Основной целью любого предприятия в условиях рыночной экономики считается сохранение и улучшение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Данное допустимо только лишь при условии, если организация имеет целью получения максимальной прибыли, основным средством достижения которой выступает обеспечение достаточно высокой конкурентоспособности.
Если рассматривать конкуренцию с разных сторон, то можно все-таки отметить, что ей является соперничество между организациями, поэтому она представляет своего рода механизм борьбы, тесть соперничество между субъектами за своего покупателя и за возможность продажи товара на таких условиях, чтобы получить большую прибыть.
С понятием «конкуренция» можно связать еще одно определение, которое называется «конкурентоспособность». Как показывает практика, в современном мире существуем множество мнений и суждений по содержанию этого понятия
В экономической литературе термин «конкурентоспособность» рассматривается таким образом, чтобы продукция, товар или же услуга смогли соответствовать современным установкам. Если говорить о товарах и услугах, то они несомненно обладают определенными свойствами, например, такими как параметры качества или потребительский спрос и все это в совокупности представляет собой выражение экономических, производственных и иных возможностей отдельных предприятий и товаропроизводителя.
Конкурентоспособность – представляет собой эффективное ведение своей деятельности с учетом всех имеющихся у фирмы возможностей, опираясь на в современные условия рыночной конъюнктуры, а также выставляя свой товар более презентабельным.
В общем виде конкурентоспособность продукции ориентируется на такие показатели как качество и стоимость продукции, другими словами это такие показатели, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей покупателя
Исходя из этого на рынке товаров и услуг ключевым будет является такой товар, который обладает этими показателями, а они в свою очередь обеспечивают ему коммерческий успех, который позволяет с выгодой обменять его на другой товар аналог в условиях огромного предложения.
Повышение конкурентоспособности предприятий – одна из ключевых задач в современной России. Актуальность исследуемого вопроса связана с тем, что рост агрессивности конкурентной среды, развитие информационных технологий происходят быстрыми темпами. Такая тенденция с каждым годом только усиливается. Многие маркетологи, а также специалисты по защите информации сходятся во мнении, что сегодня для поддержания конкурентоспособности продукта на первый план выходит не анализ рынков и маркетинговая стратегия, а промышленный шпионаж. Современные перспективные предприниматели применяют конкурентную разведку в целях получения более информативного профиля конкурента.
Потребность в проведении конкурентной разведки связана с такими явлениями, как: стремительное развитие IT-технологий; ужесточение требований инвесторов к снижению сроков окупаемости проектов; стремительный рост темпов деловой жизни, необходимость быстрого принятия решения и ускоренного реагирования на изменения рыночной среды; информативная перегрузка; агрессивная конкурентная среда; возросшая роль влияния политических рисков на стратегическое развитие компании; оперативное реагирование на технологические новинки конкурентов. Сегодня многие предприятия применяют оплату через интернет, соответственно подвергаются и кибератакам, и атакам конкурентов, в том числе конкурентной разведке. Эти явления создают предприятиям определенные угрозы: рыночные кризисы существенным образом влияют на весь комплекс хозяйственных связей между участниками рынка; многие, особенно крупные, предприятия, банки часто испытывают в своей деятельности конфликт интересов. Самое основное отличие недобросовестной конкуренции на рынке — распространение ложной информации о предприятии, так как клиенты остро реагируют на такой важный показатель надежности фирмы, как деловая репутация. Возникшие негативные слухи в СМИ или интернете о конкретном предприятии могут надолго подпортить деловую репутацию. Конкурентная разведка коммерческого предприятия включает множество разных методик, анализирует больше объектов разведывательного мониторинга, кроме того в условиях динамичного развития рыночной среды существует потребность в оперативном получении информации о предприятиях-конкурентах, поэтому продолжительность разведывательного процесса должна быть минимальной. В российской практике для получения сведений о предприятии-конкуренте получил распространение так называемый опрос «под чужим флагом», суть которого состоит в следующем: телефонный опрос от имени «тайного» клиента; анкетирование сотрудников конкретного предприятия от имени маркетингового агентства; привлечение «тайного покупателя» с целью получения информации о скидках и полном перечне продукции и услуг предприятия; использование громких имен и названий в качестве заказчиков маркетинговых исследований; сбор информации от уволенных сотрудников предприятий-конкурентов. Подобные действия систем безопасности предприятий в случае их применения незаконны, и приведут к конфликту с законом, поскольку в данной ситуации нарушается тайна конфиденциальной информации. Конечно же сегодня существенно облегчает ведение конкурентной разведки развитие интернета. Интернет существенно ускоряет получение нужной информации из-за возможностей расширенного поиска, скорости получения данных, также интернет предоставляет возможность получения многочисленных отзывов о том или ином предприятии.
Таким образом, можно сказать, что конкурентоспособность продукции ориентируется на такие показатели как качество и стоимость продукции, другими словами это такие показатели, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей покупателя.
А также следует отметить, что несмотря на усиление мер безопасности, прослеживается устойчивая тенденция к росту незаконного получения закрытой информации от предприятия, совершения преступных мошеннических действий с ресурсами предприятия-конкурента. Назрела необходимость в создании специальных подразделений по борьбе с высокотехнологичными преступлениями внутри службы безопасности предприятий. Такие подразделения должны активно пользоваться новейшими IT-технологиями в сфере оперативного поиска и пресечения кибератак.
Библиографический список:
Березин, А. Инновационно –инструментальный механизм повышения конкурентоспособности.– М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – С.56
Головачев, А.С. Конкурентоспособность предприятия / А.С. Головачев. – М.: Высшая школа, 2016. – С.72
Емельяненко И.С. Имидж как элемент повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. 2013. № 4. С. 208-209.
Конкурентная разведка в эпоху Интернета: новые возможности // Технологии деловой разведки. Бизнес-разведка и информационный менеджмент. 2015. № 7. С. 29-40.
Лифляндчик Б.И., Лиходедов Н.П. Как организовать службу бизнес-разведки // Мир безопасности. 1998. № 7. С. 25-51.
Фатхутдинов, Р.А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю: учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов.– М.: Стандарты и качество, 2016. – С. 146