К ВОПРОСУ О ТИПАХ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К ВОПРОСУ О ТИПАХ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ

Максимычева А.Н. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов развития личности В период подросткового возраста изменяется социальная ситуация. Её особенность в том, что подросток находится в переходном положении между ребенком и взрослым. Он отвергает свою принадлежность к детям, но и не чувствует себя достаточно взрослым. При этом активно ищет признания его взрослости окружающими. У него развивается Я-концепция. Подросток ищет пути самопознания, изучает свои возможности и способности, стремится доказать себе и другим свою индивидуальность. Формируется сложная система самооценки, появляется представление об идеальном-Я. В этот период существует опасность появления неблагоприятной Я-концепции, что может привести к аддиктивному поведению и возникновению акцентуаций.

Ведущий тип действия в подростковый период также претерпевает изменения – если до этого учебная деятельность была в приоритете, то теперь основное место в жизни ребенка занимает интимно-личностное общение. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие часто становятся причиной поведенческих реакций в этот период.

Подростковый возраст характеризуется резкими перепадами настроения, эмоциональной неустойчивостью, непредсказуемым поведением. За небольшой промежуток времени подросток может продемонстрировать абсолютно разные реакции:

повышенная активность в деятельности может сменяться безынициативностью;

самоуверенность превращается в ранимость;

застенчивость может превратиться в вызывающее поведение;

цинизм может сочетаться с нежными романтическими мечтами;

ласку и нежность сменяет жестокость и равнодушие;

желание находиться в шумной компании перерастает в желание спрятаться от всех.

Л.С. Выготский описывал 3 манеры поведения во время кризиса подросткового возраста:

1. Во всех областях жизни подростка проявляется ярко выраженный негативизм. Это довольно долго длится, подросток как бы выпадает из семьи, не прислушивается к старшим, то очень активен то совсем не восприимчив. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2. Ребенок – негативист лишь в некоторых сферах жизни. Это проявляется в редких жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательные социальные ситуации (конфликт, угнетающая атмосфера. Таких детей большинство, примерно 60 %.

3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей [1].

Итак, рассмотрим непосредственно типы акцентуаций по А.Е. Леонгарду [5; 6].

Гипертимный тип означает постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость, склонность к риску, часто отсутствует самокритичность и он теряет грань дозволенного.

Циклоидный тип он отличается склонностью к частой смене настроения в зависимости от внешней ситуации. В период повышенного настроения очень дружелюбен, в период снижения настроения становится очень замкнутым.

Лабильный тип для него характерна непредсказуемая смена настроения, способен погрустнеть без каких либо видимых причин. Поведение зависит от настроения.

Астеноневротический тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, нерешительностью, раздражительностью, быстрой утомляемостью, склонностью к депрессии. Особенно часто утомляется при интеллектуальной деятельности.

Боязливый или сенситивный тип можно узнать по робости, стеснительности, повышенной впечатлительности, тенденции испытывать чувство неполноценности, повышенная чувствительность ко всему. Такие люди не любят подвижные игры, большие компании, они очень стеснительны.

Для психастенического типа характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, наблюдению за поведением других людей, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию ритуальных действий. Имеет раннее интеллектуальное развитие.

Шизоидный тип примечателен отгороженностью, замкнутостью, трудностями в установлении контактов, эмоциональной холодностью, проявляющейся в отсутствии сострадания, недостатком интуиции в процессе общения, безразличием к другим людям. Внутренний мир таких людей наполнен фантазиями , часто они имеют особенные увлечения. Неспособны понять невысказанные другими чувства, желания, опасения, что было отмечено еще Г.Аспергером [4].

Эпилептоидный тип характеризуют недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева иногда даже с элементами жестокости, конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность. Жестоки, властны, себялюбивы.

Демонстративный или истероидный тип узнаваем по выраженной тенденции к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемый отсутствием угрызений совести, эгоцентризму, авантюризму, тщеславию, "бегству в болезнь" при неудовлетворенной потребности в признании. С трудом переносят, когда в их присутствии уделяют внимание другим людям, а не им. Стремятся казаться лидерами.

Неустойчивый или экстравертированный тип, для него характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер, а также склонность к безделию и праздности. У них отсутствуют какие-либо профессиональные интересы, такие люди совсем не думают о будущем.

Конформный тип отличается чрезмерной подчиненностью и зависимостью от мнения других, недостатком критичности и инициативности, склонностью к консерватизму, бездумно подчиняются любым авторитетам или большинству в группе. Это тип приспособленца, готовый ради своих интересов пойти на предательство, но что бы не совершил человек этого типа , он всегда найдет оправдание своему поступку

В данной статье были рассмотрены характеристики различных типов акцентуаций подростков. Хотелось бы отметить, что главная опасность акцентуации в том, что при сложной психологической ситуации крайний вариант нормы превращается в психическое заболевание.

Список литературы

Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2005

Личко А.Е. Истерики, рвущиеся к власти (Александр Керенский и Георгий Гапон).- Обзор. Психиат. и мед. психол., 1991, №1

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983

Asperger H. Die Autistischen Psychopathen in Kinderalter. Arch. Psychiat. u. Nervenkrank., 1944, Bel. 117

Leonhard K. Akzentuirte Personlichkeiten. – Berlin: Volk und Gesundheit, 1968.

Leonhard K. Normale und abnorme Personlichkeiten. – Berlin: Volk und Gesundheit, 1968

Просмотров работы: 4