Исследование самооценки психолого-педагогической компетенции студентов обучающихся по направлению «Физическая культура» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Исследование самооценки психолого-педагогической компетенции студентов обучающихся по направлению «Физическая культура»

Хаерзаманова Ю.В. 1
1ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Фундаментальную роль личностных качеств, которыми должен обладать специалист по физической культуре и спорту отмечают Дергач А.А., Исаев А.А., Ильин И. П., Костихина Н. М., Ямалетдинова Г. А. Ранее указанные авторы акцентируют внимание на самооценке, как главном факторе определяющем развитие личности спортивного педагога.

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей и своего места в обществе.

Виды самооценки: актуальная (в данный момент времени), ретроспективная (сравнение с прошлыми этапами жизненного пути), идеальная (эталонные представления о себе) и рефлексивная (оценка человека обществом, по мнению этого человека) [5, 310 с.].

Самооценка - важный регулятор поведения, полагает Костихина Н. М. Она (самооценка) влияет на отношения человека с социумом, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Основываясь на вышесказанном, автор утверждает, что самооценка оказывает сильнейшее влияние на эффективность деятельности спортивного педагога и дальнейшее совершенствование его личности [3, 40 с.].

Составляющие профессиональной самооценки подразделяются на два аспекта (Ямалетдинова Г.А): операционно-деятельностный (оценка своего профессионально-педагогического уровня и уровня компетентности) и личностный (образа «я-профессионального»). Самооценка по этим аспектам бывает несогласованной, но это не препятствует профессиональной адаптации, успешности и развитии.

Структура профессиональной самооценки: самооценка результата (удовлетворенность своими достижениями) и самооценка потенциала (моя оценка своих профессиональных возможностей, уверенности в себе и в своих силах) [6, 181 с.]. Интересно, что в комбинации низкая самооценка результата с высокой самооценкой потенциала оказывают благоприятное влияние на профессиональное саморазвитие [5, 310 с.].

Формирование профессионального самосознания спортивных педагогов отражается в самооценке себя как профессионала и включает два периода: обучение будущих специалистов в учебном заведении и профессиональная деятельность спортивных педагогов в школе.

По данным исследований можно сделать вывод, что в первом периоде студенты оценивают себя как будущего профессионала наиболее адекватно на 2 курсе, на 3 курсе после прохождения первой практики наблюдается заметный рост профессиональной самооценки, появляется состояние «эйфории», но после второй практики с более трудными задачами, будущие спортивные педагоги начинают осознавать, что их профессиональное мастерство еще далеко от совершенства, и в дальнейшем данная самооценка по некоторым показателям (знание методики обучения и воспитания, умение оперативно использовать свои знания) у студентов-выпускников снижается (этап отрезвления) [1, 2, 4].

В заключении хотелось бы отметить, что самооценка – один из ведущих факторов совершенствования профессиональной компетенции спортивного педагога.

Профессиональное образование - главный фактор, оказывающий непосредственное влияние на формирование положительной самооценки себя как профессионала, поэтому важно изучать ее у студентов института физической культуры.

Цель исследования: изучить аспекты становления самооценок профессионально-личностных качеств студентов 3 курса института физической культуры.

Исследование было проведено в УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург. В нем принимали участие студенты 3-го курса, специальность «Физическая культура» 30 человек.

Методы исследования: методика самооценки сформированности профессионально-педагогической этики, методика самооценки сформированности умений решать профессиональные задачи в определенных видах деятельности и методика самооценки сформированности умений профессионального самовоспитания. Данные методики отражены в учебном пособии Жуковой О.Л. [2, 38с., 69 с., 103 с.].

Результаты исследования.

По результатам исследования самооценки сформированности профессионально-педагогической этики бакалавров 3 курса была выявлена средняя оценка по данному показателю 4,5 балла из 5 (высокая оценка). Рассмотрев отдельные компоненты оценки, можно сказать, что студенты не выделяют лучше или хуже сформированных компонентов самооценки.

Результаты исследования самооценки сформированности умений решать профессиональные задачи в определённых видах деятельности показали, что студенты оценивают сформированность у них данных умений в 4,7 балла. Проанализировав отдельные стороны данного исследования, можно констатировать, что студенты считают себя наиболее подготовленными к решению задач в сфере ФК и С – 5.

Результаты исследования самооценки сформированности умений профессионального самовоспитания показали, что бакалавры оценивают свои умения профессионального самовоспитания в среднем на 4,3 балла. Конструктивный анализ показал, что студенты считают «самовоспитание организаторских и профессиональных умений» наиболее выраженным показателем данной оценки – 4,7.Самые низкие оценки по показателю «владение методами познания самого себя».

Выводы. Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь между профессиональным становлением и мастерством специалиста по физической культуре и спорту и формированием его самооценки профессионально-личностных качеств и результатов своей профессиональной деятельности.

Исследование самооценки студентов 3 курса института физической культуры показало некоторые различия. Они связаны с тем, что исследуемые достаточно высоко оценивают сформированность у себя умений решать профессиональные задачи в определенных видах деятельности, но не достаточно адекватно оценивают методы профессионального самовоспитания, а именно методы познания самого себя (завышенные самооценки или заниженные).

Исследование подтверждает, что студентов независимо от года обучения необходимо включать в рефлексию формирования своих личностно-профессиональных качеств, так как они недооценивают или же переоценивают уровень их развития, значит у студентов не возникает потребности самостоятельно развивать эти качества.

Данные результаты могут использоваться преподавателями институтов физической культуры в работе со студентами.

Список литературы:

Жукова О. Л. Педагогика: Технология и теория обучения. Екатеринбург: УГТУ-УПИ. 2008.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Издательский центр «Академия». 2002.

Костихина Н. М. Педагогика физической культуры и спорта. Омск: Изд-во СибГУФК. 2013.

Хозяинов Г. И. Акмеология физической культуры и спорта. М.: Академия. 2005.

Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: АСАDЕМА. 2001.

Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта. Екатеринбург: Изд‑во Урал.ун-та. 2014.

Просмотров работы: 26