Международный опыт гражданского воспитания школьников - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Международный опыт гражданского воспитания школьников

Кузнецова И.П. 1
1Башкирский Государственный Педагогический Университет им. Мифтахетдина Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание гражданина страны - одно из самых главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин — это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству.

Зарождение основ гражданского воспитания происходило в несколько этапов и окончательно сформировалось во Франции в конце XIX века. В развитых странах гражданское образование понимается как свойственная часть школьного образования, а также предполагает изучение гражданских дисциплин в высших учебных заведениях. Оно ориентировано на молодое поколение, которое только вступает в осознанную жизнь.

Основополагающими принципами процесса гражданского образования считались вера в природные силы ребенка, уникальная и работающая школа. После опыта коллег из США и Европы национальные педагоги признали огромную роль таких средств гражданского образования, как обычные детские игры, любительские выступления детей, самостоятельность детей.

Педагоги настаивали на широком использовании в образовательной практике этих методов. Георг Кершенштейнер - идеолог трудовой школы, немецкий педагог, чьи взгляды оказали огромное влияние на развитие гражданского образования и воспитания. Георг полагал, что основной целью гражданского образования является создание морального общежития. Анализируя эту проблему, педагоги в России подчёркивали, что целью гражданского воспитания является привитие молодому поколению службой общине, внушение ей сознание долга, и устремления способствовать моральному улучшению в обществе. Так, Н. Н. Ильин считал, что «какова бы ни была конституция данного государства в данный момент и каковы бы ни были условия гражданской деятельности молодежи в рамках данного государства, — все равно гражданин будет считать себя обязанным честно служить существующему строю, и это будет служением идеалу»[1, c.64].

Концепции европейских и американских педагогов оказывали огромное влияние на представление о сущности, задачах, средствах гражданского воспитания школьников. Сподвижники «нового» воспитания Э. Демолен, А. Ферьер, Ф. Ферстер, Г. Кершенштейнер и другие яростно настаивали на внедрении в практику гражданского воспитания такого принципа как вера в естественные силы ребёнка, создание единой и равноправной школы, внедрение трудового принципа [2, c.23]. В начале XX века были выдвинуты педагогические требования, которые были приняты зарубежной педагогической идей о принятии значимости за человеческой личностью ребенка.

На примере нескольких ведущих стран, был проведен анализ развития гражданского воспитания школьников.

В США гражданское воспитание ориентировано прежде всего на становление у учащихся гражданских качеств, которые будут необходимы им для жизни в демократическом обществе. Гражданские качества приобретаются школьниками непосредственно на уроках обществознания, и политологии. Стоит заметить, что в американских школах, не так просто распространить гражданское воспитание в учебном плане с помощью таких предметов, как обществознание, история, политология. Для увеличения результативности процессов гражданского воспитания в процесс преподавания внедряются специально разработанные методики. При освоении граждановедения применяются всевозможные материалы, которые отражают политическую и социальную жизнь США [3, c.50].

В школах Западной Европы практически везде важное значение уделяется школьному самоуправлению учащихся. В школах создаются ученические советы, которые зачастую перенимают структуру устройства у государственной власти, например, создается парламент, на его базе выбирается президент, вице-президент, и председатели комитетов по различным вопросам. В Англии принятые постановления на школьном совете являются обязательными для школы. В Германии школьные советы называются «конференции», они имеют право высказывать свою точку зрения по поводу организации учебных занятий, о способах организации внеурочной деятельности школьников (экскурсии, вечер-отдых, кружки, клубы, секции). Во Франции школьное самоуправление организовано по принципу «команда». [4, c.50]. Таким образом, существующая система гражданского воспитания школьников в Западной Европе помогает учащимся формировать критическое мышление, усваивать демократические устои общества, законы, социокультурные ценности, а также сформировать рационалистические качества, чувства долга и ответственности, что гарантирует гармоничное развитие личности и становление развитого гражданского общества.

В России гражданское воспитание прошло свое развитие в несколько этапов. 1 этап- царский (1901 – 1917 гг.), 2 этап- советский (начало 20-х – конец 80-х годов XX века) и 3 этап- постсоветский (1991 –2005 гг.) [5, c.25]. На первом этапе идет подготовка учащихся к труду, к вузу, к рабочей деятельности. Второй этап можно разделить на 4 периода, в течение которых менялась идеология, задачи и цели воспитания и обучения. На третьем этапе первоочередной задачей является личностное воспитание для собственного совершенствования, в связи с этим происходит расширение и функционирование сети частных школ.

Возрастание роли гражданского общества во всем мире, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. Изучение состояния гражданского воспитания школьников в мировом сообществе позволило сделать вывод о том, что каждая страна заботится о своем подрастающем поколении, и видит перспективу развития гражданского воспитания школьников.

Список литературы:

Кершенштейнер, Г. Трудовая школа [Текст] / Г. Кершенштейнер; пер. с нем. М.И. Дрея, с предисл. и под ред. Н.В. Сперанского. - Изд. 4-е. - М.: изд-во Задруга, 1918.С.64.

Золотарев С. А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России / Изд. 2-е. - Вологда: Государственное издательство, Вологодское областное отделение, 1922. C. 23.

Вайянт Ж. Образовательные стандарты в американской школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. № 3.С.50.

П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2013.C.50.

Боголюбов Л.Н. (руководитель), Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, № 9.С.25.

Просмотров работы: 129