Введение. Развитие большинства заболеваний так или иначе связано с факторами окружающей среды, «набор» которых для Европейского Севера России хорошо известен. Это низкая температура среды, фотопериодичность, высокая ионизация воздуха и резкие непериодические колебания напряжения геомагнитного и статического электрического поля, перепады атмосферного давления, низкая парциальная плотность кислорода в воздухе и др. Их неблагоприятное воздействие на организм может привести к развитию сдвигов в основных физиологических системах организма и формированию патологии у человека. Результатом длительного проживания на Севере является повышенное психоэмоциональное напряжение и тревожность, нарушение сна, лабильность настроения, неврозы, вегетативные полинейропатии, что наряду с наличием социально-экономических проблем приводит к высокой алкоголизации населения со всеми вытекающими отсюда последствиями [1].
Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится, в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие – для занятий физическими упражнениями, третьи – на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.
Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок [2, 3, 4, 5].
Результаты. Для того чтобы выяснить медицинскую активность студентов, была поставлена задача провести опросу возрастной группы 19-23 года. Опрос проводился посредством анкетирования в социальных сетях. В опросе приняли участие 56 студентов, проживающих на Европейском Севере России. Процентное соотношение мужчин и женщин составило 51,9% и 48,1 % соответственно. Средний индекс массы тела (ИМТ) у женщин составил 20,5, у мужчин – 21,5, что соответствует норме.
Состояние здоровья студенты оценили следующим образом: плохое – 3,7 %; удовлетворительное – 63,0 %; хорошее – 22,2 %; отличное – 11,1 %.
По мнению респондентов, негативно сказываются на здоровье следующие показатели: вредные привычки, стрессовые ситуации и неправильное питание. Частота заболеваний у 66,7 % опрошенных 2-3 раза в год, что соответствует относительной норме. Снижение эмоционального напряжения происходит при курении у 23 % опрошенных, употреблении алкоголя – у 21 %, выброса негатива на окружающих – у 17%, пассивного отдыха – у 28 % и только 11 % респондентов выбирают активные методы (занятие спортом, прогулки и т. д.). 84 % студентов пропускают утренний прием пищи, который является наиболее значимым приемом пищи. Повышенная работоспособность для 48 % опрошенных проявляется вечером, для 23% – в ночные часы, для 20 % – днем, для 9 % – утром. Также заметна тенденция нарушения сна у студентов. Физиологическая норма сна в количестве часов у возрастной группы 19-22 года – 7,5-8 часов. Было выявлено, что 74 % учащихся спят 5-6 часов, 11 % – 2-4 часа, 15 % – 7-8 часов. Для студентов средний уровень медицинской активности у 51,9 %, низкий – у 37,0 %, высокий – у 11,1 %.
Выводы. Таким образом, состояние своего здоровья студенты оценили на «удовлетворительно» в 63,0 % случаев, уровень медицинской активности средний у 51,9 %. Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение Российской Федерации. – 2008. – № 3. – С. 29-3
2 Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. – М.: Мир, 2016. – 368 c.
3 Козлова, В. Рациональная пирамида / В. Козлова // Будь здоров. – 2010. – № 8. – С. 5–10.
4 Здоровье [Электронный ресурс]// Здоровый образ жизни, ЗОЖ. – Режим доступа: http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/.
5 Образ жизни студентов [Электронный ресурс] // Здоровый образ жизни, ЗОЖ. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/1724173/page:16/.