РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РОСТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В РОССИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РОСТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В РОССИИ

Пугоева А.Т. 1, Котиева Е.Д. 1
1ФГБОУ ВО Ингушский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных рыночных условиях организация своего бизнеса сопровождается большими рисками. Риски связаны, прежде всего, с привлечением клиентской базы, от которой напрямую зависит объем выпускаемой продукции, а также услуг предоставляемых тем или иным предприятием. Набрать постоянную клиентуру за короткий период времени и увеличить вероятность выхода фирмы в плюс сможет помочь механизм франчайзинга.

Франчайзинг, или иными словами франшиза представляет собой вид экономических отношений между субъектами рынка, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (паушальный взнос) право на определенный вид бизнеса, используя разработанный бизнес-план его ведения, действовать от своего имени используя технологию, сырье, товарные знаки франчайзера. [2, с 56]

Франчайзинг, как особая форма предпринимательства распространена во всех развитых странах с рыночной экономикой. Мы видим актуальность франшизы в наличии определенных преимуществ для начинающих бизнесменов, ведь это реальная возможность начать свое дело со стабильной прибылью, использовать деловую репутацию, торговую марку «родительской» компании, готовый бизнес-план с маркетинговыми исследованиями, ноу-хау, возможность пройти необходимое обучение, производственные мощности. Таким образом, франчайзинг становится инструментом поддержки малого предпринимательства. При этом для самих франчайзеров появляются условия расширения своего бизнеса, для государственного аппарата – увеличение числа зарегистрированных налогоплательщиков.

Конечно, как и во многих других механизмах поддержки экономики, существуют и отрицательные стороны. К ним относятся следующие:

Франчайзи приходится следовать установленным франчайзером правилам и некоторым ограничениям, даже если они мешают бизнесу.

Франчайзи обязаны покупать сырье и товары у поставщиков, утвержденных франчайзером, что значительно ограничивает их доступ к свободным рынкам.

Франчайзеры могут поставить жесткие условия для выхода франчайзи из бизнеса, например, запретить открывать конкурирующий бизнес на определенный срок или на определенной территории. [1, С.48]

В России франчайзинг появился в середине 1990-х годов, благодаря иностранным компаниям. С тех пор и по сегодняшний день механизм франчайзинга широко используется во всех регионах страны, доля предприятий открытых по франшизе увеличивается с каждым годом. На рис.1 показано число открытых и действующих франшиз за период с 2016-2019гг.

Рис. 1. Количество франшиз в России с 2016 по 2019 гг [3]

Следует отметить, что Россия не входит в число лидеров по развитию рынка франшиз, однако, мы можем наблюдать его стабильный рост. По данным Европейской ассоциации франчайзинга (EFF), за последние несколько лет рынок франчайзинга в России характеризуется ростом на 97 %. Согласно данным Российской ассоциации франчайзинга, наша страна в последние годы лидирует по росту количества франчайзингового бизнеса.[4, с.199]

Что касается распределения объектов франчайзинга по отраслям, российская структура имеет следующий вид (рис. 2).

Рис.2 Структура рынка франчайзинга в России

В соответствии с представленным рисунком становится ясно, что наибольшую долю занимают такие отрасли как торговля (45%) и общественное питание(23%). На другие отрасли отдается меньшее количество франшиз, хотя представлено их разнообразие. Наиболее известные франшизы показаны на рисунке 3.

Рис.3 Наиболее известные франшизы в России

Среди главных факторов, оказывающих отрицательное влияние на развитие франчайзинга в России выделяют: отсутствие в российском законодательстве нормативных актов, регламентирующих данную сферу, отсутствие интереса у банков в работе с системой франшиз, банки не предоставляют кредиты, а также льготы при организации бизнеса по франшизе. Касательно государственных органов власти, их поддержка такого бизнеса отстает от других развитых стран. Существует проблема плохой информированности бизнесменов-предпринимателей о положительных чертах или недостатках бизнеса по франшизе, о том как можно стать партнером в таких компаниях.[3]

Таким образом, развитие франчайзинга в сфере малого бизнеса и торговли имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Положительным качеством является развитие бизнеса начинающих предпринимателей за малый промежуток времени, расширение своего дела и расширение торговли для представителя организации – франчайзера, появление новых торговых ниш в регионах РФ. Стоит отметить, что развитие такого инструмента как франшиза в России все же имеет положительную динамику и несмотря на препятствия встающие на его пути, франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке.

Список использованных источников:

Батраченко Д. К. Анализ преимуществ и недостатков франчайзинга// Международный Научный Институт «Educatio» VII, 2014. – С.6.

Кузина А. А., Анохина М. Е. Анализ развития франчайзинга в российской торговле // Молодой ученый. – 2018. – №23. – С. 313-318. – URL https://moluch.ru/archive/209/51275/ (дата обращения: 15.11.2019).

Официальный сайт Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rusfranch.ru/ (дата обращения 15.11.2019).

Цурова Л.А. Рыночные механизмы – в развитие малого и среднего бизнеса. факторинг. В сборнике: Вузовское образование и наука Материалы региональной научно-практической конференции. 2007. С. 197-200.

Просмотров работы: 7