Влияние проектирования здоровьесберегающей деятельности образовательной организации на социальную адаптацию обучающихся - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Влияние проектирования здоровьесберегающей деятельности образовательной организации на социальную адаптацию обучающихся

Кузнецова А.А. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во все времена социальная адаптация обучающихся представляла собой довольно динамический и сложный, многосторонний и многоуровневый процесс перестройки потребностной и мотивационной сфер, комплекс сложившихся ранее привычек, умений и навыков, в соответствии с новыми целями и задачами, условиями и перспективами их дальнейшей реализации.

Важнейшая часть адаптивных ситуаций у обучающихся возникает в силу изменений условий обучения при поступлении в вуз. Поэтому, крайне важно изучать социальную адаптацию обучающихся в такой образовательной организации, как вуз. А проблема создания и проектирования в вузе здоровьесберегающих условий, которые способствуют благоприятной социальной адаптации обучающихся, использования различных методов и форм, подходов, организация деятельности по сохранению здоровья, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, является очень актуальной. Ведь общеизвестно, что для того, чтобы обучающиеся были социально адаптированы и хорошо учились, эффективно преодолевали все трудности студенческой жизни, необходимо вести активную здоровьесберегающую деятельность в образовательной организации.

На сегодняшний день понятия «адаптация» и «социальная адаптация» имеют различные трактовки в зависимости от аспекта исследования.

А.А. Налчаджян занимался исследованием процесса адаптации и адаптированности. Адаптированность представляет собой результат самого процесса адаптации на уровне личностных механизмов, которые обеспечивают адаптацию личности к определенным социальным условиям и ситуациям. Автор развил теорию об адаптивных комплексах, с помощью которых протекают адаптивные процессы личности в сложных и проблемных ситуациях. Согласно теории ученого, адаптивные комплексы, используемые с постоянной периодичностью в схожих социальных ситуациях, закрепляются в самой структуре личности и становятся подструктурами ее характера [8, с. 167].

В.П. Зинченко определяет социальную адаптацию как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса [10, с. 142].

Общеизвестно, что адаптированность является результатом процесса адаптации.

Адаптированность обучающихся к обучению в образовательной организации предполагает наличие у них особенностей в поведении и деятельности:

- принятие социальных ожиданий и предъявляемых требований, соответствие поведения этим ожиданиям и требованиям;

- благоприятное психологическое и физическое состояние в учебных и внеучебных ситуациях;

- придание происходящему в образовательной организации желательное для себя направление и умение воспользоваться имеющимися условиями для эффективного осуществления учебных целей и своих личностных стремлений.

Сущность и особенности процесса социальной адаптации обучающихся в образовательной организации определяется их индивидуальными особенностями и условиями обучения [3, с. 41].

Порой, стремясь интенсифицировать процесс обучения и реализовать свои дидактические цели преподаватели зачастую создают условия, при которых происходит перенапряжение функциональных систем организма обучающегося, что приводит к очень неблагоприятным последствиям [4, с. 6].

А.П. Вяткин подчеркивает, важно, чтобы преподаватели ставили целью своей педагогической деятельности создание такой образовательной среды, которая способствовала бы успешной социальной адаптации всех обучающихся [9, с. 111].

Преподаватель в образовательной организации, осуществляя педагогическую деятельность должен руководствоваться следующими принципами здоровьесберегающей педагогики:

- не нанесение вреда;

- медико-психологическая компетентность педагога;

- забота о здоровье обучающихся;

- субъект-субъектные взаимоотношения с обучающимися;

- соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся;

- формирование ответственности обучающихся за свое здоровье;

- непрерывность и преемственность;

- приоритет активных методов обучения;

- гармоничное сочетание развивающих, воспитывающих и обучающих педагогических воздействий;

- сочетание охранительной и тренирующей стратегии;

- контроль за результатами [2, с. 204].

Очевидно, что только социально здоровой личности присущи личностные качества, позволяющие успешно адаптироваться к условиям изменяющейся современной жизни, находить способы и средства преодоления и разрешения различных проблемных ситуаций, осуществлять самообразование и самовоспитание, реализовывать свой жизненный план. А воспитание социально здоровой личности представляет собой формирование нравственных качеств, которые помогают обучающимся адаптироваться к стремительно изменяющимся экономическим и социальным условиям окружающей действительности [5, с. 251].

Проектирование здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации включает в себя следующие аспекты:

- проектирование содержания здоровьесберегающего образовательного пространства;

- профессиональное совершенствование образовательного процесса.

Проектирование здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации начинается с изучения особенностей индивидуального развития каждого обучающегося [7, с. 163].

Проектирование здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации включает в себя следующие мероприятия:

- мониторинг и профилактика состояния здоровья обучающихся;

- создание социокультурной и физкультурно-оздоровительной среды, активное вовлечение в нее обучающихся;

- рациональная организация образовательного процесса;

- организация системы просветительской и методической работы с обучающимися и педагогами;

- использование здоровьесберегающих технологий, технологий обучения здоровью и воспитания культуры здоровья.

Общеизвестно, процесс социальной адаптации будет протекать успешно, только если обучающийся будет физически, психически и социально здоров. Здоровье является наивысшей ценностью, основой активной жизни и благополучия каждого члена общества. Здоровье молодого поколения показывает общую картину системы духовных и материальных отношений, существующих в обществе, и во многом определяющихся развитием здравоохранения, экологической ситуацией, уровнем развития образования и, конечно же, условиями обучения.

Ориентация на культуру здоровья осуществляется в процессе образования, так как он располагает возможностями устранять негативные тенденции в духовной позиции человека и всего общества. Образование, благодаря тому, что оно «общечеловечно», через приобщение студентов к ценностям, транслирует культуру, которая становится одним из главных путей обретения человеком своей сущности [1, с. 34].

Н.Ж. Батягина культуру здоровья определяет как информированность в области здоровьесбережения, достигающуюся в процессе обучения и как практическое воплощение потребности в ведении здорового образа жизни, заботе о своем здоровье [6, с.60].

Т.Ф. Орехова подчеркивает, что опора на здоровьесбережение при организации образовательного процесса способствует повышению качества усвоения знаний. Это связано с тем, что благоприятное протекание функций всего организма обеспечивает комфортное состояние студентов и высокую работоспособность [7, с. 291].

Проектирование здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации как условие социальной адаптации, которое направлено на укрепление и сохранение здоровья всех обучающихся, может считаться эффективным и полноценным, если профессионально, в полной мере и в единой системе реализуются здоровьеформирующие, здоровьесберегающие технологии.

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии представляют собой реализуемые в образовательной организации технологии и методы, включающие в себя психолого-педагогические приемы, направленные на формирование представления о ценности жизни и здоровья, привитие привычек здорового образа жизни, воспитание и развитие у обучающихся культуры здоровья и личностных качеств, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья [7, с. 16].

Безусловно, каждый человек должен развиваться в благоприятной среде, способствующей сохранению и укреплению его здоровья и комфортному самочувствию. Все это, в свою очередь, способствует успешной социальной адаптации обучающихся в образовательной организации, которая направлена на введение обучающегося в режим саморазвития, стимулирование и поддержание этого режима на каждом возрастом этапе, формирование веры в себя и свои способности.

Только грамотное проектирование здоровьесберегающей деятельности, которое включает в себя организацию здоровьесберегающей среды и использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, способствует рациональному использованию интеллектуальных и физических ресурсов обучающихся и всестороннему развитию их творческих способностей в интересах общества. Именно образовательная организация должна и может обеспечивать благополучную социальную адаптацию обучающихся, а также уменьшить негативные качества среды, так как она осуществляет формирование и становление личности обучающихся.

На основе проведённого анализа понятий и рассмотрения влияния проектирования здоровьесберегающей деятельности образовательной организации на социальную адаптацию обучающихся, было проведено исследование в ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». В нем приняли участие 50 студентов в возрасте от 17 до 19 лет.

Влияние проектирования здоровьесберегающей деятельности на социальную адаптацию обучающихся определялось при помощи следующих методик:

Методика «Адаптированность студентов в вузе».

Авторская анкета «Здоровье вокруг нас».

Цель методики «Адаптированность студентов в вузе» – определить уровень адаптированности обучающихся.

Цель анкетирования – определить удовлетворенности обучающихся проектированием здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации.

По итогам диагностики №1 получены следующие данные: у 22% респондентов выявлен высокий уровень адаптированности, у 58% – средний уровень адаптированности, и только у 20% респондентов низкий уровень.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в целом, студенты относительно высоко адаптированы, преобладает средний и высокий уровни. Они чувствует себя в группе комфортно, но порой с трудом находят общий язык с однокурсниками, все обучающиеся следуют принятым в группе нормам и правилам, при необходимости могут обратиться к однокурсникам за помощью.

По итогам диагностики №2 получены следующие данные: 76% полностью удовлетворены проектированием здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации, 24% – «скорее удовлетворены, чем нет».

Данные результаты свидетельствуют о том, что студенты удовлетворены здоровьесберегающим пространством и довольны проектированием здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации. Так как в этой образовательной организации созданы безопасные условия обучения, грамотно и разумно организован весь педагогический процесс, благодаря тому, что педагогический состав крайне ответственно относится к своим обязанностям и следит за соответствием физической и учебной нагрузки. Данная образовательная организация занимается организацией разнообразных мероприятий, которые направлены на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, заботиться о воспитании культуры здоровья у обучающихся и побуждает вести здоровый образ жизни.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что благодаря активному проектированию здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации, правильно сформированному здоровьесберегающему пространству и грамотному использованию здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий обучающиеся успешно проходят процесс социальной адаптации.

Проведенное исследование, помимо теоретической значимости, обладает и практической значимостью, так как полученные в ходе исследования результаты расширяют представление о влиянии проектирования здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации на социальную адаптацию обучающихся и могут быть использованы всем педагогическим составом образовательной организации при осуществлении и совершенствовании здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Данные, полученные в ходе исследования, так же могут служить основой для создания различных социальных программ, которые будут направлены на успешную социальную адаптацию обучающихся посредством проектирования здоровьесберегающей деятельности.

Подводя итог, следует заметить, что каждая образовательная организация заинтересована в создании развивающейся, личностно-ориентированной, и, конечно же, физически и психически здоровой личности. Для этого она должна проектировать здоровьесберегающую деятельность, которая включает в себя здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Список использованных источников:

Адаптация студентов Северного Кавказа в вузах г. Самары (опыт практической работы) / С.В. Березин, Д.Д. Козлов, К.С. Лисецкий и др. Самара: Универс-групп, 2004. 126 с.

Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Международной научно-практической конференции (заочной): 25-26 ноября 2009 г. Часть 1. / отв. Ред. А. Ю. Нагорнова; ГОУ УлГПУ им. И. Н. Ульянова. – Ульяновск: УлГУ, 2009. 392 с.

Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: 2010. 264 с.

Арендачук И.В. Психологические риски образовательной среды вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития / И.В. Арендачук, 2014. Т. 1. 53 с.

Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов: дис. д-ра. психолог.наук. М., 2012. 503 с.

Батягина Н.Ж. Социально-психологические условия эффективного развития культуры здорового образа жизни педагога сельской школы: дис. канд. психолог.наук. М., 2010. 260 с.

Организация здоровьетворящего образования в современной школе: монография / М-во образования Российской Федерации, Магнитогорский гос. ун-т. 2-e изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2011. 355 с.

Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

Психологические методы изучения экономической социализации личности в процессе обучения / А.П. Вяткин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Байкал. гос. ун-т экономики и права. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. 227 с.

Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-пресс, 2006. 440 с.

Просмотров работы: 6