Раздаточная коробка на автомобилях с ДВС - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Раздаточная коробка на автомобилях с ДВС

Бушмакин Н.А. 1
1ФГБОУ "ТИУ", филиал в г. Нижневартовск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Принципиальное устройство раздаточной коробки

Разда́точная коробка (иначе раздатка) — элемент трансмиссии полноприводных автомобилей повышенной проходимости с ДВС, основной функцией которого является управляемая водителем разнорежимная передача мощности от двигателя между осями. По умолчанию имеет два последовательно расположенных устройства: демультипликатор для расширения силового диапазона. Обязательной принадлежностью раздаточной коробки является механизм управления, посредством которого сам водитель выбирает тот или иной режим работы. Для полной реализации полноприводных возможностей предусматривается блокировка межосевого дифференциала. Под блокировкой межосевого дифференциала понимается полное или частичное выключение дифференциала, обеспечивающее жесткое соединение передней и задней осей между собой. Блокировка может осуществляться автоматически или вручную.

Ручное управление раздаточной коробкой на автомобиле ВАЗ 2121. Слева – демультипликатор, справа – блокировка межосевого дифференциала.

Принцип работы раздаточной коробки

Раздаточная коробка (далее — РК) всегда есть отдельный агрегат, работоспособностькоторого никак не связана с работоспособностью коробки переключения передач (далее — КПП), а монтаж/демонтаж возможен отдельно от неё. РК может быть соединена с КПП карданным валом или же присоединена к заднему концу КПП. По умолчанию в РК имеется одна точка входа мощности (от КПП) и две точки выхода (к обеим ведущим осям). Конструктивно обычно это валы с фланцами (так называемые хвостовики) для подсоединения карданных валов. РК всегда имеет как минимум две параллельные оси вращения своих ведущего и ведомых валов, при этом возможны два варианта распределения: ось ведущего вала совпадает с осью ведомого и ось второго ведомого вала отдельно; оси ведомых валов совпадают и ось ведущего вала отдельно.

За разветвление потока отвечает механическая зубчатая муфта, жёстко подключающая привод вспомогательной ведущей оси к приводу основной ведущей оси — это система подключаемого полного привода.

Раздаточная коробка двухосного полноприводного автомобиля Iveco 150EZ8 с соосным расположением валов привода обеих осей:
1 — раздаточная коробка
2 — карданный вал от коробки передач
3 — карданный вал к переднему ведущему мосту
4 — карданный вал к заднему ведущему мосту

Зубчатая муфта

Устройство раздаточной коробки

Привод включения передач раздаточной коробки механический. Рычаг включения передач шарнирно установлен в проушинах кронштейна на оси. Нижний конец рычага входит в паз штока и уплотнен в нем фигурной пружиной. Вилка включения крепится к штоку (ползуну) и входит в паз зубчатой муфты синхронизатора. В нейтральном и включенном положениях шток удерживается шариковым фиксатором с пружиной.
Муфта блокировки дифференциала расположена на шлицевой части корпуса дифференциала. При блокировке дифференциала она соединяет вал привода переднего моста с корпусом дифференциала. В паз зубчатый муфты заходит вилка, закрепленная на штоке болтом. Шток вилки блокировки дифференциала фиксируется аналогично со штоком включения передач.

Конструкция раздаточной коробки автомобиля ВАЗ 2121: 1 — картер привода переднего моста; 2 — вал привода переднего моста ; 3 — фланец; 4, 10 — зубчатые колеса; 5 — муфта блокировки дифференциала; 6 — ведомое зубчатое колесо привода спидометра; 7 — ведущее зубчатое колесо привода спидометра; 8 — корпус привода спидометра; 9-  ведущий вал; 11— крышка переднего подшипника ведущего вала; 12 — упорное кольцо подшипника; 13 — передняя крышка; 14 — зубчатое колесо высшей передачи; 15 — муфта включения передач; 16— ступица муфты; 17— зубчатое колесо низшей передачи; 18 — втулка зубчатого колеса; 19 — картер; 20 — задняя крышка; 21 — гайка; 22 — промежуточный вал; 23 — вал привода заднего моста; 24 — зубчатое колесо привода заднего моста; 25 — сателлит; 26 — ось сателлитов; 27 — ведомое зубчатое колесо; 28 — рычаг переключения передач; 29 — рычаг блокировки дифференциала; 30 — выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала; 31 — крышка картера привода переднего моста; 32 — ось крепления кронштейна подвески; 33 — пробка сливного отверстия; 34 —пробка заливного отверстия.

При включении прямой передачи крутящий момент поступает от муфты синхронизатора на зубчатое колесо прямой передачи, далее на зубчатое колесо промежуточного вала и на ведомое зубчатое колесо, венец которой крепится к корпусу дифференциала, далее на валы привода мостов.
При включении понижающей передачи крутящий момент поступает от муфты синхронизатора на зубчатое колесо понижающей передачи, далее — на зубчатое колесо промежуточного вала, ведомое зубчатое колесо и вал привода мостов.

Основные неисправности раздаточной коробки

Течь масла раздаточной коробки Chevrolet Niva

течь масла. Может быть как сквозь сальники, так и по стыкам корпуса. В случае с сальниками следует не только заменить их, но и проверить целостность посадочных мест под сальники - на них могут быть каверны либо трещины, сквозь которые также может уходить масло, даже если сальник будет исправен. Люфт подшипников, валов или фланцев также приводит к тому, что губа сальника деформируется и становится неспособной удерживать герметичность. В случае, если течь проходит по стыкам корпуса, раздаточную коробку нужно разобрать вплоть до места течи, стыки зачистить, обезжирить, а затем нанести качественный герметик.

Износ зубчатой муфты. Если загрязняющие вещества, в частности вода, попали вовнутрь муфты, они могут разъедать зубья зубчатой втулки и, следовательно, увеличивать зазор. В результате увеличение дисбаланса может потребовать замены муфты, даже несмотря на то, что возможность передачи крутящего момента не была нарушена.Также при неправильной эксплуатации или при плохих смазочных условиях, зубья могут быстро выйти из строя.

Разрушение зуба в результате работы муфты, смазанной жесткой смазкой, на слишком низкой скорости

Гул, рокот подшипников. Определяется в процессе эксплуатации и при прослушивании отдельных узлов в процессе диагностики автомобиля на станциях тех.обслуживания. Проявляется в движении постоянным воем, могут быть звуки частых лёгких ударов. Изношенные подшипники следует заменить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%B0

https://www.autoezda.com/transmission/97-rkgugyli.html

http://masters.donntu.org/2011/fimm/shadiev/library/translate.htm

Просмотров работы: 15