В наше время, рынок полуфабрикатов находится в состоянии роста, по данным компании BusinesStat, производство замороженных мясных полуфабрикатов в стране увеличилось с 2011-го по 2016 год на 35,3% - с 1,3 млн до 1,7 млн тонн. Наибольший темп прироста показателя зафиксирован в 2012 году — на 15,7% к уровню предыдущего года. В 2013 и 2014 гг. темпы прироста снижались, а в 2015 и 2016 году — возросли до 5,6% к уровню 2014 года. Увеличение объемов производства в условиях общеэкономического спада стало реакцией на возросший спрос потребителей на недорогие категории замороженных мясных полуфабрикатов, которые частично заместили в рационе населения белковыепродукты с более высокой ценой. В связи с этим, ожидается, что в 2017-2020 гг. производство замороженных мясных полуфабрикатов будет расти темпами 4,1-2,2% в год, что влечёт за собой актуальность на производство нового ассортимента, для успешной конкуренции на рынке [3].
На сегодняшний день рынок замороженных полуфабрикатов включает в себя «смесь» разных размеров и направлений, которые предназначены для самой разносторонней целевой аудитории потребителей.
Одной единственной, одобренной всеми классификации не существует, потому что данная отрасль - это непрерывно развивающийся бизнес, и определяется с помощью функциональной принадлежности компании [2].
В то же время, следует отметить, что сегодня в мировой пищевой промышленности совершается глобализация вкусов. Ограниченные вкусы смешиваются с глобальными и проникают в традиционную гастрономическую почву — благодаря этому активно совершенствуется кухня «фьюжн», которая включает в себя наилучшие кулинарные традиции Востока и Запада. Это гармоничное, но временами очень непредсказуемое сочетание стилей, ингредиентов и вкусов. Именно так, в России уже достаточно хорошо прижилась азиатская кухня в индустрии общественного питания, благодаря чему можно сделать предположения, что её внедрение на производстве полуфабрикатов, будет иметь положительный результат.
Актуальность внедрения азиатской кухни на российский рынок полуфабрикатов, с нашей точки зрения, детерминирована определенным комплексом причин и факторов, в числе которых справедливо дифференцировать следующие.
Во-первых, собственно сама азиатская кухня может быть названа синкретичным комплексом, где уже ставшие почти традиционными суши «соседствуют» с весьма необычными блюдами стран южнотихоокеанского региона.
Во-вторых, имеет место определенный «психологического» свойства фактор: новизна и необычность азиатской кухни, множественность вариантов ее «исполнения» - все это инспирирует определенный и, к слову, достаточно устойчивый, имеющий некоторую динамику роста, спрос.
В-третьих, имеет место относительно сформированный рынок заведений общественного питания, которые специализируются именно на азиатской кухне, однако осуществляют свою деятельность в некотором «стационарном» порядке. Сегодня имеет место как специализированные рестораны (различного «качественного» уровня), так и множественные специализированные (главным образом в контексте «японскойкухни») магазины.
В-четвертых, имеет место определенное позиционирование азиатской кухни и, как следствие, относительно устойчивый стереотип массового сознания: азиатская кухня в общественном мнении имеет «репутацию» некоторой элитарности, «высокойкухни».
2
В-пятых, блюда азиатской кухни - при верном их приготовлении, при соблюдении всех «правил» и «принципов» не только вкусны, но и достаточно полезны. Малокалорийный рис, различные морепродукты, богатые множеством микроэлементов, имеющий антиоксидантные свойства соевый соус.
В-шестых — и это аспект в контексте обоснования актуальности внедрения азиатской кухни на отечественный рынок полуфабрикатов целесообразно выделить в качестве принципиально важного — собственно сами полуфабрикаты обладают рядом неоспоримых достоинств:
- простота и скорость приготовления;
- приготовленный согласно сформулированным инструкциям полуфабрикат в известной степени может быть назван полноценным, сохранившим все полезные свойства и вкусовые качества, продуктом.
В-седьмых, с нашей точки зрения, наиболее востребованным будет предложение таких полуфабрикатов блюд азиатской кухни, которые относятся не к категории «замороженные», а «охлажденные». [1]
В этом случае можно с известной степенью условности говорить о том, что данные блюда не утрачивают своих полезных свойств, питательности, вкусовой палитры.
Подводя некоторый итог, отметим: современные темп и ритм жизни, особенно в мегаполисах, крупных развивающихся городах, инспирируют спрос на продукты быстрого приготовления - полуфабрикаты.
Вместе с тем — и этот тренд справедливо определить как определившийся и устойчивый — популярность азиатской кухни в нашей стране является фактом объективного порядка.
«Совмещая» два выше определенных аспекта, можно с уверенностью утверждать: внедрение азиатской кухни на российский рынок полуфабрикатов будет иметь весьма высокую степень востребованности, устойчивый спрос, определенную целевую аудиторию.
Список литературы
1. Кенийз Н.В., Нестеренко А.А., Сыроваткина С.С. Анализ рынка полуфабрикатов в России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. № 105, 2015.
2. Мировое гастрономическое сообщество: надежда на Россию // Журнал «РесторановедЪ», 2013.
3. Бизнес пищевых ингредиентов // Российские новости бизнеса пищевых ингредиентов, 2016.