Проблемы чтения в современном мире у молодежи - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблемы чтения в современном мире у молодежи

Карабалин Р.А. 1, Кириченко И.С. 1
1ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания семьи и школы, «электронные преподаватели» играют в ней все более важную роль. За последнее десятилетие телевидение и компьютер стали наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и в сельской местности, и занимают первое место в списке ежедневных досуговых мероприятий.

На этом фоне такие некогда популярные виды досуга, как чтение, уходят на второй план. Чтение вытесняется электронными СМИ. Дети полностью перестали читать. Результаты международного исследования PISA отражают уровень грамотности студентов в чтении, математике и естествознании. Исследование 2000 года было сосредоточено на навыках чтения1. Среди студентов из 32 промышленно развитых стран Россия заняла в нем 28 место. Средний балл по грамотности чтения российских студентов в исследовании 2009 года составил 459 баллов по 1000-балльной шкале. По этому показателю Россия заняла 41-43 место среди 65 стран, участвующих в PISA2.

Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. В последние годы наблюдалось ухудшение ряда характеристик чтения у детей и подростков, а также снижение уровня грамотности. Учителя полны беспокойства по поводу упрощения и огрубления речи среди школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не владеют языком классического наследия, но они хорошо усваивают различные штампы и формальный подход к классической литературе3. Утрачена не только культура чтения, но и культура речи, поскольку значительная часть репертуара ранее любимой литературной классики не освоена. В то же время влияние электронной культуры на чтение увеличивается.

Анализ Интернет – источников показал, что все статьи, публикации, данные социологических опросов, интервью, посвященные проблеме чтения. Современных данных по проблеме найти практически не удалось. Соответственно, можно сделать вывод, что проблеме в наши дни не уделяется должного внимания ни в СМИ, ни на уровне правительства РФ. Появляются некоторые программы, разработанные и действующие на уровне отдельных субъектов РФ, городских округов, поселений. Пример такой программы – «Читающий город – читающая Россия», разработанный в рамках Национальной программы развития и поддержки чтения для Московской области. Федеральные же программы, действие которых было развернуто в 2005 – 2008 годах, продолжают работать, однако результативность их, на мой взгляд, недостаточно высока.

Чтение - это функциональная, базовая способность к образованию и жизни в современном обществе, это механизм поддержания и развития родного языка. Однако, как показал анализ литературы по этой проблеме, во всем мире наблюдаются общие тенденции: снижение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; нарушение навыков чтения. Чтение стало в значительной степени ориентировано на информационные и прагматические потребности.

По данным Аналитического центра Юрия Левада (2008), ситуация в России выглядит следующим образом.

В течение пяти лет доля постоянных читателей публикаций любого типа снижалась. Особенно резко сократилась группа регулярно читающих журналов (в 2,3 раза). Постоянные читатели книг сегодня чаще других групп женщин (19% этой группы), россияне с высшим образованием (25%), жители крупных и средних городов страны (20% каждая, москвичи - 19% ), респонденты с более высоким статусом потребителя (20%). 8% опрошенных россиян не читают художественную литературу.

Государственная публичная библиотека сегодня не является одним из самых значительных источников художественной литературы для читателя. Первое место здесь - покупка (как ответили 67% читателей художественной литературы, можно указать несколько источников), 43% интересуются им из друзей и знакомых. Районная (городская) библиотека остается источником художественной литературы только для 17% читающих художественную литературу. 77% взрослых россиян сегодня не пользуются никакими библиотеками. Преобладающий контингент подписчиков библиотек - самые молодые жители страны: среди 18-24-летних доля использования библиотек составляет 34%. 24% российских семей не имеют книг дома, еще 39% дома имеют менее 100 книг. Доля владельцев крупных домашних библиотек (более 500 книг) с 1995 года снизилась с 10 до 6% взрослых россиян.

В 2006 году «Роспечать» совместно с Российским книжным союзом разработали базовый долгосрочный документ, призванный наладить работу в области продвижения и поддержки чтения в России - Национальная программа поддержки и развития чтения.

Национальная программа поддержки и развития чтения в Российской Федерации.

«Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена ​​тем, что в условиях глобализации качество жизни в нашей стране соответствует общепризнанным международным стандартам, и Россия может успешно конкурировать с другими странами в рамках мировой политики и экономики и в то же время конструктивно взаимодействовать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующих во всех слоях российского общества, а относительно низкий уровень общей культурной компетенции всего населения недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем. »

Обосновывая актуальность проблемы, эксперты Федерального агентства по печати и средствам массовой информации говорят о наличии «системного кризиса культуры чтения, когда страна приблизилась к критическому пределу пренебрежения чтением».

По данным экспертов, сегодня в российском обществе статус чтения явно снижается:

Увеличивается доля россиян, которые вообще не читают или читают только изредка. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2019 году этот показатель составлял 53%.

Традиции семейного чтения утрачиваются: в 1970-х годах 80% семей регулярно читали детям, сегодня только 7%.

Снижение общественного интереса к печатной прессе. Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газеты, то в 2019 году только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно.

Растет вкус вкусов и предпочтений в области чтения - выбор профессиональной, художественной и массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.

Владение родным языком ухудшается: в обществе родная речь де-факто становится все более примитивной; В ответ на это увеличивается использование английских слов в молодежной, профессиональной и деловой среде, которые в некоторых случаях заменяют даже устоявшийся русскоязычный аналог.

Уровень грамотности населения снижается: по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA, более 10% российских школьников являются функционально неграмотными, тогда как в ведущих странах этот показатель не превышает 1%.

Увеличивается чисто развлекательная составляющая чтения и желание людей (особенно молодого поколения) минимизировать затраты интеллектуальных усилий при чтении.

Спрос на «высокую», самую сложную и информативную профессиональную и художественную литературу снижается даже в крупных библиотеках.

Главным методом исследования читательской активности жителей поселка Ивановское стал массовый опрос в виде письменного анкетирования. В анкетировании приняли участие 118 человек в возрасте от 7 лет, в основном подростки, обучающиеся нашей школы.

Лишь 19% опрошенных постоянно читают книги, 65% обращаются к книге от случая к случаю, и 19% респондентов ответили, что никогда не читают книги. Среди постоянно читающих жителей поселка в основном женщины (26%), дети младшего школьного возраста (37%), люди в возрасте 40 – 54 лет (33%). Анализ уровня образования постоянно читающих граждан показал несколько неожиданные результаты. Среди постоянно читающих жителей поселка в основном люди со средним, средним специальным образованием (27%), и лишь 20% с высшим образованием.

Анализ жанровых предпочтений респондентов показал, что наибольшей популярностью у книголюбов нашего поселка пользуются классическая литература, детективы, боевики, любовные романы, фантастика. Если учитывать, что основная часть опрошенных – это обучающиеся школы, становится вполне понятным такой высокий процент респондентов, читающих классику, это просто требования школьной программы. В остальном же, выбор опрошенных сводится к несерьёзной литературе развлекательного характера.

Как показывают результаты анкетирования, среди жанров нехудожественной литературы наиболее часто респонденты называют советы на все случаи жизни, книги по кулинарии, о здоровье, что опять же свидетельствует о невзыскательности вкусов читателей нашего поселка. И лишь 3 – 4 % опрошенных называют узкоспециализированную, интеллектуальную литературу.

Анализ результатов показывает, что постоянно читают газеты 14% опрошенных, 48% делают это от случая к случаю, и 38% респондентов газет не читают вообще. Более подробный анализ результатов показал, что чтением газет заняты в основном женщины (14%), люди в возрасте 40 – 54 лет (33%) и старше 55 лет (25%), а также респонденты с высшим образованием (33%).

Чтению журналов уделяют внимание постоянно 19% опрошенных, 60% респондентов читают журналы от случая к случаю, и 21% никогда не занимается этим. Прессу такого рода предпочитают респонденты в возрасте 25 – 29 лет, со средним или средним специальным образованием. Такие результаты свидетельствуют о невзыскательности вкуса современного читателя периодических изданий в поселке, о предпочтении развлекательного чтива.

По результатам анкетирования в домашней библиотеке жителей нашего поселка в основном имеется до 100 книг (44% опрошенных). 21 % респондентов имеют дома 100 – 300 книг, почти каждый пятый (19% опрошенных) не имеет домашней библиотеки вообще. И лишь по 8 % опрошенных имеют дома 300 – 500 книг или свыше 500. В основном это люди с высшим образованием.

Результаты анкетирования частично дублируют данные социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Итак, анализ результатов проведенного анкетирования позволяет судить о том, что в нашем поселке наблюдаются схожие с общероссийскими тенденции в области чтения. А именно, снижение количества читающего населения, распространенность привычки чтения среди тех же категорий населения (женщин, людей в возрасте старше 25 лет, высокообразованных респондентов).

Результаты проведенного анкетирования жителей поселка подтверждает интервьюирование учителей – филологов школы, а также работников поселковой библиотеки. Целью интервью являлось выяснение отношения указанных специалистов к проблеме чтения и ее проявлениям в поселке. По мнению указанных специалистов, молодые люди в поселке, как и во всей стране, стали читать значительно меньше, а интересы и предпочтения в области чтения достаточно невзыскательны, носят развлекательный характер.

Просмотров работы: 5849