ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Гацукович И.И. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нововведения, принятые в современном российском образовании, направлены на образование основных компетенций, которые помогут обучающимся достичь максимального уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого недостаточно, необходимо вводить и применять новые технологии, изменяя при этом содержание уроков.Наступил переломный момент в современной науке об образовании, когда возникла потребность в создании новых образовательных технологий, обеспечивающих основу образовательного процесса – развитие личности каждого обучающегося, его активации. В результате возникла потребность создания таких условий обучения, в которых обучающийся стремится получить новые результаты своего труда и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В будущем у современных школьников возникнет необходимость наличия у них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. На сегодняшний день большинство предложений о работе требуют максимальных компьютерных знаний, поэтому целесообразно учитывать при обучении школьников первостепенное значение современных информационных технологий.

В числе современных технологий и методов обучения в последние годы особое место в образовательном процессе занимает применение кейс – технологий. Применение данных технологий дает возможность за короткие временные рамки усвоить учащимися новый материал, научные термины, понятия, теории, что играет очень важную роль в процессе обучения, прежде всего, необходимо для повышения мотивации учебного процесса, успеваемости обучающихся и экономии учебного времени.

Кейс-технологии объединяют в себе такие зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках биологии целесообразной является совместная деятельность, позволяющая всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а, главное, научиться работать в группе и самостоятельно[1].

Для кейс-технологий характерны такие процессы, как активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Среди ученых, внесших весомый вклад в разработку и внедрение этой технологии внесли Г.А.Брянский, Ю.Ю.Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Для нашей страны кейс технологии обучения – относительно новое явление. Их распространение началось лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских ВУЗов. В 2007-м впервые был проведен первый чемпионат России по решению бизнес кейсов. Но к 2009-му году популярность чемпионата возросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России. В лице спонсоров данного турнира выступили 30 международных компаний. Одновременно некоторые зарубежные фирмы, имеющие филиалы и представительства в Российской Федерации, стали пользоваться кейс тестированием при приеме на работу.

На современном этапе применение данных технологий осуществляется не только в бизнесе, медицине, социологии, а во всех областях наук. Преподаватели различных предметов применяют кейс - технологии не как специализированный курс по исследованию ситуации, а в виде обучающей технологии на занятиях. «Различные организации многих стран мира (институты, университеты и др.) имеют свои коллекции кейсов. Права на большинство из этих кейсов принадлежат ECCH (European Case Clearing House), созданному в 1973 г. по инициативе 22 высших учебных заведений и являющемуся лидером по сбору и распространению кейсов» [2].

В настоящее время в большей степени упоминается об использовании кейс -технологий в общеобразовательных школах, в виде проведения уроков. Но не всегда денная технология предполагает использование компьютерного обеспечения, так как в пакете заданий может содержаться вся необходимая для анализа информация.

Процесс обучения с применением кейс–технологий позволяет развивать метапредметные компетенции обучающихся, персонализировать учебный процесс. В результате применения кейс – технологий у школьников возникает потребность в знаниях, развитии познавательного интереса к изучаемому предмету, возможности использования методов научного исследования, развитие когнитивной самостоятельности и творческих способностей, развитие интеллектуальных, эмоционально – волевых качеств и формирование познавательной мотивации [3, с. 172].

Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, информация о готовящихся законопроектах, об экономических преобразованиях; кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт учащихся и многое другое.

Следовательно, акцентируется выработка знаний, а не на овладение готовой информацией. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на: тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические. Они могут быть разными не только по содержанию, но и по структуре [4, С. 112 - 114].

На уроках биологии используются кейсы различной степени сложности [5, С. 67 - 74]:

Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможен ли иной способ решения данной задачи. Например, с какими положениями эволюционной концепции Ж. Б. Ламарка согласны и не согласны вы лично? Поясните свою позицию.

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, Ламарк считал, что видов реально не существует. Докажите неправомерность такой точки зрения.

Третья степень сложности: показывает наличие практической ситуации – необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Например, при изучении темы « Основные силы эволюции», необходимо ответить на вопрос: между особями в стае ворон идет борьба за су­ществование. За что конкретно она осуществляется и как проявляется? Какие особи будут иметь в ней преимущество?

Решений может быть множество, и почти все варианты имеют право на существование, аргументацию и обсуждение. Кейс может быть представлен в виде всего лишь одного предложения – цитаты из текста. Например, докажите, что любое приспособление организма имеет относительный характер. Приведите необходимые примеры. Подготовленные в письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются учащимися и составляют основу беседы, дискуссии под руководством преподавателя. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.

Ситуативные кейсы на уроках биологии могут быть связаны с проблемами взаимоотношений между живыми организмами; с составлением хронологических таблиц событий и даже с составлением карт маршрута передвижения животных и др. Решение кейсов одинаково эффективно в коллективной (групповой) работе, в работе в парах, в индивидуальной работе.

Суть кейс-технологий заключается в анализе реальной ситуации (определенных вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-либо прикладную проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Таким образом, способом достижения поставленных целей преподавания биологии является кейс, как пакет документов, предназначенный для работы учащихся. Будучи интерактивным способом обучения, кейс-технологии позволяют повысить интерес учащихся к данному предмету. Применение изучаемой технологии помогает развить в детях основные для дальнейшей жизни качества: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека [5].

Литература

Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / Долгоруков А. М. Лекции. Режим доступа: http://www.vshu.ru

Шимутина, Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. – 2009. – №2 . – С. 172 – 179

Шабанов, А. Г. Формы, методы и средства в дистанционном обучении / А. Г. Шабанов // Инновация в образовании. – 2005. – №2 . – С. 102 – 116

Пинчукова, М. В. Подготовка учителей – предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 67 – 74.

Кондаков, М.Л., Латыпова, Е.Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности. – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/

Просмотров работы: 108