В современных условиях меняющейся внешней среды наиважнейшей задачей предприятия становится быстрое реагирование на изменения, также надлежащее введение соответствующих способов организации и воплощении своего предпринимательского дела.
Фундамент работы каждой фирмы составляют ее деловые процессы либо бизнес-процессы, которые формируются целями и задачами деятельности субъекта хозяйствования. Процессы обеспечивают реализацию абсолютно всех разновидностей деятельности предприятия, связанных с производством товаров и/или услуг, которые субъект хозяйствования либо создает, либо реализует и поставляет, либо создает все это в совокупности. Для любого типа работы, что входит в общий процесс хозяйственной деятельности, установлены временные свойства, которые определяют ее роль в общей последовательности работ, требования инициации также период исполнения.
В самом понятии процесса нет ничего нового. Процессы всегда были и есть в каждой организации. Однако объектами управления они стали не так давно и только в определенных фирмах. Проблема в том, что процессы никак не получается характеризовать так просто, как организационные иерархические структуры [2].
Процессы в целом – это регулярное, поочередное установление многофункциональных действий, которые приносят характерный результат; это последовательность связанных операций или задач, необходимых для достижения результата.
Под бизнес-процессом в широком смысле подразумевается организованный порядок действий по осуществлению конкретного типа работы на всех стадиях жизненного цикла предмета деятельности - от создания концептуальной идеи через проектирование к реализации и результата (сдача в эксплуатацию объекта, поставка продукции, предоставление услуг, завершение конкретной фазы работы), то есть определенный системно-замкнутый процесс.
Бизнес-процесс представляет собой комплекс бизнес - операций, конкретное число внутренних разновидностей работы, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукта, нужного покупателю (потребитель - не обязательно внешний по отношению к предприятию клиент, это может быть подразделение организации либо определенный сотрудник) [1].
Управление бизнес-процессами в производстве исторически стало 1-ой сферой эффективного использования комплекта способов, которые в дальнейшем приобрели наименование "процессного подхода". Подход к менеджменту с точки зрения управления бизнес-процессами требует определенной смены стереотипов той или иной сферы управления. Понятие "бизнес-процесс" считается неоднозначным, и на сегодняшний день нет единственно принятого определения. Все определения связывает сосредоточение внимания на том, что бизнес-процессы считаются постоянными, обладают конкретными входами (поставки ресурсов, появление идеи бизнеса, идеи нового продукта, услуги и т.д.) и выходами в виде продукта, удовлетворяющего необходимости покупателей. Таким образом, бизнес-процесс охватывает всю организацию сверху донизу.
Нет обычного списка действий, и компании должны создавать свои личные. На самом деле организация осуществляет до 20 основных бизнес-процессов, от выполнения которых зависит его успех на рынке. А общее число бизнес-процессов компании способно доходить до нескольких сотен [10].
Так как бизнес-процессы – это потоки работы - в них имеются собственные пределы, иными словами начало и конец. Для любого отдельно взятого процесса данные границы определены исходными либо первичными входами, с которого он наступает. Данные входы открываются первичными поставщиками процесса. Средства либо входы процесса могут быть материально-техническими, энергетическими, человеческими, информационными [3].
В рамках процессного подхода каждая организация рассматривается как бизнес-система, что предполагает под собой взаимозависимое множество бизнес-процессов, конечными целями которых считается производство продукта либо услуги.
Единственной целью бизнес-процесса считается удовлетворение условий потребителей. Всех покупателей можно разделить на 5 разных видов, которые не обязательно присутствуют каждый отдельно (могут быть случаи, когда они пересекаются):
- первичные клиенты - те, которые приобретают первичный выход;
- вторичные клиенты, которые пребывают за пределами процесса и получают вторичные выходы;
- косвенные клиенты, которые не получают первичный выход, однако считаются следующими в цепочке, по этой причине поздний по времени выход отображается на них;
- внешние клиенты (за границами компании), которые получают выход процесса: дистрибьюторы, агенты, розничные продавцы, прочие компании и так далее;
- внешние косвенные клиенты, потребители.
Не существует жестких и простых правил относительно того, в какой степени необходимо характеризовать процессы, и предприятия могут по-разному описывать, в том числе и схожие процессы.
Имеются 3типа бизнес-процессов:
1.Управляющие – бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы.
2.Операционные– бизнес-процессы, которые составляют основное предпринимательство фирмы, также формируют главный поток прибыли.
3.Поддерживающие–бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес.
Бизнес-процесс начинается со спроса покупателя и завершается его удовлетворением. Процессно-ориентированные компании стремятся ликвидировать препятствия и задержки, образующиеся на стыке двух разных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса [7].
Бизнес-процессы должны быть созданы подобным способом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и устранять всевозможные необязательные либо совсем ненужные активности. На выходе грамотно созданных бизнес-процессов увеличиваются значимость для клиента и эффективность (меньшая стоимость изготовления продукта или услуги).
Бизнес-процессы могут подвергаться различному анализу в зависимости от целей моделирования. Анализ бизнес-процессов может применяться при бизнес - моделировании, функционально-стоимостном анализе, формировании организационной структуры, реинжиниринге бизнес-процессов, автоматизации научно – технических процессов.
Анализ бизнес-процессов компании нужен с целью увеличения производительности ее деятельности. Своевременное принятие определенных административных решений на основе изучения даст возможность фирмы завоевать фаворитное место в сфере.
Анализом бизнес-процессов называется процесс регулярного извлечения данных с целью установления, оценки, идентификации предмета исследования с целью его усовершенствования. Потребность в анализе обусловлена конкурентным положением фирмы. Сравнение цен и затрат на продукцию различных участников рынка может помочь ей улучшить свою работу.
Основной целью анализа бизнес-процессов считается усовершенствование их деятельности с помощью принятия более результативных административных решений [5].
Успешная реализация задачи может быть достигнута следующими действиями, применяемыми в совокупности:
- определение экономической эффективности от использования ресурсов процесса;
- изучение внутренних и внешних факторов, которые оказывают большое влияние на итоги работы компании;
- оценка выполнения установленного плана;
- анализ использованных способностей компании;
- создание проекта оптимизации процессов.
Выделяют ряд методов оценки процессов. С помощью любой из них возможно проанализировать этапы производственного цикла фирмы, улучшить работу предприятия.
SWOT-анализ – метод подразумевает исследование процесса с помощью определения его слабых и сильных сторон, возможностей усовершенствования и опасностей снижения производительности.
Алгоритм таков:
Анкетирование управления и сотрудников компании.
Обработка полученных результатов, оценка общих моментов в ответах.
Созданиетаблицы.
SWOT-анализ является инструментом детальной оценки процесса, результаты исследования могут быть применены с целью последующего поиска методов оптимизации деятельности фирмы.
Определение проблем процесса – данный способ является простым средством высококачественного изучения факторов невысокой эффективности производственного цикла компании. Его назначение заключается в установлении тенденции дальнейшего углубленного рассмотрения.
Процедура исследования состоит из:
Формирования схемы бизнес-процесса с помощью отображения выполняемых функций и исполнителей.
Анкетирования управляющих также работников, участвующих в рассматриваемом действии.
Установления проблемных участков.
Полученная схема обсуждается и анализируется, итоги изучения используются при планировании реорганизации и оптимизации бизнес-процесса. Данный способ дает возможность заострять внимание на элементах любых стадий производственного цикла.
Распределение по уровням – ранжирование предназначено для характеристики наиболее крупных процессов предприятия, для этого оформляется список ключевых стадий цикла, действия ранжируются в зависимости от уровня значимости, состояния, эффективности или иных характеристик; приобретенные сведения дают возможность принять решение, какой из процессов необходимо совершенствовать в первую очередь.
Данный способ не подойдет для формирования долговременных планов по корректировке деятельности фирмы, так как основан на быстром анализе ситуации.
Анализ по отношению к стандартным условиям – любой бизнес-процесс возможно анализировать с точки зрения соотношения определенным условиям. Чаще всего для сравнения применяются интернациональные эталоны свойства продукта. В случае если анализ продемонстрировал, то что исследуемый процесс удовлетворяет всем установленным положениям, то в таком случае последующая деятельность будет состоять в поиске методов усовершенствования ранее существующих характеристик.
Визуальный анализ графических схем – метод состоит в исследовании графического изображения стадий производственного цикла.
Оптимизация работы компании достигается с помощью поиска неиспользуемых бумаг, а также функций, которые не могут выполняться из-за отсутствия необходимых отчётов. Графический анализ позволяется выявить лишние или дублируемые процессы, недостающие этапы цикла.
Обобщая сказанное выше, необходимо еще раз подчеркнуть, что под бизнес-процессом следует понимать структурированный, измеряемый набор видов деятельности, циклически осуществляемых различными структурными подразделениями предприятия и в комплексе составляющих один логично целый акт бизнес - деятельности, организуемый для достижения результатов предприятия посредством удовлетворения потребностей клиентов.
Список используемых источников
1.Бабич В. Н, Кремлёв А. Г.Инновационная модель бизнес-процесса: Учебное пособие / В.Н.Бабич,А.Г. Кремлёв - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, 2018. - 184 с.
2.Владыкин А. А. Чурсина Ю. А.Финансовый анализ как инструмент эффективного управления бизнес-процессами в хозяйствующих субъектах[Интернет-журнал "Науковедение"] Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/482438
3.Горфинкель В. Я., Попадюк Т. Г.Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля - Москва: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.
4.Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин; Институт экономики и финансов "Синергия". - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 319 с.
5.КокинзГ., Тимофеев П. В.Управление результативностью: Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами / Кокинз Г., Тимофеев П.В. - 4-е изд. - М.:Альпина Бизнес Букс, 2017. - 316 с.
6.Либерман И. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Учеб.пособие / И.А. Либерман. - 4-e изд. - Москва : РИОР, 2007. - 220 с.
7.Милицка Е., Оверченко М.Руководство по улучшению бизнес-процессов / Милицкая Е.; Под ред. Оверченко М. - М.:АльпинаПабл., 2016. - 130 с.
8.Поздняков В. Я.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / РЭА им. Г.В. Плеханова; Под ред. В.Я. Позднякова. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 617 с.
9.Савицкая Г. В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2004. - 425 с.
10.Усенко, Л. Н. Бизнес-анализ деятельности организации: Учебник / Л.Н.Усенко, Ю.Г.Чернышева, Л.В.Гончарова; Под ред. Л.Н.Усенко - М:Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М,2013. -560с.
11.Шеремет А. Д.Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Пособие для профессионального бухгалтера / А.Д. Шеремет. - Москва: ИПБ России: ИПБ-БИНФА, 2003. - 312 с