ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Кузьминов Д.А. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исследование мнений студентов, будущих педагогов, и преподавателей по вопросу о качествах и формах деятельности идеального преподавателя имеет высокую степень актуальности, так как от согласованности субъектов образовательного процесса по данному вопросу напрямую зависит качество обучения, а полученные данные создают базу для дальнейших исследований этого вопроса, в контексте изменений взглядов студентов после начала работы преподавателем.

Сегодня, студенты официально имеют возможность оценивать состояние образовательного процесса в университете, а также деятельность отдельных преподавателей согласно ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата [8]. На практике это проявляется в изредка проводимых для студентов анкетированиях в рамках исследований «педагог глазами студента», направленных на выявление степени удовлетворенности студентов качеством преподавания [3, с. 28-32]. В данной ситуации логично предположить, что оценка студентами деятельности различных педагогов, будет напрямую зависеть от их субъективных представлений об образе идеального преподавателя. Главная опасность подобного подхода кроется в том, что при ознакомлении преподавателей с результатами анкетирования студентов, есть риск последующей деформации преподавательской деятельности отдельных педагогов, в угоду мнений студентов [7, с. 68-79].

В связи с этим целесообразно выявить представления студентов об идеальном преподавателе вуза и определить степень их соответствия представлениям самих педагогов. В качестве респондентов нами были выбраны студенты педагогического образования по гуманитарным профилям (история и филология), так как они должны, в силу получаемой специальности, наиболее широко и объективно представлять характер педагогической работы и преподавательские компетенции. Гуманитарный профиль создает более обширные и тесные связи между студентом и преподавателем, что должно положительно повлиять на раскрытие образа идеального педагога. Определенная чувствительность респондентов к рассматриваемой проблеме накладывает ограничения на использование прямых вопросов, продуктивней выглядит подход, при котором анализу подвергаются уже проставленные преподавателям оценки, при этом с помощью методов многомерного анализа подтверждается наличие латентной переменной «идеальный педагог» и определяется вклад различных критериев оценки в представление об идеальном преподавателе [6, с. 110].

Согласно проведенному анкетированию 83% опрошенных студентов в качестве главной характеристики идеального преподавателя указали умение наладить контакт с аудиторией, причем тут имеет место не только общая коммуникабельность педагога, сколько также его возможность заинтересовать учебным курсом. Успех определяется способностью преподавателя раскрыть значение учебного предмета для будущей профессии. Не менее важным качеством, по мнению студентов, является умение педагога грамотно и доходчиво излагать учебный материал, а также владение современными педагогическими технологиями. Старые методы педагогического воздействия отдаляют преподавателя от статуса идеального педагога. В последнюю очередь среди качеств идеального преподавателя студенты отмечали его следование теме учебных занятий, привлечение студентов к научной работе и использование компьютерных технологий. Таким образом, даже для студентов педагогического направления ключевые характеристики идеального преподавателя лежат не в его знаниевой области, а в области коммуникативных навыков.

На основе полученных результатов можно заключить, что характеристика идеального преподавателя не поддается отнесению к какому-либо одному измерению. В самом распространённом варианте идеальный педагог может оцениваться по двум измерениям, это педагогическое мастерство и педагогическая прогрессивность. Под педагогическим мастерством подразумевается совершенство в использовании педагогических и воспитательных приемов, их оригинальная комбинация, ясность и последовательность в изложении материала, организованность преподавателя, умение заинтересовать студентов учебной дисциплиной, наладить контакт, объективная оценка знаний, следование темам учебных занятий и т.д. [2, с. 6]. Под педагогической прогрессивностью студенты понимают использование компьютерных технологий при подаче учебного материала; предоставление студентам учебно-методических наработок; использование рейтинговой системы при оценке знаний студентов; связь учебного материала с современным состоянием науки [4, с. 128-129].

Стоит отметить, что в практиках подобных анкетирований обнаруживаются характеристики, такие, например, как организованность педагога и объективная оценка знаний, имеющие высокую долю вариативности у студентов для образа идеального преподавателя. Видимо, определенное влияние на представления студентов могут оказывать как специфичные для конкретного учебного заведения проблемы, так и особенности, связанные с тем или иным направлением подготовки. Часто, во время оценки преподавателей, попадется ситуация, при которой одного и того же преподавателя студенты могут оценивать, как в качестве лучшего, так и в качестве худшего. Данная ситуация происходит потому, что у студентов наблюдаются различия в представлении об идеальном преподавателе, а также в самой специфике оценивания педагогического процесса студентом по двум измерениям – удовлетворенность формой и удовлетворенность содержанием учебного процесса [5, с. 103-104].

В рамках опроса преподавателей об их видении идеального преподавателя были получены следующие результаты: в числе очень важных качеств, определяющих образ идеального педагога, чаще всего упоминались ясное и последовательное изложение материала (89,5 %); умение заинтересовать студентов учебным курсом (79 %); объективная оценка знаний студентов (74,6 %); умение наладить контакт с аудиторией (72,7 %); обладание высокой культурой речи (70,2 %); организованность и дисциплинированность преподавателя (67,1 %); связь учебного материала с современным состоянием исследований в рассматриваемой области (67,1 %) [1, с. 68].

Таким образом, мы наблюдаем расхождения в представлениях об образе идеального преподавателя среди студентов педагогического направления и самих преподавателей. Разница взглядов проявляется в вопросах увязывания преподаваемого материала с практической значимостью для будущей профессии, для студентов это имеет высокую значимость, для преподавателей это не играет главной роли, использование различных методов обучения, организованности преподавателя и объективности оценки знаний студентов.

Проведенные исследования показали, что представления об идеальном преподавателе студентов педагогического направления подготовки исторического и филологического профилей являются весьма устойчивыми. Взгляды преподавателей и студентов оказались во многом близки, главные же расхождения находятся в сфере практической направленности изучаемого материала. Характеристика идеального преподавателя не является устойчивой, она может рассматриваться в различных измерениях, которые могут не пересекаться, так как студент, даже педагогического направления, во многом сам формирует для себя критерии идеального преподавателя.

Список литературы:

Брызгалина Е. В., Прохода В. А. О критериях оценки педагогической деятельности преподавателя в контексте управления качеством образования // Экономика образования (Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова). 2014. № 1. С. 65-72.

Денисенко С.И. Проблемы педагогической культуры преподавателя вуза в современных условиях// Вестник Екатерининского института. Научный журнал. 2009. №4 (8). С. 6;

Запесоцкий А. С., Санкин Л. А., Викторенкова С. В. Преподаватель глазами студента. Об изучении мнений студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 28-32;

Зеленев И. А., Прохода В. А. О критериях оценки качества преподавания и построении рейтинга преподавателей в вузе (опыт социологического исследования) // Образование от Ломоносова до наших дней / под ред. В. А. Садовничего. М.: ООО «Агентство «Мегаполис», 2012. С. 120-131;

Зеленев И. А., Туманов С. В. Об оценке качества преподавания в вузе в контексте восприятия студентами своих преподавателей (опыт социологического исследования) // Высшее образование в России. 2012. №11. С. 99-105;

Прохода В.А. Представления студентов и преподавателей вуза об идеальном педагоге // Социальные явления. 2015. С. 105-110;

Туманов С. В. Опыт социологических исследований качества образования в МГУ // Качество университетского образования: состояние, проблемы, перспективы: научные труды Института комплексных исследований образования МГУ им. М. В. Ломоносова / под ред. В. И. Кружалина. М.: Диалог культур, 2010. С. 68-79;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 (дата обращения: 28.01.2020);

Просмотров работы: 250