База прохождения практики: Сургутский государственный педагогический университет. Руководство практикой осуществляют преподаватели кафедры Высшей математики и информатики.
Цель практики: формирование опыта проведения самостоятельного научного исследования.
Задачи практики:
формирование умений использовать современные технологии сбора информации, обработки полученных экспериментальных и эмпирических данных, овладение современными методами исследований, информационно-коммуникационными технологиями;
развитие способов решения основных профессиональных задач, способности самостоятельного проведения научных исследований, оценки научной информации, использования научных знаний в практической деятельности;
обеспечение готовности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию в научно-исследовательской деятельности;
совместное участие магистрантов, научных руководителей и научных сотрудников в выполнении различных видов НИР в соответствии с программой развития Университета.
Перечень планируемых результатов освоения программы практики
результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие компетенции в соответствие с ФГОС ВО:
Способен осуществлять формирование математической культуры мышления, организовывать различные виды математической деятельности обучающихся (ПК-2);
Способен осуществлять совместно с другими участниками процесса научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач (ПКО-2).
результате осуществления научно-исследовательской работы магистрант должен овладеть следующими компонентами компетенций:
а) знать:
современной методологии проведения научных исследований; ? современных технологий поиска и обработки информации;
требований, предъявляемых к качеству, полноте и достоверности источников информации, используемой в научных исследованиях;
ключевых нормативно-правовых требований оформления результатов научных исследований;
правил и приемов ведения научных дискуссий;
б) уметь:
выявлять и формулировать актуальные проблемы в исследуемой области, ставить цели, определять предмет и задачи научного исследования;
проводить анализ эволюции взглядов, подходов, концепций в исследуемой области;
формировать программу научных исследований; ? проводить поиск, сбор и обработку информации для осуществления научных исследований;
использовать современные методы проведения научных исследований;
формулировать авторский подход к решению поставленных в исследовании задач;
аргументировать результаты самостоятельных научных исследований и делать
обоснованные выводы;
представлять результаты научного исследования в форме законченных научно-исследовательских разработок: отчетов, рефератов, докладов, научных статей;
в) опыт:
использования современных компьютерных технологий поиска информации в исследуемой области;
обработки эмпирических и статистических данных;
разработки программы научного эксперимента или иного эмпирического исследования;
подбора, анализа, обработки и систематизации данных, профессиональной работы с электронными документами;
публичных выступлений;
подготовки презентаций и научных докладов, оформления научных статей и научной работы.
Объём практики
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единиц (180 часов).
Циклограмма прохождения практики
Циклограмма прохождения практики характеризует примерное распределение времени на выполнение задач практики и может быть представлена в таблице 1.
Таблица 1
Циклограмма прохождения практики
Учебная практика
Научно-исследовательская работа
№ |
Разделы (этапы) практик |
Виды работ на практике и содержание деятельности |
Сроки выполнения |
1 |
Ознакомительный этап |
Участие в установочной конференции |
09.12.2019 |
Общее знакомство с учреждением: охрана труда, техника безопасности и противопожарные мероприятия на предприятии. Краткая характеристика деятельности учреждения, его состав, основные виды деятельности, организационная структура. Обзор основных направлений научной деятельности кафедры по данным НИР. |
21.12.2019 -23.12.2019 |
||
Составление библиографии по теме магистерской диссертации. Ознакомление с научными методиками, технологией их применения, способами обработки полученных эмпирических данных и их интерпретации. |
24.12.2019 - 31.12.2019 |
||
2 |
Основной этап |
Проведение исследования по теме магистерской диссертации |
24.12.2019-31.12.2019 |
Написание научной статьи по теме магистерской диссертации |
|||
3 |
Заключительный этап |
Выступление на научной конференции (СНО, кафедральной и др.) по теме магистерского исследования |
31.12.2019-11.01-2020 |
Оформление документации по итогам прохождения практики |
|||
Участие в итоговой конференции |
21.01.2020 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Примерный перечень заданий
период прохождения практики магистранты выполняют следующие виды обязательных заданий:
1.Знакомство с содержанием и опытом научной деятельности Университета, его научными школами.
2.Обзор основных направлений научной деятельности кафедры по данным НИР.
3.Знакомство с фондами библиотеки Университета и базами электронных библиотек, к которым имеется доступ у вуза.
Составление списка библиографии по теме магистерской диссертации.
Оформление реферата по теоретической части исследования.
Описание методологии выпускной квалификационной работы.
Описание результатов собственного научного исследования (текст подготовленной статьи (доклада) по теме магистерской диссертации).
Аналитический отчёт по результатам практики.
Примерный перечень заданий
Перечень заданий, раскрывающих содержание основных направлений деятельности обучающихся в соответствии с целями (задачами) практики (может индивидуально корректироваться руководителем):
Общее знакомство с учреждением: охрана труда, техника безопасности и противопожарные мероприятия на предприятии.
Краткая характеристика деятельности учреждения, его состав, основные виды деятельности, организационная структура.
Обзор основных направлений научной деятельности кафедры по данным НИР.
Составление библиографии по теме магистерской диссертации.
Ознакомление с научными методиками, технологией их применения, способами обработки полученных эмпирических данных и их интерпретации.
Проведение исследования по теме магистерской диссертации
Написание научной статьи по теме магистерской диссертации
Выступление на научной конференции (СНО, кафедральной и др.) по теме магистерского исследования
Оформление документации по итогам прохождения практики
Подготовка доклада для выступления с результатами исследования
Подготовка презентации для выступления с результатами исследования.
Составление и защита итогового отсчёта по научно-исследовательской практике.
Участие в итоговой конференции
Охрана труда
Служба охраны труда:
охрана труда и техники безопасности;
обеспечение безопасности дорожного движения;
гражданская оборона;
экологический контроль.
1. Обеспечивает планирование и организацию технического надзора за правильной эксплуатацией систем инженерного обеспечения (электроустановок, вентиляции отопления, приборов учёта тепловой энергии и воды) в соответствии с правилами эксплуатации, техники безопасности и других нормативно-технических документов.
2. Планирование и организация текущего и капитального ремонта помещений и оборудованиякорпусов университета, контроль за качеством его проведения, приемка выполненных ремонтных работ.
3. Организация и контроль над обслуживающими организациями по поддержанию в надлежащем состоянии технических систем жизнеобеспечения универстета, в соответствии с правилами и нормами их эксплуатации.
4. Организация и контроль над подготовкой учебных корпусов и ощежитий к эксплуатации в зимних услвоиях.
5. Осуществление противопожарных мероприятий и контроль над соблюдением правил ораны труда и техники безопасности.
6. Обеспечение учета и хранения документации по своей деятельности, составление отчетности.
7. Организация плановых и внеочередных осмотров конструкций зданий и инженерного оборудования.
8. Подготовка технической документации для заключения государственных контрактов с подрядными организациями на проведение технического обслуживания и текущего ремонта инженерных сетей и коммуникаций.
Техника безопасности и противопожарные мероприятия на предприятии
Противопожарные мероприятия.
1. Работодатель обеспечивает все объекты Университета средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами.
2. Во всех помещениях Университета вывешиваются инструкции по поведению Работников в случае возникновения пожара.
3. Работодатель ежегодно выделяет необходимые средства на проведение профилактических противопожарных работ (огнезащитная обработка деревянных строений, перезарядка огнетушителей, приобретение первичных средств пожаротушения взамен вышедших из строя, оборудование и обслуживание пожарной сигнализации), приобретение знаков пожарной безопасности.
Краткая характеристика деятельности учреждения
Университет создан путем преобразования Сургутского государственного педагогического института в соответствии с Распоряжением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 14.06.2005 № 289-рп. Сургутский государственный педагогический институт открыт в 1995 году на базе Высшего педагогического колледжа, образованного в 1992 году из Сургутского педагогического училища, основанного в 1986 году.
Приказом № 789 от 02.07.86 г. Министерства просвещения РСФСР было открыто Сургутское педагогическое училище, призванное готовить педагогические кадры для Сургута и Сургутского района. В училище было открыто два отделения: школьное и дошкольное. Создаётся 4 ПЦК (Предметно-цикловых комиссии). В дальнейшем предметно-цикловые комиссии и рождающиеся кафедры в структуре УНПК (учебно-научного педагогического комплекса «Тобольский педагогический институт - Сургутский педагогический колледж») углубились в специфику своих научных дисциплин.
В 1995 году на базе педагогического колледжа был открыт Сургутский государственный педагогический институт, который вошел в систему высшей школы Российской Федерации, и успешно включился в реализацию образовательного и социокультурного заказа города, округа, страны.
На основании решения Аккредитационной коллегии Рособрнадзора от 7 апреля 2005 года № 3-2005 Сургутский государственный педагогический институт признан прошедшим государственную аттестацию и аккредитован с установлением государственного аккредитационного статуса вида «университет» с наименованием «Сургутский государственный педагогический университет».
В декабре 2008 года Сургутский государственный педагогический университет стал первым образовательным учреждением округа, получившим сертификат соответствия его системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001: 2000).
В июне 2009 года Сургутский государственный педагогический университет удостоен золотой медали «Европейское качество» в номинации «100 лучших ВУЗов России», а его ректору, Коноплиной Надежде Васильевне, присвоено звание «Ректор года». Кроме этого, СурГПУ стал победителем ещё в двух номинациях: «Лучший региональный вуз» и в номинации «Проректор года», в которой победу одержала проректор по воспитательной работе и молодёжной политике СурГПУНацаренус Наталья Николаевна.
В 2010 году Сургутский государственный педагогический университет был зарегистрирован в Еврорегистре Европейской Организации Качества с правом использования знака.
26 мая 2010 года в Санкт-Петербурге состоялась церемония награждения победителей конкурса «100 лучших организаций России. Наука. Инновации. Научные разработки». Сургутский государственный педагогический университетстал лауреатом и получил золотую медаль в номинации «100 лучших организаций России в области науки и образования».
Состав учреждения
Таблица 1
Ф.И.О. |
Должность |
Коноплина Надежда Васильевна |
Президент |
Засыпкин Владислав Павлович |
Ректор |
Захожая Татьяна Михайловна |
Первый проректор |
Бойко Виталий Николаевич |
Проректор по учебной работе |
Гололобов Евгений Ильич |
Проректор по научной работе |
Нацаренус Наталья Николаевна |
Проректор по воспитательной работе и молодежной политике |
Викторова Лариса Викторовна |
Проректор по экономике и финансам |
Викторов Александр Михайлович |
Проректор по административно-хозяйственной работе |
Таблица 2
Факультет |
Кафедра |
Направления подготовки |
Факультет Управления |
Кафедра Высшей Математики и Информатики |
Педагогическое образование (направленность математика и начальное образование) |
Педагогическое образование (направленность математика и информатика) |
||
Педагогическое образование (направленность математика) |
||
Кафедра Социально-Экономического образования и философии |
Экономика |
|
Социология |
||
Организация работы с молодежью |
||
Управление персоналом |
||
Факультет Социально-Культурных Коммуникаций: |
Кафедра Социально-художественного образования |
Дизайн |
Социально-Культурная деятельность |
||
Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство) |
||
Социально-Гуманитарный Факультет |
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин |
Педагогическое образование (направленность история) |
Педагогическое образование (с двумя профилями) (направленность История и обществознание) |
||
Документоведение и архивоведение (направленность Документационный менеджмент) |
||
Туризм |
||
Сервис |
||
Гостиничное дело (направленность Менеджмент ресторанного и гостиничного дела) |
||
Факультет Физической Культуры и Спорта |
Кафедра физического воспитания |
Педагогическое образование (профиль Физкультурное образование) |
Кафедра теории и методики физического воспитания |
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) |
|
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности |
Педагогическое образование (профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности) |
|
Филологический Факультет |
Кафедра филологического образования и журналистики |
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература) |
Журналистика |
||
Кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации |
Педагогическое образование (направленность Образование в области иностранного языка) |
|
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Иностранные языки) |
||
Факультет Психологии и Педагогики |
Кафедра психологии |
Психология |
Кафедра педагогического и специального образования |
Специальное (дефектологическое) образование |
|
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования |
Педагогическое образование (профиль Начальное образование) |
|
Педагогическое образование (профиль Дошкольное образование) |
Основные виды деятельности учреждения
Для достижения своих целей Университет осуществляет следующие основные виды деятельности:
Реализация образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям), а также дополнительного профессионального образования.
Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в соответствии с утвержденным в установленном порядке тематическим планом научно-исследовательских работ.
Повышение квалификации и переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Осуществление деятельности по обеспечению проживания обучающихся в общежитиях Университета.
Осуществление деятельности по содержанию и эксплуатации имущественного комплекса, в том числе объектов движимого и недвижимого имущества, закрепленных за Университетом в установленном порядке.
Создание условий для медицинского обслуживания обучающихся.
Осуществление физкультурно-оздоровительной деятельности в отношении обучающихся и сотрудников.
Участие в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками.
Информационное обеспечение деятельности Университета, работников и обучающихся, создание, развитие и применение информационных сетей, информационных ресурсов глобальных компьютерных сетей, баз данных и программ.
Оказание научно-методической, экспертной и консультативной и работников на праве факультете довузовской подготовки помощи.
Организация и участие в научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, выставках.
Издание научной, научно-популярной, образовательной и педагогической литературы.
Библиотечные услуги для студентов и сотрудников (кроме услуг копирования и сканирования документов).
Виды деятельности, не являющиеся основными, приносящие доход, платные образовательные услуги:
деятельность, предусмотренная пунктом 2.2 настоящего устава, если иное не предусмотрено законодательством;
обучение студентов по дисциплинам, не входящим в образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты;
обучение на подготовительных курсах;
услуги дополнительного образования в соответствии с лицензией;
деятельность спортивных объектов;
Прочая деятельность в области спорта, в том числе организация и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе или в закрытом помещении для профессионалов или любителей и т.д.
Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений.
Оказание бытовых услуг обучающимся, в том числе проживания, пользования коммунальными и хозяйственными услугами в общежитиях, а также стирка изделий.
Предоставление мест для временного проживания в общежитиях для студентов и лиц, направленных в Университет или приглашенных дляобмен опытом, чтения лекций.
Услуги общественного питания для обучающихся и Учреждения, в помещениях, находящихся у Учреждения оперативного управления.
Деятельность библиотек (услуги копирования и сканирования документов).
Услуги по сдаче в наем жилых помещений специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа Югры, находящихся в оперативном управлении Университета, работникам Университета.
Предоставление услуг по размещению в помещениях Университета банкоматов, средств связи, пользовательского оборудования связи и иных приемо-передающих устройств, торговых автоматов.
Организационная структура учреждения
Кафедра Высшей математики и информатики работает по 2 основным направлениям научно-исследовательских работ.
Тема ВКР: «Задачи прикладного характера в курсе математики как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5 класса» относится к 1 направлению научно-исследовательских работ.
Таблица 3
Тема НИР Характер НИР |
Ключевые слова и словосочетания |
Цели НИР Ожидаемые научные и (или) научно-технические результаты |
Тема НИР: Методики обучения решению математических задач для формирования специалистов нового типа на основе деятельностного подхода Характер НИР: Прикладное исследование |
Деятельностный подход; современные технологии обучения; методики, ориентированные на действия, кейс-технологии, визуализация информации |
Цель: представление результатов экспериментальной работы. Результат: - статьи в журналах, рекомендованных ВАК; - разработка методик обучения вычислению производной и интеграла бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» на основе деятельностного подхода (2019 г.); - разработка приемов визуализации информации при обучении решению математических задач (2020 г.); - материалы кафедральной on-line конференции «Актуальные проблемы математического образования» (2018-2020 гг.); - материалы кафедрального методического семинара «Опыт применения визуализации информации в подготовке бакалавров педагогических профилей» (2018-2019 гг.); - публикации студенческих работ (2018-2020 гг.). |
Тема НИР: Применение интерактивных и дистанционных технологий в организации образовательного процесса для формирования субъектной позиции выпускника вуза Характер НИР: Прикладное исследование |
Интерактивные технологии; дистанционные технологии, образовательный портал, сетевые взаимодействия |
Цель: теоретическое обоснование интеграции интерактивных и дистанционных технологий в образовательный процесс. Результат: - статьи в журналах, рекомендованных ВАК; - разработка курсов повышения квалификации для учителей округа «Разработка электронного обучающего издания средствами Moodle» (2019 г.); - разработка приемов визуализации информации при обучении обучающихся применению информационных технологий в профессиональной деятельности (2020 г.); - Монография Турковской Н.В. «Формирование профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения» (2020 г.); - Материалы кафедрального методического семинара «Использование возможностей образовательного портала СурГПУ в организации самостоятельной работы студентов» (2018-2020 гг.). |
Обзор источников по теме «Задачи прикладного характера в курсе математики как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5 класса»
№ |
Библиографическое описание |
Аннотация |
1. |
Богдан, С.М., Титова, Е.Т. Реализация концепции развития математического образования / С.М. Богдан // Методист. – М.: Методист, 2016. - №2 – С. 7 – 12. |
|
2. |
Васильева Елена Вениаминовна, Селиверстова Людмила Вячеславовна Развитие некоторых личностных и метапредметных компетенций среднего общего образования с использованием командных математических игр // БГЖ. 2018. №1 (22). |
В настоящее время Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова активно ведет работу со школьниками разных возрастных групп. В рамках университетских мероприятий, таких как «Университет для детей» и «Университетские субботы», по разным предметам проводятся разного рода олимпиады и конкурсы, квесты и экскурсии, мастер-классы и викторины. Многие из этих мероприятий, например квесты и викторины, носят командный характер. Вот уже второй год, одним из значимых и посещаемых мероприятий факультета прикладной математики, физики и информационных технологий является Турнир юных математиков Чувашии и Сельский турнир юных математиков Чувашии. Развитие современного общества все больше требований предъявляет к целям и качеству среднего общего образования. Помимо развития индивидуальных способностей ребенка, немаловажным становится формирование в нем так называемого «командного духа» или умения работать с людьми над общей задачей, взаимодействовать не только со своими сверстниками, но и с людьми старшего поколения, аргументировано и логично доказывать свою правоту. В данной статье рассматривается развитие некоторых личностных и метапредметных компетенций среднего общего образования на примере сравнения командных математических игр, а именно математического боя и математического футбола. |
3. |
Вахромеева, Т. А., Коробейникова, Н. Н., Кужлева, И. М. Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий / Т.А. Вахромеева // Управление начальной школой. – 2014. - № 3. – С. 11-22. |
|
4. |
Гареева Наталья Николаевна Особенности метапредметных результатов в процессе обучения математике и средств их диагностики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №2. |
Современные требования ФГОС устанавливают требования, которые предъявляются к результатам освоения учащимися образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. Метапредметные результаты это решение реальных жизненных проблем, основанное на базе знаний, полученных во время изучения одного или нескольких школьных предметов. Основой данного подхода является то, что те математические понятия, основанные в основном на теории, не привязанной к практике, школьниками запоминаются и изучаются с большими затруднениями, в тех случаях, когда ученики не могут понять того, как полученные знания могут быть применены в реальной жизни. Метапредметный подход к обучению математике позволяет осмысленно подходить к изучению преподаваемого материала. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного осмысления особенностей метапредметных результатов в процессе обучения математике и средств их диагностики. |
5. |
Галян, С.В. Метапредметный подход в обучении школьников. Методические рекомендации / С.В. Галян. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 64 с. |
|
6. |
Дылгырова, Р.Д. Идеи метапредметности в истории педагогики / Р.Д. Дылгырова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - № 5 – C. 58. |
|
7. |
Иванова Ольга Александровна Формирование межпредметных понятий как метапредметных образовательных результатов при обучении математике // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. №158. |
В данной статье выделены проблемы достижения метапредметных результатов при обучении математике. Предложено решение проблемы формирования межпредметных понятий, а именно — выделены этапы их формирования. |
8. |
Корчажкина, О.М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования / О.М. Корчажкина // Педагогика. – М., 2016. - № 2. – С.17-25. |
|
9. |
Лунеева Ольга Леонидовна Элементы проектной деятельности межпредметной направленности на уроках математики в 5–9-х классах в контексте реализации ФГОС // Концепт. 2017. №8. |
Целью статьи является определение возможностей применения проектной деятельности в межпредметной взаимосвязи с естественными науками на уроках математики в 5–9-х классах, реализующих ФГОС. Ведущим методом при этом выступает моделирование ситуаций использования в рамках школьных занятий элементов такой деятельности, позволяющей целенаправленно и систематически работать над совершенствованием метапредметных проективных умений. В статье обоснована необходимость использования проектной технологии в форме межпредметных проектов по математике. Также авторами предлагаются конкретные примеры ее использования в ходе уроков, которые дают представление о возможных способах активного включения элементов проектирования. |
10. |
Мамыкина Л. А. Направленность мотивации обучения математике на ее понимание и практическое применение посредством решения различных математических задач // Вестник ОмГУ. 2013. №4 (70) |
Рассматривается классификация основных классов задач, решение которых направлено на повышение мотивации обучения математике, на понимание математики и ее применение для решения прикладных и практических задач. Обобщенно эти задачи называются целесообразными задачами средствами изучения математики, обеспечивающими понимание математики на высоком рефлексивном уровне |
11. |
Матлашевская Лилия Петровна Возможности математики в формировании метапредметных умений обучающихся 5–6-х классов // Концепт. 2016. №S15. |
В статье показана реализация метапредметного обучения на уроке математики в 5–6-х классах на примере урока по теме «Все действия с десятичными дробями» (из опыта работы). |
12. |
Махотин Д. А. Методические основы формирования УУД // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2014. - № 4. – С. 4-8 |
|
13. |
Наумова Марина Викторовна Метапредметная направленность как одна из основных характеристик образовательного процесса в математике // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2017. №2. |
Современный учебно-образовательный процесс по математике, согласно требованиям ФГОС, должен соответствовать метапредметной направленности. Подобное соответствие обеспечивает широкий потенциал для развития не только метапредметных, но и личностных, а также предметных образовательных результатов при целостности предмета математики. После проведения анализа особенностей преподавания математики в средней школе в статье делается вывод о том, что данный предмет наиболее полно ориентирован на формирование метапредметной компетентности у обучающихся как формы реализации метапредметной направленности. В материалах статьи обоснована структура и цели подготовки школьников к развитию у них метапредметной компетентности в области математики, представлена комплексная диагностическая программа по отслеживанию динамики метапредметных образовательных результатов в процессе изучения математики в 5-6-х классах общеобразовательной школы. Для иллюстрации эффективности программы опубликованы результаты опытно-экспериментальной работы по формированию метапредметной компетентности на примере такого показателя, как мотивационная направленность. Данные проведённого исследования показывают, что развитие метапредметной компетентности на базе предметной области математики у обучающихся в средней школе позволяет наиболее эффективно ориентировать учебно-образовательный процесс на метапредметную направленность. |
14. |
Полякова Татьяна Анатольевна, Ширшова Татьяна Ахметовна Значение стохастической линии в формировании представлений учащихся о прикладных возможностях математики // Концепт. 2016. №5 |
В статье рассмотрен вопрос о влиянии прикладной направленности обучения стохастике на формирование и развитие вероятностного мышления и вероятностно-статистических представлений учащихся. Приведен анализ результатов исследования у старшеклассников уровня сформированности представлений о прикладном потенциале математики с точки зрения использования математических идей и методов в области будущих профессиональных интересов выпускников старших классов нематематических профилей. |
15. |
Ратикова И.Н., Лашкова Л.Л. К вопросу формирования метапредметных умений у учащихся в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2016. №1 (40). |
Статья посвящена вопросу качества образования в условиях введения Федеральных государственных стандартов на уровне начального и среднего общего образования. Авторы обосновывают необходимость кардинальных изменений в образовательной практике с целью формирования у учащихся метапредметных умений. |
16. |
Санина Елена Ивановна, Насикан Инна Витальевна МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОВЕНЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. |
Новое качество образования нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся. Ведущая роль математических знаний способствует развитию интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств обучающихся. Математическая грамотность является составной частью функциональной грамотности. Функциональная математическая грамотность это способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных математических знаний. Достижение нового качества подготовки обучаемого обеспечивается в условиях непрерывного образования за счет метапредметногого уровня содержания образования и приобщения учащихся к математической деятельности. |
17. |
Свиридова, Л.А., Белогородцева, Е.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий – контроля и коррекции у учащихся начальной и средней школы / Л.А. Свиридова // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. - № 1. – С. 5-8 |
|
18. |
Семенов Алексей Львович, Атанасян Сергей Левонович Формирование математической компетентности в основной школе // Наука и школа. 2014. №5 |
В работе рассмотрены вопросы развития математической компетентности в основной школе, которые вытекают из основных положений Концепции математического образования России. Математическая компетентность формируется в математических дисциплинах, а также и в других предметах, например, в информатике и физике, что согласуется и с общими тенденциями развития метапредметных компетентностей. В работе обосновывается потребность в фиксации и описании уровня математической компетентности с указанием ее новых элементов по завершении каждого класса школы. Рассмотрен тезис о том, что математическая компетентность проявляется в умении решать задачи, доказывать теоремы, проверять гипотезы и моделировать реальные ситуации. Такие умения образуют математическую компетентность. Применение математики связано с цифровыми технологиями. В работе обосновывается тезис: математическое образование не сводится к этому, прикладному ее значению. Решение задач без использования компьютера должно оставаться основным видом деятельности на уроках математики, что не исключает применение ИКТ так же, как и при изучении других предметов, и должно использоваться при формировании элементов математической компетентности в курсах математики и информатики. |
19. |
Смирнова Ирина Михайловна Реализация метапредметного подхода в обучении геометрии // Вестник МГОУ. Серия: Физика-математика. 2018. №2. |
Предлагаемая статья посвящена одному из приоритетных направлений реформирования современной школы, представленному в федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и среднего общего образования, а именно требованиям, которые предъявляются к результатам освоения соответствующих образовательных программ. Среди этих требований, наряду с личностными и предметными, выделены метапредметные. В статье рассматриваются аспекты метапредметных результатов на примере обучения геометрии. |
20. |
Соловьёва Оксана Викторовна Проблемы и перспективы предпрофильной подготовки учащихся основной школы по математике // Ярославский педагогический вестник. 2012. №3 |
В рамках статьи автором приводится подробный психолого-педагогический анализ категорий «профильное обучение математике», «предпрофильная подготовка по математике», «прикладная направленность обучения математике». Приводится оригинальный подход к организации предпрофильной подготовки по математике на основе реализации прикладной направленности и обосновывается его эффективность. |
21. |
Старовойтова Елена Леонидовна Применение межпредметных задач во внеклассной работе по математике в базовой школе для осуществления прикладной направленности обучения // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2011. №1 (30) |
В статье предлагается возможный вариант организации тематической межпредметной внеклассной работы по математике в базовой школе. Ее содержание представлено через межпредметные задачи на основе взаимосвязи школьных курсов математики и биологии. Это позволяет ориентировать учащихся базовой школы на выбор химико-биологического направления обучения в старших классах лицеев и гимназий. С учётом потребностей Могилёвского региона в специалистах медицинского профиля определена тематика внеклассной работы: «Математика в организме человека». Предлагаемые материалы позволяют реализовать ориентационную составляющую прикладной направленности обучения математике в базовой школе |
22. |
Сушенцова Надежда Валерьевна, Мерлина Надежда Ивановна Формирование метапредметных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике в 5-6 классах // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2016. №1 (89). |
Внеурочная деятельность в школе становится неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Следовательно, во время проведения внеурочных занятий, как и во время урочных, должны реализовываться требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Для формирования метапредметных универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности по математике предлагается использовать игровую форму работы для учащихся 5-6 классов. Через описание деятельности учителя и ученика на занятии показывается алгоритм формирования ряда познавательных, коммуникативных и регулятивных общеучебных действий. |
23. |
Тестов Владимир Афанасьевич О некоторых видах метапредметных результатов обучения математике // Образование и наука. 2016. №1 (130). |
Цель статьи выделить в содержании обучения математики те элементы и виды познавательной деятельности, которые носят мета-предметный характер и являются основой для формирования универсальных учебных действий, а также средствами для исследования не только математических объектов, но и объектов других наук. Методология и методики исследования. Исследование базируется на системно-структурном и деятельностном подходах. Использовались анализ литературы и опытно-экспериментальная работа. Результаты. Среди метапредметных результатов обучения математике выделены следующие виды математических схем мышления: логические, алгоритмические, комбинаторные, образно-геометрические, стохастические. Дана характеристика и описана специфика каждого вида математических структур мышления. По мнению автора, главным средством формирования таких схем является решение соответствующих типов нестандартных задач. Научная новизна. Теоретически обоснована роль математических схем мышления как метапредметных результатов обучения; показаны варианты их формирования в учебной деятельности. Практическая значимость. Выделены перспективные направления изменения акцентов в содержании обучения математике, направленные на повышение в обучении роли математических схем мышления как основы формирования универсальных познавательных учебных действий. |
24. |
Титова Ольга Сергеевна О прикладной ориентации школьного курса математики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. №2 (28) |
Проанализированы прикладные аспекты школьной математики, изучены особенности теоретической и прикладной математики, определено понятие «прикладная задача» и выявлены этапы её решения посредством математического моделирования, проведён анализ прикладной ориентации школьных учебников по алгебре. |
25. |
Хуторской, А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта: практический аспект / А.В. Хуторской // Технології інтеграції змісту освіти : Збірник наукових праць містить результати досліджень. – Полтава : ПОІППО, 2014. – № 6. – С.34-39. |
|
26. |
Шайкина Виктория Николаевна, Сапожникова Наталья Анатольевна Алгоритмизация обучения на уроках математики как средство формирования метапредметных компетенций // Символ науки. 2016. №6-2. |
В статье рассматриваются возможности алгоритмизации обучения на уроках математики с точки зрения развития метапредметных компетенций. Подчеркивается, что математике принадлежит ключевая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые алгоритмы. Рассматриваются примеры алгоритмов, которые можно использовать на уроках математики. |
27. |
Шкерина Людмила Васильевна, Берсенева Олеся Васильевна, Журавлева Наталья Александровна, Кейв Мария Анатольевна Метапредметная олимпиада для школьников: новый подход к оцениванию метапредметных универсальных учебных действий обучающихся // ПНиО. 2019. №2 |
В современной педагогической теории и практике описаны представления о системе метапредметных универсальных учебных действий, конкретизированы их виды. В результате ретроспективного анализа психолого-педагогических исследований установлено, что в достаточной степени обоснованы, разработаны и реализуются механизмы формировании обозначенных учебных действий и существует объективная нехватка научно обоснованного диагностического инструментария. Это позволяет утверждать, что существуют предпосылки для теоретико-методологического осмысления проблемы оценивания метапредметных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы. Проблема нашего исследования заключается в обосновании дидактического потенциала метапредметной олимпиады как инструмента оценивания метапредметных универсальных учебных действий обучающихся основной школы. Цель исследования теоретически обосновать, разработать и конкретизировать содержание метапредметной олимпиады для школьников. В статье предложен подход к определению содержания метапредметной олимпиады, требования к отбору задач, используемых на различных ее этапах, ориентированные на применение знаний и умений из различных предметных областей. Разработаны критерии оценивания задач олимпиады. Представлены опыт и результаты организации и проведения метапредметной олимпиады среди обучающихся г. Красноярска в 2017-2018 гг. |
28. |
Шкерина Людмила Васильевна, Григорьева Феруза Александровна, Ракуньо Франческо Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №1 (31). |
В статье представлена концепция учебной программы по математике как кластер требований к ее компонентам, направленной на формирование метапредметных умений обучающихся в процессе математической подготовки в школе. Выделена группа метапредметных умений, отвечающая требованиям ФГОС, и трудовых действий учителя, необходимых для их формирования и развития у обучающихся. Обосновано и подтверждено опытом, что результативное формирование этих метапредметных умений обучающихся возможно при использовании в математической подготовке специально разработанных междисциплинарных проектных и кейсовых заданий. |
29. |
Шкерина Людмила Васильевна, Константинова Анна Сергеевна, Курсиш Ирина Федоровна Формирование метапредметных умений школьников в условиях проектного обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №1 (35). |
В статье обоснован и выявлен дидактический потенциал проектного обучения математике для формирования метапредметных умений обучающихся в формате ФГОС. Выделен комплекс активных методов обучения математике, в котором метод проектов является основным, а другие интегративно усиливают его результативность. Определено содержание проектной деятельности обучающихся как кластер, состоящий из математических задач с междисциплинарным контекстом, заданий проектного типа, проектных заданий и проектов. Разработана методическая матрица, аккумулирующая дидактический потенциал проектного обучения математике для формирования метапредметных умений обучающихся. |
30. |
Шукурзод Т.А., Комили А.Ш., Гулов Х.М. Обучение решению задач прикладного характера как средство активизации урока математики // Наука и школа. 2010. №4 |
В статье рассматривается влияние использования задач с практическим содержанием на создание заинтересованности учащихся, сознательное усвоение изучаемого материала. |
РЕЦЕНЗИЯ
Статья: «Из опыта внедрения метапредетной технологии обучения в образовательном пространстве школы»
Автор: С.Р. Прибылых
Данная статья раскрывает опыт внедрения внедрения метапредметной технологии обучения в образовательном пространстве одной из школ Верхоянского района Республики Саха (Якутия). За последнее десятилетие в России произошли существенные социально-экономические изменения. В условиях проводимых модернизаций появляются новые требования в подходах к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации.
В связи с этим, перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Исходя из этого, в статье говорится о том, что вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Рассматривая использование метапредметных технологий в школе, автор приводит пример из опыта внедрения данной технологии в образовательном пространстве одной из школ Верхоянского района Республики Саха (Якутия). Кроме того, автор рассматривает то, как в школе вводится метапредметная технология обучения. Вначале были поставлены задачи перед педагогическим коллективом, для решения которых учителя образовательного учреждения прошли обучающий семинар; затем, на основе полученных теоретических знаний, учителя школы занимались на семинаре-практикуме, где, разделившись на группы, обсуждали вопросы и выработали конкретные решения по данной проблеме.
Хочется отметить, что в статье прослеживается четкая авторская линия, так как автор прежде всего проецирует свой личный опыт. Статья хорошо структурирована, написана четким и понятным языком, выводы логичны, литература соответствует заявленной теме статьи.
Рецензент:
Студентка группы М-9051
Сургутскийгосударственный А.С.Поликарпова
педагогический университет
Мониторинг сформированности УУД
Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи :
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.
Объекты мониторинга:
Универсальные учебные действия школьников 5-9 классов;
Психолого-педагогические условия обучения;
Педагогические технологии, используемые в среднем звене.
Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД. Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
Сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
Анкетирование;
Тестирование;
Наблюдение;
Беседа.
Методики эмпирического исследования:
«Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. Тест на оценку самостоятельности мышления. (Приложение 1).
Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (Приложение 2)
Методика «ГИТ» (определение сходства и различия понятий). (Приложение 3).
Обработка эмпирических данных исследования:
Первичная обработка данных
Составление таблиц
Преобразование формы информации
Проверка данных.
Математико - статистическая обработка данных
Анализ первичных статистик
Оценка достоверности отличий
Нормирование данных
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ СТУДЕНТА
по учебной практике (Научно-исследовательская работа)
Место прохождения практики: Сургутский государственный педагогический университет. Адрес образовательного учреждения: Ханты -Мансийский автономный округ. г. Сургут, ул. Артема, 9. Срок прохождения практики: 21.12.19 – 11.01.20.
Руководитель практики: Иванова Ангелина Валерьевна, к.п.н., доцент, оказывала помощь по организационным вопросам и содержанию деятельности в период практики, консультировала по литературе исследования, осуществляла проверку и контроль над прохождением основного этапа (написание статьи), осуществляла оценку деятельности.
В результате прохождения учебной практики было выполнено:
‒ составлен реферативный обзор по деятельности учреждения (общее знакомство с учреждением);
‒ составлена картотека литературных источников по теме магистерской диссертации;
‒ написана рецензия на одну статью;
‒ составлена картотека научных методик (сформированность познавательных УУД);
‒ подготовлена статья по теме магистерской диссертации;
‒ составлен отчет по результатам учебной практики.
При прохождении учебной практики трудностей не возникло, так как все вопросы были своевременно решены с научным руководителем.
В ходе практики была достигнута цель, направленная на получение опыта проведения самостоятельного научного исследования.
Учебная практика дала мне возможность провести самостоятельное научное исследование по теме магистерской диссертации, опыт в составлении картотек литературных источников и научных методик, в написании рецензии на статью, а также в подготовке статьи по теме магистерской диссертации.
Разделы, этапы и виды учебной работы по практике представлены в таблице 6.
Таблица 6
Разделы, этапы и виды учебной работы по практике
№ |
Наименование этапа практики |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Форма отчетности |
1 |
Ознакомительный этап |
Участие в установочной конференции |
09.12. 2019 |
Индивидуальный план прохождения практики, график проведения собственных занятий по дисциплине |
Общее знакомство с учреждением |
21.12.2019-23.12.2019 |
Реферативный обзор |
||
Составление библиографии по теме магистерской диссертации |
24.12.19-31.12.19 |
Картотека литературных источников по теме магистерской диссертации, рецензия на одну статью |
||
Ознакомление с научными методиками, технологией их применения, способами обработки полученных эмпирических данных и их интерпретации |
24.12.19-31.12.19 |
Картотека научных методик (в соответствии с программой магистерской подготовки) |
||
2 |
Основной этап |
Проведение исследования по теме магистерской диссертации |
24.12.19-31.12.19 |
Отзыв руководителя в характеристике |
Написание научной статьи по теме магистерской диссертации |
Текст статьи, справка о публикации |
|||
3 |
Заключительный этап |
Выступление на научной конференции по теме магистерского исследования |
31.12.19-11.01.20 |
Текст научного доклада, наглядные материалы |
Оформление документации по итогам прохождения практики |
Дневник по практике |
|||
Участие в итоговой конференции |
21.01.20 |
Отчет по практике |