Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач современной школы. Она рассматривается как важная составляющая общего образования, обеспечивающая внедрение экологической культуры, то есть овладение научными основами взаимодействия человека, общества с природой и формирование активного и осмотрительного отношения к природным богатствам.
ФГОС начального образования предполагает формирование у младших школьников основ экологической грамотности, а в ФГОС основной общеобразовательной школы в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы включено «формирование основ экологической культуры» обучающихся.
В настоящее время экологизация учебно -воспитательного процесса стала одним из основных направлений развития школьной системы.
Программа дисциплины «Ботаника», как и вся усовершенствованная программа курса «Биология», дает возможность для экологического воспитания школьников, формирования ответственного отношения к природе, понимания научных основ рационального использования ее богатств, ориентирует на приобщение учащихся к практической деятельности по охране окружающей среды [3].
В дисциплине «Ботаника» происходит конкретизация экологических понятий на новых объектах, которые существенно отличаются от изученных ранее. Эти отличия обусловлены характером биохимических процессов в растениях и их неспособностью к движению [1].
Для успешного усвоения учащимися экологических понятий важно постоянно уделять внимание их развитию и включать в общую систему знаний о растениях. На первом уроке по изучению растений учащиеся знакомятся с их многообразием и широким распространением; обсуждается вопрос о месте и роли растений в природе.
Уже во введении, при ознакомлении учащихся с современной классификацией органического мира представляется возможность обобщить их знания о царстве растений, его отличительных признаках, роли растений в природе и жизни человека. Далее, при рассмотрении практического значения растений в жизни человека, учителю необходимо обратить внимание школьников на эстетическую ценность растений, животворное воздействие природы на человека [4].
При изучении тем «Отдел покрытосеменные растения» и «Сельскохозяйственные растения» учащиеся знакомятся с многообразием дикорастущих и культурных цветковых растений, их значением в жизни человека и всей живой природы, подводятся к выводу о необходимости сохранения этого многообразия. Повышению эффективности экологического образования в этих темах способствуют использование краеведческого подхода, а также усиление внимания к экологической характеристике изучаемых видов растений [1].
Такие характеристики составляются учащимися при выполнении лабораторных работ по выяснению признаков семейств. Например, при выявлении признаков семейства крестоцветных учащиеся знакомятся с редькой дикой – растением, широко распространенным по всей Европе, на Кавказе, Урале, Западной Сибири. Они выполняют лабораторную работу, в задания которой включается составление не только морфологической и таксономической, но и экологической характеристики вида: учащиеся должны рассказать о местообитании растения, связях его с факторами живой и неживой природы, о значении в природе.
При составлении этой характеристики у учащихся могут возникнуть затруднения, и им потребуется помощь учителя или справочная литература, где дается экологическая характеристика растений. Чтобы показать связи редьки дикой с другими организмами - факторами живой природы, можно использовать схему, которую учитель заранее вычерчивает на доске или листе бумаги.
При изучении многообразия цветковых дикорастущих растений особо следует остановиться на сорняках. Из своего жизненного опыта учащиеся знают о широком распространении этих растений и сложности борьбы с ними. На примере изучения вьюнка полевого, осота полевого учитель может предложить учащимся выяснить причины высокой жизнеспособности сорняков. Составляя экологическую характеристику этих растений, нужно отметить неприхотливость их к условиям обитания, высокую приспособленность к выживанию: образование большого числа семян, которые к тому же долго не теряют всхожести; длительный период цветения; возможность вегетативного размножения даже небольшими частями корневищ. Обсуждая экологические особенности сорняков, учащиеся приходят к выводу о необходимости систему приемов борьбы с сорняками разрабатывать на основе знания их экологии [1].
Раскрывая многообразие цветковых растений, необходимо знакомить школьников с эстетической ценностью растений, обращать внимание на их красоту и неповторимость. Развитию эстетических чувств способствует использование на уроках картин с изображением природы, рассказов и стихов о ней.
Этому вопросу посвящается урок на тему «Влияние деятельности человека на многообразие цветковых растений. Охрана редких видов». В беседе прежде всего выясняются причины сокращения численности и исчезновения многих видов растений. Учащиеся обычно отмечают, что особенно сокращается число тех растений, которые человек употребляет в пищу, использует в медицине, собирает для букетов. Дополняя их ответы, учитель называет и другие причины: загрязнение окружающей среды, нарушение мест обитания растений, изменения экологических условий, возникающие в результате осуществляемых без учета экологических знаний мелиоративных работ по осушению и орошению земель, вырубок лесов, освоения степей и др.
В конце изучения темы «Отдел покрытосеменные растения» с целью выявления эффективности усвоения учащимися экологических знаний можно провести тематическую проверку [1].
При изучении темы «Сельскохозяйственные растения» необходимо сформировать у учащихся знания об экологических особенностях культурных растений (требованиях их к свету, теплу, влаге, почве, отношениях с другими растениями, например сорняками, устойчивости к вредителям и болезням и др.), о необходимости учета этих особенностей при создании оптимальных условий выращивания. Нужно обратить внимание на одну из глобальных экологических проблем: обеспечение населения Земли продуктами питания, в решении которой основная задача – увеличение производства зерна, овощей, фруктов и другой сельскохозяйственной продукции необходимо применение интенсивных технологий возделывания, суть которых состоит в создании для каждой культуры оптимальных для нее экологических условий. Важно также раскрыть последствия, к которым может привести незнание биологии растений, неумелое применение того или иного агроприема. Можно пояснить, что, например, внесение чрезмерно больших доз удобрений ведет к накоплению их в почве, а затем к вымыванию и попаданию их вместе с водой в реки, пруды, озера, в результате чего водоемы загрязняются, в них нарушаются экологические условия, а это может вызвать гибель рыбы, изменение состава растительности, заболачивание. Используя знания, полученные при изучении биологии в V классе, учащиеся сами смогут рассказать о последствиях неправильного и несвоевременного полива растений, ведущего к засолению почв, их эрозии и пр. [1].
В целом содержание темы «Сельскохозяйственные растения» предоставляет широкие возможности для реализации некоторых аспектов экологического и экономического воспитания школьников. Изучаемый материал позволяет убедительно раскрыть экологические и экономические последствия влияния непродуманной деятельности человека, обосновать необходимость применения экологических знаний при проведении всех агротехнических мероприятий. Кроме того, именно в этой теме можно осветить такие важные направления рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, как рекультивация земель, восстановление плодородия почв, проведение противоэрозионных работ, подчеркнуть, что все эти мероприятия дают высокий экономический эффект, если они осуществляются с учетом экологических закономерностей.
При изучении водорослей развивается понятие «среда обитания», раскрывается роль водорослей в природе и жизни человека, рассматриваются влияние загрязнения водоемов на жизнедеятельность этих растений и меры их охраны [1].
Изучая биологию водорослей, особое внимание следует уделить признакам приспособленности их к среде обитания, особенностям их экологической характеристики. Раскрывая роль водорослей в природе, нужно подчеркнуть значение водорослей как родоначальников растений, заселивших сушу, рассказать об образовании и накоплении ими органического вещества, потребляемого различными водными организмами (цепи питания), об очистке водорослями сточных вод и загрязненных водоемов, об их использовании в качества корма для скота, источника витаминов, солей, йода, брома, сырья для некоторых отраслей промышленности.
В проверку знаний о мхах можно включить следующие вопросы: какова роль мхов в природе? В чем состоит значение сфагновых мхов? Почему тундровую зону и влажные высокогорья издавна называют царством мхов и лишайников? Какое значение имеет мелиорация земель? Какие отрицательные последствия может повлечь за собой осушение болот, если оно будет проводиться без учета экологических связей в природе? Что нужно учитывать при проведении осушительных мероприятий?
При изучении голосеменных представляется возможность познакомить учащихся с многообразием этих растений, раскрыть их значение в природе и жизни человека, продолжить работу по экологическому и экономическому воспитанию учащихся. Все эти вопросы рассматриваются на уроке «Многообразие голосеменных, их роль в природе и жизни человека. Охрана голосеменных».
Проверка знаний о голосеменных растениях может включать примерно такие вопросы экологического содержания: в чем состоит значение хвойных растений? Почему нужно беречь лес, экономно относиться к его богатством? Как можно сохранить лесные богатства? Как вы участвуете в сбережении леса? Какие правила поведения необходимо соблюдать в лесу?
На заключительных уроках тем «Отделы растений» и «Развитие растительного мира» обобщаются экологические знания, приводятся в систему знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений, о мерах охраны редких и исчезающих растений, применяемых в России.
Показывая влияние человека на многообразие растений, важно раскрыть положительные и отрицательные стороны деятельности человека. На примере культурных растений можно показать большую и важную роль человека в выращивании сельскохозяйственных растений, создании прекрасных высокоурожайных сортов. Можно заслушать подготовленные учащимися по материалам периодической печати, телепередач сообщения о новых сортах растений, известных селекционерах, о созданных ими сортах.
Раскрывая положительное влияние человека на многообразие дикорастущих растений, можно напомнить учащимся о проведении ряда мероприятий, направленных на сохранение редких видов: создании заповедников, заказников, выращивании растений в ботанических садах, разработке способов их массового размножения в питомниках, а потом и в естественной обстановке.
Затем в короткой беседе целесообразно выяснить, как сами школьники оценивают отношение людей к природе, что думают о соблюдении моральных и правовых предписаний по отношению к природе, твердо ли знают и умеют обосновать правила поведения в природной среде.
Далее следует рассмотреть вопросы о российском природоохранительном законодательстве, правительственных документах об охране природы. В заключение желательно провести беседу о положительном влиянии человека на сохранение растительности России через создание ООПТ, организацию природоохранных мероприятий и Красной книги. При изучении раздела «Бактерии. Грибы. Лишайники» экологические знания учащихся получают дальнейшее развитие. В частности, знания о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и лишайников необходимо использовать для показа места этих организмов в природе.
Таким образом, процесс развития экологических понятий в курсе ботаники 6 класса происходит при помощи расширения и углубления знаний учащихся об экологических особенностях растений, их адаптации, жизненных формах, значении и роли в жизни человека и живой природы, особенностях жизнедеятельности. Важное значение в курсе уделяется вопросам охраны растительного мира и экологическим проблемам, связанным с сокращением видового разнообразия растений из-за отрицательной деятельности человека. При изучении вопросов экологии опора осуществляется на краеведческий материал, на изучение жизненных форм растений и растительных сообществ родного края. Кроме того, практиоориентированный и деятельностный подход реализуется на лабораторных работах, при выполнении учащимися мини-проектов по экологии растений, выполнении самостоятельных работ творческого характера.
Список литературы:
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб. Для студ. пед. ин-тов по биол. спец. М.: Просвещение, 2016. 383 с.
Гирусов Э.В. Экологическая культура, образование. – М.,2014. – 283 с.
Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография / Н.З. Смирнова, И.Б. Чмиль, Л.И. Ачекулова. Красноярск, 2017. – 352с.
Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры / / дошкольное воспитание. 2016. № 7, 9, 11.