ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИНЫ: «ЦИТОЛОГИЯ» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИНЫ: «ЦИТОЛОГИЯ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Современная стратегия высшего образования нацелена на подготовку компетентного специалиста, что означает перенос акцента на интересы обучаемого, на максимально возможную реализацию его способностей, на его более активную позицию в обучении.

Основной принцип обучения, основанного на компетенциях — ориентация на результаты, которые будут значимы для будущей профессиональной деятельности. При стандартном подходе к обучению, эффективно решить эти задачи не предоставляется возможным. Необходима перестройка учебного процесса из пассивного усвоения знаний и умений, к которому приучает традиционная лекционно-семинарская система, в активный процесс их добывания и дальнейшего применения с помощью интенсивных погружаемых технологий в процесс обучения.

Цель исследования: теоретически изучить, обосновать, разработать и экспериментально проверить психолого-педагогические основы использования модели обучения студентов по дисциплине «Цитология» в высшем образовании на основе модульного подхода.

Материал и методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, систематизация и обобщение данных.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе преподавания дисциплины «Цитология» необходимо увеличивать долю самостоятельной работы студентов, а преподавателю перейти от выполнения чисто информационной функции к реализации консультативно-координирующей. Это позволит педагогу обойтись без дублирования материала, а студентам — использовать полученные ранее знания для выполнения заданий повышенной сложности.

При выборе способа обучения мы остановились на модульном обучении, как наиболее перспективном в плане технологизации учебного процесса. Его технологичность определяется четкой постановкой целей на всех этапах обучения, структурированием учебного материала в соответствии с поставленными целями, строгой последовательностью предъявления всех компонентов дидактической системы в виде модульной программы, организацией самостоятельной деятельности обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и запросами, постоянным мониторингом учебных достижений студентов, позволяющим корректировать процесс обучения. [4]

Разработке принципов модульного обучения посвятили свои труды С.Я. Батышев, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др. [1,2,3]

В настоящее время достаточно много научных и научно-методических работ, посвященных проблеме повышения качества профессиональной подготовки. Данная проблема во многих случаях решается внедрением в практику обучения инновационных технологий (модульный подход к обучению, использование средств информационных и коммуникационных технологий и др.), однако, в настоящее время недостаточно разработок методических рекомендаций по использованию модульной технологии для студентов направления подготовки «Биология» ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Указанные обстоятельства определили проблему исследования, заключенную в противоречии между необходимостью повышения качества образования студентов по дисциплине «Цитология» и недостаточной методической базой, обеспечивающей учебный процесс.

Гипотеза исследования состоит в том, что, обучение студентов по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода будет более успешным, если:

- обоснована технология обучения студентов, в процессе которой формируются необходимые профессиональные компетенции;

- разработана модель обучения студентов-бакалавров по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода;

- разработано и внедрено в учебный процесс учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Цитология» с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;

- определены критерии, показатели, созданы диагностические материалы для определения уровня обученности студентов по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогические основы использования инновационных технологий обучения (информационных и коммуникационных технологий, модульного обучения и др.) в системе высшего образования.

2. На основе проведенного анализа научной, учебно-методической литературы и опыта педагогической деятельности разработать модель обучения студентов-бакалавров по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода.

3. На основе интеграции модульного и психолого-педагогических основ к обучению разработать технологию модульного обучения студентов-бакалавров дисциплине «Цитология», в рамках которой разработать содержание каждого элемента модуля.

4. Разработать учебно-методическое обеспечение процесса обучения по дисциплине «Цитология» с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

5. Для каждого модуля по дисциплине «Цитология» разработать показатели достижения формируемых профессиональных компетенций.

6. Выявить критерии и разработать диагностические материалы для определения уровня обученности студентов-бакалавров по дисциплине «Цитология».

Организация и основные этапы исследования:

Первый этап включал накопление изученной научной и педагогической литературы, которая связана с практикой модульного обучения в естественнонаучных дисциплинах.

На втором этапе разрабатывались элементы методического обеспечения курса "Цитология" в соответствии с технологией модульного обучения.

На третьем этапе внедрялась модульная программа в учебный процесс у студентов в процессе изучения дисциплины «Цитология».

На четвертом этапе осуществлялось обобщение и анализ итогов экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в ТГПУ им. Л.Н. Толстого на факультете естественных наук. Было выбрано 2 группы студентов: контрольная и экспериментальная. В контрольной группе тема «Цитоплазма» изучалась традиционно в лекционной форме с последующим контролем знаний, в экспериментальной – на основе модульной организации учебного процесса. По окончании изучения темы была проведена диагностика, которая выявила более успешное усвоение темы студентами экспериментальной группы темы «Цитоплазма».

Заключение. Практическая значимость выполненной работы заключается в том, что разработана технология, обеспечивающая самостоятельную деятельность студентов в условиях модульной организации учебного процесса при изучении дисциплины «Цитология».

Таким образом, в разработанных обучающих модулях, мы ориентируем студентов на цель учения как перспективу познавательной и профессиональной деятельности, при этом мотивируя ее принятие, развивая тем самым навыки самообразования.

Список литературы

Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение 1997. -248 с.

Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 c.

Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. С. 3-209.

Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) 2002. - 352 с.

Просмотров работы: 3