Сегодня, как и всегда, является актуальным вопрос о воспитании молодого поколения, но на данный момент он приобрел новую форму – общество интересует, как нужно воспитывать на современном этапе развития государства, в условиях мирового экономического кризиса, чтобы завтра мы смогли с уверенностью положиться на плоды нашего воспитания. «В современных условиях происходит подмена подлинных смыслов, человеческая личность оказывается поглощенной потоком потребления, гонкой за успехом и материальными благами. Наши дети оказались в матрице гедонизма, из которой не знают, как вырваться. Это вызывает стресс и депрессию, сопровождающие чувство бессмысленности жизни. В попытках заглушить это чувство человек всё глубже погружается в потребительские практики, а это лишь спутники душевной пустоты. Главная причина – утрата подлинного смысла существования. Смысл жизни – не просто определенная идея, цель, убеждение. Это особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру, поиск смысла сложен, и результаты его далеко не всегда успешны, что найти, обрести смысл жизни – самая большая и самая высокая ценность, непременное условие человеческого счастья» 1.
Документ «Повестка дня на XXI век», принятый ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), ориентирует общество и педагогику на системный подход к достижению устойчивого развития мира.
Проблема устойчивости глобальной экономики, обострившаяся в ходе недавнего мирового финансового кризиса, определила на всемирной встрече на высшем уровне в Рио+20 разработку новой концепции развития через «зеленую» экономику.
Концепция перехода к «зеленой» экономике утверждена, задачи обозначены, средства определены. Дело за малым - «озеленение» сознания.
Следует заметить, что проблемы зеленой экономики не сводятся к образованию и использованию отходов производства и потребления. Они лишь концентрированно выражаются в них. Масштабное формирование зеленой экономики включает и переход от традиционных к возобновляемым источникам энергии и расширение нравственных отношений между людьми.
Таким образом, воспитательный процесс должен существенно измениться в новых социально-экономических условиях.
Молодые люди не готовы встретиться лицом к лицу с ожидающими их миром, миром, где расходы превышают сбережения.
Готовит ли школа детей для жизни в реальном мире?
Большинство школьников в основном из-за неправильного воспитания их родителями считают, что путь в мир бизнеса должен быть следующим: школа, институт, еще один институт, параллельное самообразование, работа с целью накопить стартовый капитал, старт бизнеса, и …надежда на «авось». Рассуждая подобным образом, ребята теряют время, ошибочно полагая, что бизнесом сейчас они не могут заниматься, что для этого требуется огромный опыт и стартовый капитал, хотя на самом деле на этапе зарождения бизнес-идеи достаточно только одного - желания заработать.
"Учись, как следует, получай хорошие знания, и ты найдешь высокооплачиваемую работу с хорошим доходом" - советуют родители большинства учащихся.
Мир вокруг нас изменился, а совет - нет. Сегодня получение хорошего образования и знаний не обеспечивает более успеха.
Эти советы работали на людей, рожденных до 1985 года, но они же являются катастрофическими для тех, кто появился на свет в этот быстро меняющийся мир после. Современному миру известны беспрецедентные примеры самозанятых школьников, достигших, на зависть своим одноклассникам, да что говорить, - любому взрослому экономически актив-
ному человеку, - колоссальных успехов в ведении предпринимательской деятельности.
Логично задаться вопросом: как, каким образом школьники добиваются того, о чем некоторые люди не могут позволить себе помечтать?
Требуются рабочие советы, инструкции к действию, если угодно, для эффективного формирования предпринимательского сознания среди молодежи, которые могли бы помочь предпринять первые шаги к созданию и ведению собственного дела.
Учитывая, что бизнес делится на две категории - бизнес продаж (деятельность, связанная с покупкой и продажей любого вида товара) и бизнес услуг (оказание платных видов услуг), хорошо подумать о своих способностях, выбрать «свою» нишу, принимая во внимание спрос на свое предложение именно на выбранном сегменте.
Любой удачный бизнес начинается, прежде всего, с хорошей идеи. Именно поэтому так важно в начале перед реализацией своих возможностей продумать вид своей деятельности, а только потом постараться воплотить свои идеи в жизнь. Идея может быть абсолютно любой – от платного выполнения домашних заданий и косоплетений до перепродажи чипсов соседнего магазина с 50-70%-ной накруткой.
Никакой бизнес невозможен без рынка. В случае со школьником, желающим начать свое дело, рынком является класс, а то и вся школа с прилегающей к ней территорией. Необходимо рассматривать своих одноклассников как потенциальных покупателей и клиентов, то есть вырабатывать в себе деловые качества, это положительно повлияет на репутацию и создаст неповторимый имидж вашего предпринимательства.
Итак, резюмируем советы предпринимателям, применяя их к реальной ситуации, как залог успешного стартапа.
Первое правило: выбираете вид деятельности (продажи).
Второе правило: выбираете товар (идею своего бизнеса) – например, продажа леденцов.
Третье правило: оцениваете рынок – сколько учеников из вашего класса будет покупать у вас леденцы.
Для успешного стартапа необходимо гарантировать хотя бы одну продажу, таким образом, вы поймете сами и покажете другим потенциальным покупателям, что ваш бизнес имеет все необходимое для того, чтоб начать развиваться.
Для дальнейшего устойчивого развития бизнеса необходимо учесть еще несколько советов.
Любой бизнес ведется с целью получения прибыли. Прибыль - это разница между розничной ценой товара и расходами на него – денежных средств, которые вы затратили на производство леденцов, их упаковку, транспортировку и даже рекламу. Даже на этом этапе начинайте оттачивать свои деловые качества, поговорите с близкими людьми, от которых так или иначе зависит ваше материальное положение, постарайтесь быть убедительными, возможно, первоначально они окажут посильную материальную, информационную или иную необходимую помощь. Также обязательно ведите книгу учета доходов и расходов, или используйте специальные программные комплексы сети интернет.
В современном мире лозунг «реклама-двигатель прогресса» уже принимается не как аксиома маркетинговой сферы, а как необходимый инструмент для успешного продвижения товаров и услуг в условиях конкурентности рынка. Чем лучше пройдет рекламная кампания товара, тем быстрее и эффективнее он реализуется.
Большая часть людей на планете покупает именно тот товар, который им необходим, поэтому практически невозможно заработать на таком товаре, который никому не нужен. Чтобы избежать неэффективные затраты средств и личных ресурсов, необходимо определить целевую аудиторию, то есть выбрать правильный рынок сбыта своего товара.
С момента первой успешной продажи срабатывает так называемый человеческий фактор: начинается цепная реакция, и люди стара-
ются приобрести этот товар, чтобы «быть в тренде». Согласно исследованиям, как только покупку совершит примерно 70% от общего числа
потенциальных покупателей, цепная реакция перестанет работать, рынок сбыта (в нашем случае, одноклассники) исчерпает себя, и тогда необходимо будет искать новые способы реализации товара: новый рынок сбыта, измененные вкусовые и презентационные качества товара и др.
Итак, мы спланировали собственное дело по вышеуказанным пунктам, теперь пора применить эти знания на практике. Правило четвертое. Прежде чем заниматься торговлей, необходимо подсчитать, сколько финансов вы затратите на их производство (а это, помимо самих ингредиентов по специально созданному именно Вами рецепту, и инвентарь, с помощью которого вы создали кулинарный продукт, еще и затраты на коммунальные нужды, и стоимость Вашей работы из расчета на одну штуку или партию, например, из 10 леденцов), покупку упаковочного материала и т.д. То есть желательно учесть все возможные расходы, понесенные от вашего предприятия именно на производство товара. Запишите и посчитайте свои замыслы. После этого объективно оцените, купите ли Вы сами этот товар за предложенную цену, то есть поставьте себя на место покупателя и подумайте, возможно, покупателю будет более выгодно купить аналогичный товар в другом месте.
Правило пятое. Принеся готовый продукт в класс, на ближайшей перемене начните рекламировать его, показывая нескрываемый восторг от гармоничного сочетания свежих вкусовых качеств и оригинальности упаковки. Обратите внимание на реакцию потенциальных покупателей, как только вы поймаете на себе заинтересованный взгляд одноклассников, предложите им купить у вас леденец, или проговорите особые условия, назовем их «акции», для первых, скажем, троих покупателей, скидка 50%. Не
забывайте, что для Вашей категории товара необходимо соблюдать сроки годности и другие тонкости хранения товара, поэтому на вопросы относительно пищевого состава будьте готовы заранее иметь ответы, и чест-
но его предоставьте.
Правило шестое. Для вашей уверенности в рациональности ведения собственного бизнеса необходимо учесть такие элементы, как:
- уникальность вашего предложения, что полностью исключит возможность покупки идентичного товара в другом месте;
- наличие денежных средств у одноклассников, которые он готов потратить на покупку вашего товара;
- искренность эмоций, действительность вкуса могут дать гарантию продажи: одноклассник просто не сможет устоять перед его покупкой.
Правило седьмое. Стоит одному-двум учащимся совершить покупку, - этот факт точно не останется незамеченным, и в результате уже через 1-2 урока вы продадите еще 10 леденцов, а к концу занятий распродадите весь имеющийся у вас запас товара, если, конечно, проявите мобильность.
Для того, чтоб ваш бизнес не казался способом развеять скуку на переменах, а начал приносить постоянный доход, необходимо усвоить еще несколько правил.
Правило 8. Никакой бизнес невозможен без развития. Это значит, что занявшись производством и продажей леденцов, вы должны не только «держать марку» в рецептурном плане, но также рассматривать и другие варианты заработка. В вашем случае, это может быть так же заработок на выпечке и др.
Правило 9. Любой бизнес - это прежде всего контакт. Наладить прочные связи невозможно без уважительного отношения участников процесса, поэтому в бизнесе, как в обществе, необходимо доверять и одновременно иметь достоинство. Вы сами устанавливаете границы своих возможностей и сами лично оцениваете покупательские способности одноклассников. Предлагайте скидки постоянным покупателям, всегда продавайте только качественный товар, не отказывайтесь выполнять личные заказы, время от времени устраивайте бесплатные акции, например, раздайте
10 леденцов тем, кто еще ни разу у вас не купил, зная, что 7 из них уже через два дня станут вашими постоянными покупателями.
Правило 10. Учитесь вкладывать деньги, так как именно это умение является главным фактором успешного ведения бизнеса. Для правильного вложения денег вам придется вернуться к первому пункту, и уже имея опыт ведения предпринимательской деятельности заняться его масштабированием. Так, как владелец производства и успешный бизнесмен, вы можете разгрузить себя, начать развивать техническую сторону своего дела, к примеру, создав личный сайт и наняв из старшеклассников группу отличников для создания качественных статей, чтобы вы смогли зарабатывать на рекламе. Или вы можете разработать дизайн визиток вашего производства, и оставлять их в местах большого скопления людей. Также вы можете создать группу в социальных сетях, где сможете по мере необходимости или с завидной регулярностью обновлять контент, дополняя его яркими отзывами своих покупателей и горячими акциями.
Как видите, все настолько просто, что не нужно быть гением, чтобы вести предпринимательскую деятельность. Для достижения успеха в этом, на первый взгляд, трудном деле, действительно жгучее желание заработать – самое необходимое условие заработка. При грамотно спланированном подходе к ведению собственного дела, вопрос о вашей финансовой состоятельности станет вопросом времени, а это значит, что уже через пару недель вы сможете начать покупать себе то, о чем так давно мечтали. Или же, открыв счет в банке, начат копить свой стартовый капитал для действительно серьезного дела.
В нашем исследовании большое внимание уделено воспитанию социально-экономического сознания школьников, раскрыты основные правила успешного предпринимательского старта для устойчивого развития экономики нового поколения, более или менее подробно перечислены шаги, ведущие к формированию предпринимательской грамотности школьников на примере конкретного вида деятельности, также рассмотрены возможные ва-
рианты развития бизнеса, как одного из составляющих компонентов концепции перехода к «зеленой экономике».
Таким образом, в новых социально-экономических условиях проблема экономического воспитания приобретает качественно новый уровень развития.
Список литературы
1. Иванова В.М. Развитие аксиологического потенциала личности в учебной деятельности / В.М. Иванова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский гос.ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - С. 3091-3097