Обучение пациентов с сахарным диабетом самоуходу - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Обучение пациентов с сахарным диабетом самоуходу

Журавлев Д.Ю. 1
1Самарский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наиболее эффективной формой обучения пациентов с сахарным диабетом является групповое обучение с совместным обсуждением теоретических вопросов, с оценкой понимания и усвоения знаний и практических умений.

Программы обучения для больных сахарным диабетом первого и второго типа отличаются, что подразумевает формирование разных групп пациентов для обучения [1].

Пациентов, страдающих сахарным диабетом первого типа, необходимо обучать правилам введения инсулина, им важно объяснять отличие понятия «содержание углеводов в продуктах» от понятия «калорийность». Для пациентов, страдающих сахарным диабетом второго типа, акцент делают на правильном питании и снижении веса. В программу обучения больных сахарным диабетом входит самоконтроль гликемии, правильное купирование приступов гипогликемий, профилактика осложнений сахарного диабета [4].

Обучение пациентов (их родственников) может быть эффективным в том случае, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа [3]:

Этап 1. Сбор информации о пациенте, его обследование и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. 

Сбор информации о пациенте является непрерывным. Медицинская сестра определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить необходимые знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

Этап 2. Определение проблем пациента. 

Собрав и оценив информацию, медицинская сестра определяет сестринскую проблему, например, дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. В результате оценки медицинская сестра должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

Этап 3. Определение целей обучения, планирование его содержания. 

Формулировка целей обучения должна быть ориентирована по трем направлениям: познавательному, эмоциональному и психологическому. Поставленная цель должна содержать три компонента:

1) результат обучения - что необходимо сделать пациенту (что он должен суметь сделать, понять и т.д.);

2) временные рамки - интервал времени, в течение которого будет достигнута цель обучения (например, к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);

3) достижение цели - с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей и т.п.).

После определения целей обучения, медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. Кроме того, в плане уточняются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 мин в течение 3 суток, по 20 мин через сутки и т.д.).

Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его родственников к составлению индивидуального плана обучения, учитывая личностные особенности пациента, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние [5], например:

1) в течение 20 мин. пациенту объясняется значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить его в необходимости самостоятельного определения;

2) в течение 15 мин. пациенту предоставляется информация о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета её суточного количества;

3) в течение 15 мин. пациенту объясняются правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости, подсчета водного баланса в процентах;

4) в течение 3 суток медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения пациентом и проводит коррекцию его знаний и умений;

5) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения пациента и/или его родственников.

Этап 4. Реализация плана обучения. 

Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения, где планируется обучение, неблагоприятен или состояние пациента оставляет желать лучшего, то обучение лучше отложить.

В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у пациентов интерес, задавать им наводящие вопросы или выстраивать беседу по принципу «вопрос-ответ», подчеркивая информацию важную для пациента[2]. Для того, чтобы убедиться насколько пациенты правильно поняли передаваемую информацию, необходимо систематически проверять и оценивать их знания и умения.

Этап 5. Оценка результатов обучения. 

После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает полученный результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. Критерии оценки знаний, умений и навыков, полученных пациентом и/или его родственниками по окончании обучения:

пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык);

пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, не уверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций) - в данном случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;

пациент не усвоил информацию и/или не выработал необходимые навыки.

Для проведения научно-исследовательской работы, целью которой было формирование навыков обучения пациентов вопросам само ухода при сахарном диабете, выбрана медицинская организация – ГБУЗ «Бузулукская больница скорой медицинской помощи».

Среди госпитализированных пациентов, количество пациентов с сахарным диабетом второго типа больше, чем пациентов с сахарным диабетом первого типа.

Среди пациентов, страдающих сахарным диабетом преобладают женщины (из 485 человек, больных сахарным диабетом: 207 мужчин (43%) и 278 женщин (57%)) - это связано с тем, что сахарный диабет передается преимущественно по женской линии и женщины имеют дополнительные факторы риска, например, гестационный диабет в анамнезе.

Большинство госпитализированных пациентов с сахарным диабетом находятся в возрастной группе от 51 года до 60 лет. Это объясняется тем, что на 2,5 млн. людей, страдающих сахарным диабетом и поставленных на учет, приходится как минимум 5 млн. тех, кто о своей болезни даже не подозревает. Диагноз выставляется только после развития осложнений, которые начинают проявляться примерно через 10-15 лет от начала заболевания, т. е. как раз в возрасте от 51 года до 60 лет.

В исследовании принимали участие 18 пациентов, страдающих сахарным диабетом, госпитализированные в терапевтическое отделение ГБУЗ «Бузулукская больница скорой медицинской помощи». Группа из 18 человек была поделена на 2 подгруппы: пациенты с сахарным диабетом первого типа (7 человек) и пациенты с сахарным диабетом второго типа (11 человек).

Исследование проходило в 2 этапа. На 1 этапе было проведение тестирование в двух подгруппах с целью определения уровня знаний о самоуходе при сахарном диабете 1 и 2 типа соответственно. Всего в тестах было по 10 вопросов. Каждый вопрос оценивался в 1 балл. Результаты тестирования, полученные нами на 1 этапе исследования, представлены ниже на рис. 1 и 2.

Рис. 1, 2.Результаты тестирования

Из рисунков видно, что в подгруппе с сахарным диабетом первого типа 5 человек набрали 3-5 баллов и 2 человека – 6-8 баллов.

В подгруппе с сахарным диабетом второго типа 6 человек набрали 3-5 баллов, 3 человека – 6-8 баллов и 2 человека – 9-10 баллов. Большее количество пациентов набрали менее 5 баллов, следовательно, можно сделать вывод, что уровень знаний о принципах самоухода при сахарном диабете ниже среднего, чем обусловлена необходимость проведения обучения у данных пациентов.

Были составлены планы обучения пациентов, страдающих сахарным диабетом первого типа (табл. 1) и пациентов, страдающих сахарным диабетом второго типа (табл. 2).

Таблица 1.

Планирование взаимодействия с пациентами в течение 6 дней

через сутки по 30 минут (первый тип сахарного диабета)

План сестринских вмешательств

Обоснование

Провести беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 1 типа; рассказать о хлебных единицах, обучить пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 1 типа; обучение пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Провести беседу о самоконтроле сахарного диабета 1 типа; рассказать о важности самоконтроля; обучить определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 1 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провести беседу о контроле АД при СД 1 типа; рассказать о видах тонометров; обучить определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определения артериального давления.

Провести беседу про инсулинотерапию; рассказать об особенностях хранения и использования инсулина; обучить технике введения инсулина.

Информирование об инсулинотерапии; обучение технике введения инсулина.

Провести беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучить заполнять данный дневник при СД 1 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 1 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провести беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучить данным навыкам. Рассказать о физических нагрузках при СД 1 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 1 типа.

Таблица 2

Планируемое взаимодействие с пациентами в течение 6 дней

через сутки по 30 минут (второй тип сахарного диабета)

План сестринских вмешательств

Обоснование

Провести беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 2 типа.

Информирование пациентов об особенностях питания при СД 2 типа.

Провести беседу о самоконтроле сахарного диабета 2 типа; рассказать о важности самоконтроля; обучить определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 2 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провести беседу о контроле АД при СД 2 типа; рассказать о видах тонометров; обучить определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определению артериального давления.

Провести беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучить заполнять данный дневник при СД 2 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 2 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провести беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучить данным навыкам. Рассказать о физических нагрузках при СД 2 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 2 типа.

В соответствии с вышеуказанными планами были реализованы мероприятия по взаимодействию с пациентами (табл. 3, 4).

Таблица 3

Выполненные мероприятия по взаимодействию с пациентом

План сестринских вмешательств

Мотивация

Провел беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 1 типа; рассказал о хлебных единицах, обучил пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 1 типа; обучение пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Провел беседу о самоконтроле сахарного диабета 1 типа; рассказал о важности самоконтроля; обучил определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 1 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провел беседу про инсулинотерапию; рассказал об особенностях хранения и использования инсулина; обучил технике введения инсулина.

Информирование об инсулинотерапии; обучение технике введения инсулина.

Провел беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучил заполнять данный дневник при СД 1 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 1 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провел беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучил данным навыкам. Рассказал о физических нагрузках при СД 1 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 1 типа.

Таблица 4

Выполненные мероприятия по взаимодействию с пациентом

План сестринских вмешательств

Мотивация

Провел беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 2 типа.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 2типа.

Провел беседу о самоконтроле сахарного диабета 2 типа; рассказал о важности самоконтроля; обучил определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 2 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провел беседу о контроле АД при СД 2 типа; рассказал о видах тонометров; обучил определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определению артериального давления.

Провел беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучил заполнять данный дневник при СД 2 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 2 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провел беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучил данным навыкам. Рассказал о физических нагрузках при СД 2 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 2 типа.

В дальнейшем была проведена оценка эффективности обучения методом повторного тестирования пациентов, страдающих сахарным диабетом первого и второго типов по отдельности. Результаты тестирования представлены на рис. 3,4.

Рис. 3.Результаты контрольного тестирования

По результатам контрольного тестирования было отмечено, что пациенты хорошо усвоили информацию и приобрели устойчивые навыки (осознают важность и значение информации и могут самостоятельно выполнять навыки). Таким образом, цель обучения достигнута, оценка результатов обучения является положительной.

Рис.4.Результаты контрольного тестирования

По результатам контрольного тестирования было отмечено, что пациенты данной группы хорошо усвоили информацию и приобрели устойчивые навыки (осознают важность и значение информации и могут самостоятельно выполнять навыки). Таким образом, цель обучения достигнута, оценка результатов обучения является положительной.

В завершающей части исследования были розданы памятки, в которых описаны основные правила самоухода при сахарном диабете.

Таким образом, борьба с сахарным диабетом и его осложнениями зависит не только от согласованной работы всех звеньев специализированной медицинской службы, но и от самих пациентов, без участия которых не могут быть достигнуты целевые задачи по компенсации углеводного обмена при сахарном диабете, а его нарушение и вызывает развитие осложнений.

Список литературы

Гончарова, Е.В. Управление диабетом и современные возможности самостоятельного гликемического контроля / Е.В. Гончарова, Н.А. Петунина // Медицинский совет. - 2018. - № 3. - С. 17-21.

Калашникова, Н.А. Роль медицинской сестры в профилактике и лечении сахарного диабета / Н.А. Калашникова, В.И. Викторова, А.В. Аверин // Сестринское дело. - 2017. - № 2. - С. 34-35.

Поддубченко, О. И. Организация оказания медицинской помощи пациентам с сахарным диабетом 2-го типа / О. И. Поддубченко // Справочник врача общей практики. - 2017. - № 5-6. - С. 18-28.

Результаты деятельности школы здоровья для пациентов с сахарным диабетом и его осложнениями / А.И. Кузнецов [и др.] // Медсестра. - 2018. - №3. - С. 41-46.

Ростова, М.А. Сахарный диабет как сопутствующее заболевание / М.А. Ростова, М.П. Робская // В помощь практикующей медицинской сестре. - 2017. - № 3. - С. 3- 79.

Просмотров работы: 1818