Основной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение самостоятельно учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Перед учителями появляется проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий, однако она до сих пор остаётся недостаточно изученной.
Данная статья посвящена анализу наиболее продуктивных приемов формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
В широком понимании термин «универсальные учебные действия (УУД)» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А в более узком смысле его можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[27]
Наряду с личностными, познавательными и коммуникативными, регулятивное УДД – это умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности и вносят определенный вклад в оптимизацию собственной учебной деятельности учащегося. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, способность к волевому усилию.
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Овладение регулятивными учебными действиями позволяет не только успешно учиться, но и решать жизненно важные проблемы, способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся.
Для того чтобы выяснить, как в учебниках организована работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий был проведен анализ следующих учебников:
Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. / Е.И. Никитина. 19-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 157 с.
Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
Русский язык. 7 кл. : учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 286 с.
Упражнения, содержащиеся в учебниках, рассматривались с точки зрения количества упражнений, задания в которых способствуют формированию регулятивных универсальных учебных действий, в их соотношении с общим количеством упражнений; видов регулятивных универсальных учебных действий, формируемых при выполнении этих заданий, видов заданий, предполагающих формирование регулятивных универсальных учебных действий.
Анализ учебника русского языка для 7 класса под редакцией М.М. Разумовской (594 упражнения) показал, что в 11% упражнений учебника встречаются задания, предполагающие формирование регулятивных УУД. Наибольшую долю (10,67%) составили упражнения, нацеленные на формирование учебных действий (задания типа «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»). В данном учебнике не предполагается формирование следующих видов регулятивных УУД: целеполагания, планирования, прогнозирования, коррекции, оценки, саморегуляции.
Анализ учебника русского языка для 7 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (514 упражнений) показал, что в 9,6% упражнений учебника встречаются задания, предполагающие формирование регулятивных УУД. В процентном соотношении осуществление учебных действий и действий контроля практически равны, но тут список учебных действий пополняет планирование и оценка, у которой процент частотности выше других. В данном учебнике не формируются следующие виды регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, коррекция, саморегуляция.
Анализ учебника русского языка для 7 класса под редакцией Е.И. Никитина (124 упражнения) показал, что в 24% упражнений учебника встречаются задания, предполагающие формирование регулятивных УУД. Анализ соотношения заданий по видам регулятивных УУД показал, что здесь преобладает осуществление учебных действий и оценка. В меньшем количестве представлены прогнозирование, контроль и самоконтроль. В данном учебнике не формируются следующие виды регулятивные УУД: целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция.
По данным, собранным из этих трёх учебников «Русского языка», можно сказать, что лидирующую позицию в учебных заданиях по формированию регулятивных УУД занимает осуществления учебных действий, где предлагается письмо по памяти, чтение вслух и про себя. Второе место занял пункт «оценка», за ним «контроль и самоконтроль», а наименьший показатель был у следующих пунктов, таких как «прогнозирование» и «планирование».Что касается процентного соотношения, то наибольший процент заданий, реализующих регулятивные УУД, наблюдается в учебнике Е.И. Никитина.
Для изучения опыта учителей русского языка по формированию регулятивных УУД на уроках русского языка был проведен анализ конспектов. Всего было рассмотрено 20 конспектов. Анализ проводился по следующим параметрам:
Тип урока;
Вид урока (раздел школьного курса русского языка);
Формируемое регулятивное УУД;
Вид задания, обеспечивающего формирование регулятивного УУД;
Место в структуре урока.
Анализ конспектов с точки зрения отнесенности к учебнику русского языка позволяет сделать следующие выводы:
1.По частотности распространения первое место у конспектов по учебнику русского языка Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др.
2.Конспекты по учебнику БарановаМ.Т., Ладыженской Т.А. и др. – хорошее подспорье для реализации проведения уроков. Отличаются краткостью, понятностью, распространенностью в качестве пособий. В данном анализе – 50% от разработок в этой области.
3. Конспекты по учебнику Разумовской отличаются обращением к тестам, словарям и опорным схемам.
4. Конспекты по учебнику Никитина отличаются направленностью на осуществление учебных действий, т.е. на развитие речи и всего, что с этим связано (выразительности, образность мышления, правильности высказывания мыслей и т.д.).
Анализируемые конспекты относятся к разным типам уроков: 9 конспектов уроков открытия нового знания, 3 конспекта уроков обобщения и систематизации изученного,6конспектовкомбинированных уроков и 2 конспекта уроков закрепления знаний.
Рассматриваемые конспекты относятся к разным разделам школьного курса русского языка: «Морфемика и словообразование» – 2, «Стилистика» – 7,«Морфология» – 7, «Пунктуация» – 2, «Орфография» – 2.
Наиболее распространёнными учебными действиями в данных конспектах явились следующие: осуществление учебных действий, контроль и самоконтроль (20 из 20).
В рассматриваемых конспектах задания, обеспечивающие формирование регулятивных универсальных учебных действий, включаются в разные структурные элементы урока, однако большая часть таких заданий относится к закреплению знаний и формированию умений, а также к рефлексии. Чаще всего в качестве рефлексии используются вопросы типа «понравилось, не понравилось, что в уроке показалось трудным? — Какое задание показалось наиболее интересным? Что я усвоил и понял» и т.д.
Таким образом, учебники русского языка для 7 класса разных авторских коллективов в основном предлагают упражнения, задания к которым позволяют учителю формировать такое регулятивное УУД, как осуществление учебных действий. Отдельные задания учебников позволяют развивать оценку и самоконтроль. В учебниках почти нет заданий на обучение прогнозированию и планированию учебной деятельности. Поэтому так важна роль учителя в формировании регулятивных универсальных учебных действий. Такой прием как использование схем, пиктограмм, кроссвордов и ребусов на начальном этапе обучения помогает школьнику научиться фиксировать внимание на цели деятельности и сохранять её. Решению задачи формирования регулятивных УУД способствует постоянная новизна на уроке: в содержании, в деятельности учеников, в организационных формах, в отношениях ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – группа.
Анализ конспектов уроков русского языка для 7 класса показал, что учителя понимают важность формирования регулятивных УУД. Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах обучения русскому языку, однако большая часть заданий, направленных на эти УУД, относится к закреплению знаний и формированию умений, а также к рефлексии. В конспектах присутствуют задания на все виды регулятивных учебных действий: осуществление учебных действий, контроль и самоконтроль, оценку, планирование, целеполагание, однако соотношение этих заданий разное. Особо следует отметить, что основным видом формируемых регулятивных УУД является рефлексия, а задания на планирование, целеполагание и прогнозирование встречаются реже. Поэтому необходима дальнейшая работа по разработке заданий, направленных на формирование таких регулятивных УУД, как планирование, целеполагание и прогнозирование.
Список литературы:
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения. Монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / Е.И. Никитина. 19-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 157 с.
Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
Русский язык. 7 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 286 с.