Информационные технологии в сфере образования - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Информационные технологии в сфере образования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для современного школьного образования характерны процессы информатизации, массовое распространение информационных технологий. В отношении учителей предъявляются требования в области знаний и профессиональных навыков в данной сфере. Безусловно, ключевую роль в организации эффективного обучающего процесса с применением информационных технологий играет учитель, его личное мнение в отношении  нововведений, технические знания в области информационных технологий, уровень профессиональной компетентности, владения материалом. В современном мире, где информация стремительно устаревает каждые 2-3 года, где доступ к базам данных стал глобальным, педагогу необходимо самому находиться в непрерывном самообразовательном процессе для того, чтобы поддерживать интерес учащихся, расширяя собственный интеллектуальный ресурс.

В современном понимании термин «технология» подразумевает прикладной характер технических и научных знаний в области практических задач. Технологии, направленные на анализ и преобразование, хранение информации, абсолютно применимы в образовательной среде. Информатизация в школе предполагает анализ и обработку данных, их передачу, накопление и хранение, автоматизацию и формализацию учебного процесса. Основными техническими средствами являются компьютерная техника и программное обеспечение. Самое широкое распространение получают офисные программы: редакторы текстов и электронных таблиц, программы - презентации, системы баз данных, графические программы и т.п. Применительно к образовательному процессу можно выделить такие информационные технологии как:

- обучающие компьютерные программы (электронные учебники, системы тестов, лабораторные практикумы и т.п.);

- мультимедийные обучающие комплексы и системы;

- базы данных по областям наук;

- электронные библиотеки;

- телекоммуникационные средства, позволяющие организовывать конференц-связь, сети связи, сети по обмену данными и пр.;

При глобализации сетей и возможности получать информацию оперативно и на расстоянии, стала возможна реализация образовательного процесса дистанционно и это особенно актуально при сопровождении учащихся, находящихся на домашнем обучении. Широта охвата аудитории обучающихся становится максимальной. В целом же новая грамотность подрастающего поколения предполагает способность быстро ориентироваться в современном информационном поле, мультимедийной среде, где им важно научиться читать и писать, работать с актуальной информацией в формате глобального пространства.

Сегодня говорится об актуальной потребности овладения школьниками так называемой информационной культурой. Развитие компьютерных технологий в образовании позволяет наряду с формированием общих компетенций подрастающего поколения работать над развитием начального уровня навыковых компетенций через вовлечение в проектную, исследовательскую работу с возможностями быстро обмениваться получаемыми результатами. Какие важные задачи педагогической деятельности помогают решать информационные технологии? В первую очередь это повышение степени индивидуализации обучения, а также индивидуализации работы самого педагога, который может выстраивать формат обучения в соответствии со своим собственным видением в рамках образовательной программы. Во вторую очередь нужно отметить, что само тиражирование педагогических наработок, практики происходит ускоренно и доступ к материалам становится более обширным. При эффективном построении процесса обучения с применением современных информационных технологий можно обеспечить гибкость самого процесса, формировать более усиленную мотивацию у обучающихся через их активное включение висследовательскую деятельность.

Информационные технологии подразумевают интеллектуальное обучение, средства мультимедиа, обучение с использованием имитационного оборудования, демонстрационные системы. В зависимости от того, какие учебные ситуации и цели возникают перед педагогом, применяются разные методики из широкого диапазона возможных. При этом не стоит путать использование информационных технологий с обычным переносом информации на накопители или в программы создания презентаций. Информационные технологии как таковые - это новое интересное для учащихся содержание с использованием графиков, картинок, анимационных элементов, фрагментов обучающих фильмов и звукового фона. Эти технологии способствуют эффективной организации учебного процесса, наполняют педагогическую деятельность новым содержанием. При высокой степени интерактивности они способствуют созданию такой учебной среды, в которой используется различный инструментарий при решении отличных друг от друга дидактических задач. Главной особенностью подобной среды является ее универсальность, при которой можно говорить о том, что она пригодна для различных форм обучения - коллективной, индивидуальной, а также при самообучении. 

Приведем простой пример поэтапной организации урока в школе с использованием информационных технологий:

1. Изложение нового учебного материала с применением элементов видео-презентации для акцента внимания учащихся на значимых моментах излагаемой темы.

2. Решение текстовых (цифровых) задач учащимися, общее обсуждение темы на основе ключевых вопросов с применением мультимедийных элементов, разработка учебных проектов (моделирование процессов) на основе ситуационных задач по изучаемому материалу, проведение лабораторных работ с применением технических средств.

3.Предварительный контроль усвоенного материала на основании тестов различного формата (с предлагаемыми вариантами ответов и без них).

4. Задание на дом для учащихся с техническим блоком задач, предполагающим расчеты в электронном виде, подготовку презентационного материала, поиск и анализ необходимой информации в глобальной сети, групповое взаимодействие групп учащихся по заданной проектной задаче и т.п.

В этой связи масштабными задачами информатизации образования на уровне учебного заведения должны стать: техническое оснащение и программное обеспечение школ, а также подготовка и повышение квалификации педагогического состава школы в области информационных технологий, создание мотивационной среды и соответствующих условий для использования учителями в работе современных технических средств.

В наше время неоспоримым является тот факт, что общество перегружено информацией и главной задачей педагога и школы как таковой становится научение каждого школьника способам ориентирования в постоянно нарастающем потоке информации: умение отсеивать ненужное, искать информацию для изучения и обоснования необходимого. Компьютер и современные информационные технологии помогают педагогу в грамотном управлении этим образовательным процессом, а у обучающихся повышается интенсивность интеллектуальной деятельности, формируются начальные навыки в области работы с техническими средствами. Эффективность применения информационных технологий зависит и от физиологических и психологических особенностей учащихся, что необходимо обязательно учитывать при организации процесса (разные каналы восприятия информации, разные уровни внимания, восприятия и памяти, склонность к групповой или индивидуальной работе и пр.). Именно при грамотном дифференцированном подходе педагог может способствовать активизации мыслительных процессов, познавательной активности учащихся.

При этом следует помнить, что тотальное использование информационных технологий при всех очевидных преимуществах такого подхода, не является желательным. Важно соблюдать баланс между классическими методами преподавания и современными техническими возможностями во избежание вероятного дефицита живого диалогического общения педагога и учащихся, которое является основой для формирования монологического общения учеников, формирования самостоятельного и творческого мышления.

Список, использованной литературы:

1.  Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с.  

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров / Под ред. Е. С. Полат. – 2 – е изд.; стер. – М.: Академия, 2005. – 272 с.

3. Булин – Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин – Соколова, канд. пед. наук // Учитель. – 2005. - № 3. – С. 63 – 66.

Просмотров работы: 11