столяренко Л.Д. Классификация методов обучения. Особенности традиционного обучения. – URL: https://psyera.ru/4636/klassifikaciya-metodov-obucheniya-osobennosti-tradicionnogo-obucheniya. Режим доступа: свободный. Дата посещения: 18.12.2019.

Традиционные методы обучения. – URL: https://4brain.ru/pedagogika/tr-methods.php. Режим доступа: свободный. Дата посещения: 17.12.2019.

Просмотров работы: 19