Введение.
История философии обладает существенной неоднородностью. Отсюда необходимость определения специфических черт той или иной национальной философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно, отражалось и на развитии философии. Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением все новых и новых проблем, требующих философского осмысления.
В эпоху петровских реформ многое изменилось в России. Усиление интенсивности деятельности людей породило качественно новые подходы к восприятию происходящего. Изменялась картина мира, отмечалась тенденция развития в обществе другой культуры. Она постепенно вытесняла церковно-феодальную систему, господствующую в государстве на протяжении столетий. Страна нуждалась в мыслителе, способном выразить содержание перемен. Им стал Ломоносов Михаил Васильевич. Философия этого мыслителя рассматривала вопросы, касающиеся значения России от самых истоков становления государства. В его работах всегда делался акцент на давности и существенности отечественной истории, видоизмененной эпохами реформ. Какой была философия Ломоносова?
Биография М.В. Ломоносова.
Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии (Архангельская область) в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича (1681-1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М.В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой. Летом 1724 года и она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз - на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».
Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М.В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора» [1].
Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С.Н. Сабельников. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и чётко писал.
Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он притворился больным, женитьбу пришлось отложить.
В Москву Ломоносов ушёл с ведома отца, произошло это в конце 1730 года; один из местных крестьян поручился даже во взносе за него податей; но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился «в бегах». Уход из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России - в Москве, Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. М.В. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога, преодолев весь путь за три недели, в начале января 1731 года он прибыл в Москву.
В «Спасские школы», то есть в Московскую славяно - греко - латинскую академию, М.В. Ломоносов вступил в 1731 году и пробыл там, около 5 лет. Никто не ожидал в Москве юношу с далёкого Севера. Из дошедшего до нас письма М.В. Ломоносова к И.И. Шувалову видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии. Позже Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите же, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться».
В научном отношении пребывание в академии принесло ему немалую пользу: он не только приобрёл вкус вообще к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился и вообще с тогдашней «наукой», хотя и в обычной для того времени схоластической форме разных «пиитик», «риторик» и «философий».
Удивительная целеустремлённость была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, он читал летописи, книги духовного и светского содержания в библиотеке Заиконоспасского монастыря [2].
Философские познания М.В. Ломоносова.
Ломоносов, философские идеи которого играли существенную роль в становлении нового мировосприятия, был ученым, мыслителем, поэтом, общественным деятелем. Несомненно, этот человек занимает особое место в российской и зарубежной истории. Именно на его концепциях строилась вся философия русского просвещения. Ломоносов сформулировал передовые теории, системы воззрения, порождающие надежду на совершенствование картины мира. Оно, в свою очередь, достигается человеческой энергией и разумом. Философия Ломоносова базировалась на материальности и реальности мира.
Какой была русская философия XVIII века? Ломоносов обладал действенным, высоким патриотизмом. На эту черту обращали внимание абсолютно все, кто в той или иной степени взаимодействовал с ученым. Любовь и уважение к родным местам свойственна любому русскому человеку. Но у мыслителя это проявлялось особенно ярко. Каждый человек в той или иной степени взаимодействует с культурой своей эпохи. Индивид усваивает ее, действует в ней, обогащает ее. Философия Ломоносова, кратко говоря, продвигает концепцию о неисчерпаемых возможностях страны. Мыслитель видел и ощущал огромную силу народа. Все это рождало в нем безграничную любовь к стране, страстное стремление способствовать ее процветанию. Все эти чувства ярко отражает русская философия. Ломоносова отличала глубочайшая вера в народ и страну [1].
Культура. Ее усвоение не было простым для Ломоносова. Обуславливалось это тем, что в XVIII веке культура носила переходный характер. В этот период проходил процесс вытеснения средневековой культуры. В первой трети столетия он приближался к своей кульминации. Но на окраинах государства, в особенности на поморском Севере оставались районы, в которых господствовали средневековые традиции. В качестве одной из них выступало старообрядчество. Философия Ломоносова, кратко говоря, основывалась на том, что совершенствование человека должно идти не через благочестивые молитвы, пост, размышления, а с помощью познания окружающего мира, закономерностей, присутствующих в нем. Основная цель концепции мыслителя состояла в достижении процветания страны посредством развития культуры.
Панегирик наукам. В исследовательской деятельности Ломоносов видел основу просвещения. Восхваляя дела Петра, он говорил о том, что именно науки сделали правителя Великим. Многие высказывались против большого числа гимназистов и студентов. Возражая им, Ломоносов называл множество сфер деятельности, в которых нужны ученые люди. В частности, он говорил о важности освоения Сибири, Северного морского пути. Необходимы были ученые люди и в горном, военном, торговом деле, на фабриках, в сельском хозяйстве. Философия Ломоносова реализовывалась не только в учебной и учебно-организационной деятельности. Его можно назвать первым популяризатором естествознания в стране [6].
«Слова». Вклад Ломоносова в философию огромен. Особое значение при его оценке имеют многочисленные труды учёного. Так, в «Слове о пользе химии» учёный с увлечением рассказывает о явлениях природы, для исследования которых необходимы знания этой дисциплины. Именно с этой работы начала своё развитие корпускулярная философия Ломоносова. Учёный указывал на тесную связь химии, математики и физики. Ломоносов описывает процесс познания свойств первоначальных частиц, составляющих тела. Простым и доступным языком он говорит о важности и необходимости знаний по химии при изучении запахов, вкусов, цветов, в медицине, фармакопее, при анализе физических характеристик веществ и пр. Ломоносов разъясняет особенности применения науки в изобразительном искусстве, технике, ремеслах. Также наглядно и просто он знакомит людей с достижениями современной ему эпохи и в других «Словах». Все эти работы были прочитаны в Академии наук на публичных заседаниях.
«Учёная дружина». Философия Ломоносова формировалась под влиянием прогрессивной мысли его предшественников. Они вошли в историю как «учёная дружина». К ним относились Феофан Прокопович (новгородский епископ), Антиох Кантемир (поэт-публицист) и В.Н. Татищев (историк, известный государственный деятель). Эти люди были широко образованы, являлись ярыми противниками застоя и мракобесия. Прокопович преподавал философию в Киевской академии, затем занимался естествознанием.
Кантемир перевёл книгу Фонтеля, опровергающую библейский подход к процессу образования Вселенной.
Все они поддерживали петровские реформы, выступали за развитие флота и промышленности, отстаивали важность распространения научных знаний. «Учёная дружина» всегда находилась в центре политической жизни.
Социальный идеал. В гражданской позиции мыслителя доминировал пафос утверждения. Его социальный идеал являлся в высшей степени демократичным. В нем учитывались интересы не только привилегированных классов, но и низов – простого народа. Например, Сумароков придерживался позиции, что просвещать необходимо, в первую очередь, «сынов отечества» – дворян. А потом они, поставив общегосударственную пользу на передний план, сами будут заботиться об остальных слоях. Философия Ломоносова принципиально отвергала такой подход. Мыслитель был против признания культурной и общественной неполноценности простого народа. Просвещение всего населения, о необходимости и важности которого все время говорил Ломоносов, являлось для него самой актуальной и масштабной задачей. Нужно было как можно быстрее претворять его мысли в жизнь
Сатира. Философия Ломоносова не отвергала её, но отношение к ней было довольно прохладным. Историки не исключают, что это обусловлено его собственным «мужицким» происхождением. Над ним, кстати сказать, все время иронизировал Сумароков. В народе, безусловно, любили и злое словцо, и шутки. Но использовались они на досуге, а не в процессе работы. Практически для всех поэтов XVIII века их творчество являлось не только духовно-биографическим фактом, но и деятельностью государственной важности. Такого отношения к своей работе от них требовало время. Ломоносов сделал лирику и оду, как основной её жанр, важнейшим элементом гражданского начала, неотделимого в начале столетия от государственного. В этом состоит выдающаяся заслуга мыслителя и проявляется его исключительная самостоятельность как поэта.
Изучение общественных проблем. Как выше уже говорилось, Ломоносову была свойственна глубокая любовь к своей стране и народу. Он неустанно отстаивал интересы простых людей. В течение всей своей жизни он стремился принести пользу своему государству.
Ломоносов не занимался оторванными от реальности, надуманными проблемами. Он старался связать науку и нужды развивающейся промышленности, всего народно-хозяйственного комплекса. В понимании общественных проблем Ломоносов являлся идеалистом. В некоторых своих работах он повествует только о второстепенных причинах бедственного положения населения. При этом учёный не касается главного и основного аспекта – характера экономических связей в стране. Ломоносов не стремился восстать против строя, он отстаивал необходимость гуманного отношения к крепостным, улучшения их жизни. Негативную оценку дает мыслитель духовенству. Он говорит о нём как о рассаднике нелепых суеверий. Духовные лица способствовали увеличению детской смертности, проводя крещение зимой в холодной воде, полагая, что тёплая вода нечиста. Священники устанавливают посты, от которых вследствие изменения рациона погибает множество людей. В своих работах говорит Ломоносов и о вреде браков людей с большой разницей в возрасте, которые заключаются по прямым приказам помещиков. Высказывает учёный мысли и о «живых покойниках». Так он называет крепостных, которые сбегают от солдатских наборов и помещичьего гнёта. Однако, говоря об этом, Ломоносов ограничивается советом облегчить отягощения людей [5].
Медицина. Ломоносов считал важнейшим упущением неразвитость сферы здравоохранения в стране. Особое внимание он обращал на бедственное состояние акушерского дела. Отсутствие своевременной помощи приводит к высокой смертности среди населения. Ломоносов предлагал печатать и переправлять в разные регионы страны книги по медицине, возводить аптеки, распространять знания в народе. Так он стремился искоренить вредную деятельность различных ворожей, знахарей, только «умножавших болезни своими шептаниями». Для обеспечения большей эффективности в борьбе с заболеваниями Ломоносов предлагал учредить в стране «медицинскую науку», держать во всех городах необходимое число врачей, отправлять в иностранные университеты больше студентов для получения докторского образования.
Отношение к политике. Лучшей формой правления для Ломоносова была монархическая власть просвещённого человека. Образом такого самодержца был Пётр Первый. Ломоносов с большим уважением и почтением относился к нему. Своими реформами Петр попытался покончить с отсталостью государства и найти новые пути его развития. Зарождающиеся капиталистические отношения противоречили вековому устройству феодальной страны. Деятельность Петра, направленная на поддержку нового курса развития, была весьма прогрессивной [9].
М.В. Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки – физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввёл в химию способ количественного анализа в качестве метода исследования.
В трудах и образовательных проектах Ломоносова представлена светская, нерелигиозная трактовка философии, отличающейся от религии своей предметной областью и методологией: «Правда и вера суть две сестры родные… никогда между собою в распрю прийти не могут» Однако «вольное философствование» проникнуто скептицизмом, тогда как «христианская вера стоит непреложно». В «республике науки» властвует критическая мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому «учить по своему мнению». Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Ломоносов одновременно признает право «прочих философов в правде спорить», подчеркивая авторитет ученых и философов Нового времени в лице Декарта, Лейбница и Локка [7].
Улучшить жизнь общества, по Ломоносову, можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм, для России – самодержавия.
Именно благодаря самодержавию, считал он, Россия «усилилась… умножилась, укрепилась, прославилась». Историю Ломоносов понимал как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей. История – не «вымышленное повествование», а достоверное, основанное на конкретных источниках изучение опыта «праотцев наших», включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т.п.
Исторические и философские понятия отражают, по Ломоносову, изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История познания, таким образом, в определённом смысле и есть история образования понятий. Они сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, древняя религия зороастризма приписывает понятиям «некоторую потаённую силу, от звёзд происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») учит, утверждал Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путём познания отдельных имен, названия вещей и их качеств, но путём «собирания» имён, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не состоит в разности языка, но в разности времён», т.е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии [3].
В «Российской грамматике» (1755) Ломоносов доказывал, что русский язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы отражать «тончайшие философские воображения и рассуждения».
«Если бы я хотел читать, не зная букв - бессмысленное дело. Если бы я хотел рассуждать о естественных вещах, не имея представления о началах их, это было бы столь же бессмысленно». Михайло Ломоносов.
Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности, полезной и возвышающей человека. Рационалистический оптимизм русского мыслителя с особой силой выражен в работе «О пользе химии» (1751). Своеобразный гимн науке и «художеству» (тоже разновидность познания) перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии и т. п. [5].
Вклад М.В. Ломоносова в развитие философской мысли.
Философия языка Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия или идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие «ночь» – простое. Но, например, представление о том, что люди ночью «после трудов покоятся», – сложное, так как включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, подразделяются на «первичные, вторичные и третичные». Искусство оперировать понятиями состоит в том, что можно миновать отдельные ступени (например, «вторичную») и перейти прямо к «третичной». Таким образом, можно миновать «материальные свойства» и перейти на более высокий уровень абстрагирования. Суть познания и состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивая «без разбору» от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез.
В мировоззрении Ломоносова сочетаются естественнонаучный материализм и деизм. Рациональное обоснование атомистических представлений, по мнению Ломоносова, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы», не отвергает Бога-творца, «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.
Признавая огромное значение мышления в познании мира, Ломоносов внимательно изучал его свойства. Для выражения и оформления мыслей большое значение имеет язык, т.к. мысли человека облекаются в словесную оболочку. Ученый был твердо уверен в том, что мышление человека, как и все в мире, способно на безграничное развитие и совершенствование. Это происходит через общение людей друг с другом по мере накопления опыта и расширения кругозора человека. Язык, будучи оболочкой мысли и средством общения людей между собой, несомненно, играет большую роль в развитии человеческого мышления.
Ломоносов также занимался и проблемами логики - науки о законах и формах правильного мышления. В основе его взглядов на логику лежит материалистическая философия и теория познания. Человеческое мышление, по Ломоносову, отражает материальный мир, поэтому и все формы мысли - понятия, суждения, умозаключения - своим содержанием имеют объективную действительность, ею они порождаются и определяются [4].
Большое значение Ломоносов отводил приемам доказательства. Он считал, что все выдвигаемые учеными предположения должны быть аргументированы и доказаны. Там, где наглядность уступает место рассуждению, легко может возникнуть отступление от истины. Поэтому и нужна проверка истинности суждений. Важнейшим средством такой проверки является доказательство. Сила его доказательства, по Ломоносову, заключается в самих явлениях природы.
Большое значение Ломоносов придавал выводам индуктивным. Индукцию он определял как умозаключение, где «прежде предполагается о видах какого рода или о частях целого подробну особливо, а потом целое или род представляется». Ученый понимал индукцию гораздо шире, чем его современники. Не только как вывод от вида к роду, но и от частей к целому. При этом считал, что наиболее ясные представления о предмете складывается тогда, когда исследователь познает части целого, а затем делает выводы о природе целого.
Сам Ломоносов широко использовал индукцию в своих научных исследованиях, использует два метода: различие и сходство. Он считал, что природу нужно познавать, подходя к ней с разных сторон и применяя для этого разные методы. Поэтому он не только требовал связи индуктивных приемов - метода сходства и метода различия, но и выдвигал единые совместные действия дедукции и индукции. Ломоносов считал, что каждый из этих двух видов, ни в коем случае не могут заменить один другого, а должны дополнять друг друга.
Мировоззрение Ломоносова формировалось в первую очередь под влиянием научных трудов представителей механистического мироосмысления - Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона, Г. Лейбница и др.
Вместе с тем оно теснейшим образом связано с его собственными естественно-научными исследованиями. Существенно и то, что он прослушал курс философии в Марбургском университете у X. Вольфа.
М.В. Ломоносов, как и И. Ньютон, провёл чёткую методологическую грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова, нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и т.п., всё время ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог - главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтырю научиться можно астрономии или химии».
Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнано – от Пушкина, назвавшего его «первым русским университетом», и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, до академиков В.И. Вернадского и С.И. Вавилова.
От Ломоносова идёт традиция русского научно-философского реализма. Ломоносов положил в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединённых в «корпускулы» (молекулы). Корпускулы – это физические частицы, которые в свою очередь также являются телами, а поэтому состоят из определённого количества материи. Они разнородны, различаются массою и фигурою или тем и другим одновременно Корпускулы находятся в движении и подчиняются механическим законам. Путём многочисленных экспериментов и рассуждений Ломоносов пришёл к выводу, что все химические и физические явления производны от движения корпускул, которые обладают протяжённостью, силой инерции и фигурой. Сами корпускулы по степени сложности подразделяются на несколько видов. Есть корпускулы, которые можно охарактеризовать, как простейшую структуру, в этом она равна понятию «элемент». Среди них могут быть первичные, состоящие из элементов, и производные, полученные путем сложения из меньших корпускул. Фактически введение градации корпускул отвечало делению частиц на молекулы и атомы.
Получалась вполне стройная система природы, в которой всё было закономерно. Природа оказывалась единым взаимосвязанным целым, в котором все было детерминировано движущейся материей. Логически отсюда вытекал принцип сохранения материи и движения, который Ломоносов сформулировал в письме к Л. Эйлеру (1748).
«...Твёрдо помнить должно», - писал Ломоносов, - что видимые на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находит, но великие происходили в нём перемены, что показывает история и древняя география, с нынешнею снесённая, и случающиеся в наши веки перемены земной поверхности. Когда и главные величайшие тела мира, планеты, и самые неподвижные звезды изменяются, теряются в небе, показываются вновь, то в рассуждении оных малого нашего шара земного малейшие частицы, то есть горы (ужасные в глазах наших громады), могут ли от перемен быть свободны» [8]. Той же идее развития подчинена и его мысль о взаимосвязи неорганической и органической природы. При этом он тонко различал действие в природе. Принципа причинности и функциональной взаимосвязи.
М.В. Ломоносов был, прежде всего, естествоиспытателем, физиком и химиком. Из этого и следует исходить при изучении и квалификации его мировоззрения, которое может быть определено как естественнонаучный материализм. Это подтверждается также и тем, что он никогда специально не занимался философией. Он касался общефилософских проблем лишь постольку, поскольку они имели прямое отношение к его научным исследованиям. При этом он интересовался почти исключительно натурфилософией. Гносеологически проблематика не получила сколько-нибудь заметной разработки в его трудах, помимо провозглашения некоторых самых общих принципов научной методологии.
Ломоносов был близок к мысли, что движение есть изменение вообще. В целом его представления о движении соответствовали механистической форме материализма.
Одно из главных открытий Ломоносова - обнаружение природы тепловых явлений. Он нашёл, что «теплота тел состоит во внутреннем их движении» и возникает в следствие трения движущихся частиц.
Другим значительным достижением Ломоносова была формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, получившей статус теории с открытием закона сохранения и превращения энергии [8].
Он различал два вида материи: собственную и постороннюю. «Собственная материя - та, из которой тело состоит и известным образом определяется; при её изменении неизбежно применяется и само тело. Посторонняя материя - та, которая заполняет в теле промежутки, свободные от собственной материи».
Свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Он считал, что «первичное движение» существует вечно. В поиске путей совершенствования методов познания, высоко оценивая значение эмпирического познания, Ломоносов отдавал себе также отчет о важности методов рационального познания.
Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал первостепенное значение опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности; для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные и на этой основе разработать новый закон природы, необходима аналитическая синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе познания ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснения опытных данных.
Лишь подтверждённая опытом гипотеза приводит к истинной теории. Итак, метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории.
И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя».
Относительно проблем социальной жизни Ломоносов придерживался просветительских взглядов [7].
Заключение.
Вклад Ломоносова в философию по достоинству был оценён не только потомками, но и современниками. Его беспокойная и пытливая мысль заставляла деятеля стать первопроходцем в самых разных научных сферах. Динамика переходов, энциклопедизм учёного во многом определялись патриотическими устремлениями. На них основывалась его просветительская работа. Она, в свою очередь, была ориентирована на улучшение дел в Академии наук, а также на развитие отечественного образования. Ломоносов не замечал каких-либо негативных сторон в деятельности Петра. Реформы монарха являлись для него тем максимумом, выше которого его общественные устремления не простирались. Свою патриотическую задачу Ломоносов видел в том, чтобы эффективно способствовать окончанию петровских преобразований. Его деятельность всегда была тесно связана с наиболее актуальными потребностями государства, с его культурным, промышленным развитием. Вся его работа была направлена на процветание страны.
Историческое значение учёного также в том, что он всегда настаивал на широком распространении образования в государстве. Ломоносов выступал за активное привлечение простых людей в науку. На собственном опыте он показал, на что способен человек ради процветания своего Отечества.
Таким образом, в русской философии работы Ломоносова явственно обозначили новое направление. Ломоносов был деистом, отодвигавшим акт сотворения вглубь времён, отказывался видеть какие-либо воздействия Творца на природу в её нынешнем состоянии. Это открывало широкие возможности для его исследовательского поиска и открытий. Основными сочинениями являются: «Опыт истории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» (1743-1744), «Размышления о причинах теплоты и холода» (1749), «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1755).
Ломоносов М.В., прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности - таков итог его кропотливых трудов.
Ещё при жизни имя великого учёного было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских учёных XVIII века, при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.
Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М.В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского учёного названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль имени М.В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук.
И в заключении мне хотелось бы привести высказывание - призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падёт и с вашею».
Великий русский учёный - энциклопедист - Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России, оставив глубокий след во всех областях знания своего времени.
Список использованных источников.
1. Банников, Н.В. Три века русской поэзии [Текст] / Н.В. Банников. – М.: Просвещение, 1986.
2. Барулина, Е.Н. Великий философ-материалист [Текст] / Е.Н. Барулина. – М.: Издательство МГУ, 1961.
3. Белявский, М.Т. Ломоносов и основание московского университета [Текст] / М.Т. Белявский. – М.: Издательство МГУ, 1955.
4. Белявский, М.Т. Ломоносов – наш первый университет [Текст] / М.Т. Белявский. – М.: Издательство МГУ, 1961.
5. Вавилов, С.И. Михаил Васильевич Ломоносов, 1711-1961 [Текст] / С.И. Вавилов. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1961.
6. Верёвкина, М.И. Жизнь покойного М.В. Ломоносова: учеб пособие [Текст] / М.И. Верёвкин. – М.: АН СССР, 1962.
7. Любимов, Н.М. Жизнь и труды Ломоносова: учеб. пособие [Текст] / Н.М. Любимов. – М.: АН СССР, 1972.
8. Морозов, А.А. Жизнь М.В. Ломоносова: серия биографий [Текст] / А.А. Морозов. – М.: Молодая гвардия, 1965.
9. Шторм, Г.П. Жизнь замечательных людей: серия биографических книг [Текст] / Г.П. Шторм. – М.: Молодая гвардия, 1933.