ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Кривова Ю.Е. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Девиантное поведение подростков – одна из проблем сегодняшнего общества, в котором заметно «молодеют» такие явления, как табакокурение, наркомания, правонарушения. Увеличение числа девиантного поведения среди подростков неблагоприятно сказываются не только на благополучии всего общества, но и на самих подростках, оказывая негативное влияние на их психическое и физическое здоровье. Среди причин возникновения девиантного поведения ученые отмечают социальную нестабильность, разрушение традиционных институтов социализации детей и подростков, деформацию привычных способов их самореализации, коммерциализацию сфер досуга, изменение ценностей семейного воспитания и другие факторы. Все эти изменения показывают необходимость обновления сложившихся в образовании форм воспитания и развития подрастающего поколения.

Цель нашего исследования заключается в выявлении эффективных подходов и направлений работы школьного педагога-психолога с подростками с девиантным поведением.

В широком плане проблема девиантного поведения представляет собой проблему гармонии между личностью и обществом, проблему согласованности их взаимодействия и развития. Для того, чтобы дать качественную характеристику девиантного поведения, его следует соотнести с понятием «норма». Нормой поведения считается общепризнанный универсальный образец поведения в определенном социуме. Л.С. Выготский выделил ряд характеристик поведения: мотивированность, адаптивность, аутентичность, продуктивность, адекватность [2].

Ю.А. Простакишина в качестве основного признака нормы поведения выделяет институциональность, которую рассматривает как «систему общепринятых, наиболее известных стереотипов поведения в различных сферах жизнедеятельности человека, что придает им важное и весомое социальное значение и свойство, так как они условно стабильны, постоянны, а на законодательном уровне носят общеобязательный характер» [5]. Эти характеристики можно экстраполировать и понятие девиантного поведения, т.к. оно также вызывается личностными особенностями человека и его способностью выстраивать отношения с окружающей социальной средой (так, как умеет, как получается). Отталкиваясь от понятия нормы поведения, Ю.А. Простакишина определяет девиантное поведение как «нарушение социальных норм поведения независимо от того, соответствует ли данная норма требованиям социальной реальности или нет [там же].

И.А. Кедрова отмечает, что «основополагающим в генезисе девиантности является процесс социализации, в ходе которого индивид принимает социальный опыт и воспроизводит систему социальных связей за счет своей активности» [3]. Посредством этого человек становится частью определенного общества. Особое место в процессе социализации занимает подростковый возраст. Подросток стремится доказать окружающим и, в первую очередь, самому себе свою самоценность и самостоятельность, что, с одной стороны, помогает ему в индивидуализации и развитии собственной личности, а с другой – осложняет отношения с обществом. Л.С. Выготский показал, что особенности проявления девиантного поведения подростков связаны с конкретными социальными обстоятельствами: изменением отношения к миру взрослых и их ценностям, изменением позиции подростка во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками [2]. И.А. Кедрова подчеркивает, что почвой для девиантного поведения подростков становится их стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в ближайшем окружении [3]. Н.В. Федорова и Е.А. Черкевич, изучая девиантное поведение подростков, выявили, что такое поведение наблюдается преимущественно в кругу общения, в школьной среде [7]. Поведение подростков носит агрессивно-насильственный характер, что свидетельствует о «социально-психологической личностной деформации» [там же]. Агрессивно-насильственные действия подростков являются как способом достижения какой-либо значимой цели, так и способом психологической разрядки. Диапазон мотивов их возникновения очень широк – от обиды и неприязни до снобизма и стремления к превосходству. Другими распространенными формами девиаций среди подростков в возрасте 14-17 лет являются табакокурение, школьные прогулы, сквернословие, грубое поведение в конфликтных ситуациях со сверстниками и педагогами, употребление алкогольных напитков. Девиантные формы поведения привлекательны, так как рассматриваются подростками как возможность поднять статус в группе за счет проявления своей силы, ловкости, смелости. Кроме этого они могут сопровождаться возникновением чувства удовольствия от причинения вреда, особенно если их причинами являются озлобленность или банальная скука.

На наш взгляд, коррекция девиантного поведения подростков обязательно должна проходить с учетом личностных особенностей каждого из девиантов и быть направлена на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности подростка [4, 6]. Учесть специфику индивидуальности личности каждого подростка нам позволит личностно-ориентированный подход в работе с ними. Суть личностно-ориентированного подхода И.С. Якиманская видит в «признании ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса» [8, с.15]. При этом она подчеркивает, что ученик не становится субъектом обучения и воспитания, а является им изначально со своим субъектным (индивидуальным, житейским) опытом, со своими способностями, развивать которые призвана личностно-ориентированная система обучения.

Главная особенность личностно-ориентированного подхода – ориентация на саморазвитие и самореализацию подростка в конкретной деятельности. Личностно-ориентированный подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры. Личность здесь рассматривается как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Учитывается уникальность личности и ее актуальные возможности. Поэтому основная задача педагога-психолога в работе с подростками-девиантами – это создание условий для удовлетворения потребности подростков в самореализации и развитии их творческого потенциала [1].

Выявлению подростков, склонных к девиантному поведению, способствовала диагностическая работа. Мы провели диагностику обучающихся 7 и 8 классов (объем выборочной совокупности – 47 человек) с использованием следующих методов:

анализ документов (изучение личных дел подростков). Цель: выявить основные причины постановки подростков на внутришкольный учет и/или на учет в органах КДН;

метод экспертной оценки. Цель: выявить подростков, склонных к девиантному поведению, и распределить их по группам разного уровня проявления девиантных проявлений;

тестирование:

а) методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Цель: выявить готовность (склонность) обучающихся к реализации различных форм отклоняющегося поведения;

б) методика «Личностный опросник агрессивности» А. Басса - М. Перри. Цель: выявить уровень проявления агрессивных и враждебных реакций человека.

Анализ личных дел подростков позволил выявить 19 обучающихся (40,4%), состоящих на внутришкольном учете. Основными причинами постановки являются следующие (расположены по уменьшению частоты проявления):

- пропуск занятий без уважительных причин (57,9% );

- проявление агрессии (издевательство над младшими учащимися) (42,1%);

- постановка на учет в органах КДН (31,6%).

Также в личных делах подростков отражены причины их постановки на учет в органах КДН ) (таких обучающихся шестеро):

- употребление алкогольных напитков;

- употребление психотропных и наркотически средств.

При этом у подростков может быть несколько причин постановки на учет, например употребление алкоголя и пропуск занятий; употребление ПАВ и совершение проступков и т.д.

Анализ личных дел так же показал, что 9 подростков (47,4%) воспитываются в полных и внешне благополучных семьях (родители работают, со школой сотрудничают). Еще двое подростков (10,5%) воспитываются в многодетных семьях, которые можно отнести к «группе риска» (в семьях один родитель, воспитанию старших детей не уделяется должного внимания, все внимание направлено только на младших детей). Остальные 8 подростков (42,1%) воспитываются в неблагополучных семьях (встречается алкоголизм одного или обоих родителей, бродяжничество родителей, безработные родители).

В качестве экспертов были отобраны 12 педагогов и заместитель директора по воспитательной работе, работающие с испытуемыми, которые могли объективно оценить каждого из стоящих на внутришкольном учете подростков по уровню взаимоотношений и степени конфликтности со сверстниками. Анализ результатов применения метода экспертной оценки показал, что 6 подростков, которые поставлены на учет из-за проявления агрессии и участия в конфликтах отмечены как «сильно конфликтные». Педагоги характеризовали данных подростков как несдержанных, расчетливых, стремящихся словом или делом как-то задеть сверстников, пытающихся во что бы то ни стало доминировать над ними. Данные подростки нетерпимы к чужому мнению.

Двое подростков, по словам, педагогов «слабо конфликтны». На учет поставлены из-за пропуска занятий без уважительных причин. В то же время у этих подростков получается контролировать своё поведение в процессе взаимодействия со сверстниками.

Большинство подростков (11 человек) охарактеризованы как «умеренно конфликтные». Педагоги отмечают их стремление занять ведущую, центральную роль в коллективе. Им важна не защита интересов, а психологическая победа над «противником». Подростки замечены в том, что любят манипулировать сверстниками.

Анализ данных, полученных по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А. Н. Орел), показал следующее: высокая склонность к преодолению норм и правил (шкала 2) отмечается у 31,6% испытуемых, склонность к аддиктивному поведению (шкала 3) у 10,5% низкая, у 21,1% – высокая. Почти половина испытуемых (47,4%) имеют среднюю склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (шкала 4). Высокая склонность к агрессии и насилию (шкала 5) наблюдается у 52,6% испытуемых. Низкие баллы по шкале 6 (волевого контроля эмоциональных реакций) свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, это наблюдается у 21,5% испытуемых. 36,8% школьников имеют высокую склонность к делинквентному поведению (шкала 7).

Личностный опросник агрессивности А. Басса – М. Перри показал, что высокая склонность к физической агрессии (шкала 2) наблюдается у 42,1% испытуемых, а низкая – 26,3%, склонность к проявлению латентной агрессии (шкала 1) на высоком уровне выражена у 38,8% школьников, склонность к проявлению гнева (шкала 3) у 42,1% испытуемых высокая. 42,1% испытуемых имеют высокую склонность к враждебному поведению (шкала 4). Высокая склонность к вербальной агрессии (шкала 5) наблюдается у 57,9% испытуемых. Среди подростков нами был выявлен большой процент обучающихся, проявляющих агрессивные реакции. Так, выявленные агрессивные реакции касались враждебности, угрозы окружающим, вербальных реплик и прочего. Так же, как и по предыдущей методике, мы выявили недостаточный уровень развития самоконтроля: низкие баллы по шкале волевого контроля (шкала 6) наблюдаются у 26,3% испытуемых.

Таким образом, диагностическая работа позволила сформулировать следующие проблемы в школе: пропуск занятий без уважительной причины, проявление агрессии, участие в драках, враждебное поведение в отношении сверстников и учителей, преодоление норм и правил поведения. Исследование показало, что для подростков, проживающих в неполных семьях (только с матерью или только с отцом), характерны такие девиантные формы поведения, как употребление психотропных и наркотически средств, употребление алкогольных напитков, проявления корыстного поведения (мелкие кражи), повышенная агрессивность и грубость. Для поведения обучающихся из опекаемых семей характерны хулиганские действия и поступки, школьные прогулы, курение. По методике СОП у данных подростков были выявлены склонность к аддиктивному поведению, склонность к преодолению норм и правил, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к враждебному поведению.

Поэтому работа педагога-психолога с подростками-девиантами должна быть направлена на:

1) устранение агрессии и склонности к враждебному поведению, развитие доверия к людям, в том числе – взрослым;

2) формирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций;

3) выработку адекватных способов реагирования в конфликтной ситуации;

4) формирование потребности в социальном признании и самоутверждении;

5) формирование устойчивых мотивов к ведению здорового образа жизни;

6) создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и коррекционной работы в школе по оздоровлению детей.

На организационно-мотивационном этапе работы мы познакомили подростков с основными правилами работы в тренинговой группе, с общим содержанием наших встреч. На этом этапе применение личностно-ориентированного подхода позволило обратить их внимание на возможность личностного роста («усовершенствование себя»). Мы выявляли мнение ребят о предпочитаемых формах работы, уровне их самостоятельности; было предложено начать заполнять «Карту личностного роста», в которой подростки фиксировали свои стремления, цели и имеющиеся трудности. В дальнейшем это помогает выстроить работу в группе таким образом, чтобы каждый участник чувствовал личностную значимость выполняемых упражнений и мог видеть своё продвижение к своим же собственным целям.

Дальнейшая работа педагога-психолога должна будет способствовать решению задачи осознания подростками себя, своих индивидуальных особенностей; восприятия и понимания психических состояний другого человека, коррекции и формирования индивидуализированных приёмов общения. Эти задачи мы будем решать посредством ролевых игр, групповых дискуссий, анализа жизненных ситуаций, тренингов. В ходе занятий мы создаем условия для активизации взаимодействия подростков друг с другом, приобретения ими опыта межличностных отношений, рефлексии собственных действий, осознания себя в роли взрослеющего человека.

Таким образом, построение психолого-педагогической работы с подростками с девиантным поведением на основе личностно-ориентированного подхода позволит запустить активный процесс самоизменения обучающегося, развития его субъектной позиции по отношению к собственной учебной деятельности и межличностному взаимодействию.

Список литературы

Баркунова О.В., Коврыгина К.А. Развитие мотивации достижения успеха у подростков // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых «Университет – новой школе»: материалы IХ Международной научной конференции./ Ответственный редактор А.А. Червова. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016. - С. 157-159.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: Проблемы развития психики / Л.С. Выготский; под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

Кедрова И.А. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20813 (дата обращения: 16.12.2019).

Надобнова М.Л., Пшеничнова И.В. Формирование ценностно-смысловой сферы подростков в условиях сельской школы// Научный поиск. –2019. – №3 (33). – С.10-13.

Простакишина Ю.А. Проблема категориально-понятийного аппарата в области отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28252 (дата обращения: 07.01.2020).

Пшеничнова И.В. Взаимоотношения с родителями как фактор развития самостоятельности и ответственности подростков // Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения: материалы региональной науч.-практ. конф., 30 марта 2016 г. / Под ред. Е.А. Шмелевой. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016. -С. 80-84

Федорова Н.В., Черкевич Е.А. Психолого-педагогическая интерпретация ненормального поведения подростков в условиях профессиональной подготовки будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27643 (дата обращения: 07.01.2020).

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000

Просмотров работы: 38