Музыка — это один из видов искусства, который дает возможность познать окружающий мир и в процессе этого познания развиться личности ребенка.
Музыка в нашем сознании закономерно ассоциируется с самой жизнью. Ее связь с другими видами искусств дает человеку ключ к пониманию мира прекрасного, и, таким образом, правильное формирование музыкального вкуса ведет к правильному восприятию этого мира.
Для детей любого возраста важна гармоничность музыкально- эстетического воспитания, но дети младшего школьного возраста нуждаются в этом больше всего. Те музыкальные впечатления, которые они получат в детстве, останутся у них надолго, иногда на всю жизнь [4,28].
С первых дней жизни ребенка привлекает все яркое и красочное — картинки, игрушки, блестящие предметы. Ребенок рано начинает понимать смысл слова «красивый» - красивые цвета, красивые линии, красивые звуки. Красота вызывает у ребенка бескорыстную радость и светлые душевные переживания.
Задача преподавателя музыки проложить путь ребенку от простого эмоционального восприятия красоты к ее пониманию и способности оценивать и обсуждать. Эта работа требует от педагога умения ненавязчиво внести в жизнь ребенка красоту и облагородить его окружение. [7,20]
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но формируются в условиях социального окружения и педагогического руководства. В процессе развития этих свойств дети постепенно осваивают эстетическую культуру, формируют свое эстетическое восприятие, свои интересы, потребности и суждения. [12,75]
Важную роль в формировании правильного эстетического отношения к жизни и к искусству у ребенка играет правильная организация его музыкального воспитания. Музыка, как говорил П.И. Чайковский, является «искусством чувств», она обобщает образы вокруг нас, чтобы раскрыть их в тот промежуток времени, пока она звучит. Чтобы ребенок правильно воспринимал музыку, нужно развить у него общую музыкальность. [10,63]
Важный признак музыкальности — это способность определять характер и настроение музыкального произведения, видеть музыкальный образ и проявлять эмоциональное отношение — сопереживать услышанному. Музыка должна вызывать реакцию, рождать ассоциации у маленького слушателя.
Еще один признак проявления музыкальности — это способность вслушиваться, оценивать и сравнивать яркие и понятные моменты в музыке. Для этого ребенку нужно научить элементарной музыкально-слуховой культуре, умению внимательно слушать.
Третий признак музыкальности — творческое отношение к услышанному, способность ребенка передать музыкальный художественный образ в песне, рисунке, рассказе, танце, игре. [10,83]
В процессе развития общей музыкальности у детей совершенствуется слух, развивается творческое воображение, появляется особое эмоциональное отношение к звучащей музыке. Восприятие музыки приобретает эстетическую окрашенность. Дети начинают переносить свои музыкальные впечатления в свою творческую деятельность, и, таким образом формируются склонности и интересы, развивается вкус. [11,88]
Важную роль играет развитие эстетического отношения детей к окружающей природе. Это может достигаться различными способами, но немаловажную роль среди них играют средства музыкальной культуры. Музыкальные образы способны вызывать у детей разнообразные эмоции: чувства радости, грусти, нежности и доброты. То же самое делают образы природы. Музыка подчеркивает эмоциональный отклик на красоту природы, бережное отношение ко всему живому, развивает способность оценить прекрасное и в природе и в искусстве (оценить гармоничные сочетания красок, линий и звуков) [7,93]
Формирование у детей умения воспринимать красоту природу и творчески отражать ее в своей художественной деятельности в большой степени зависит от педагога, помогающего ребенку эстетически оценить окружающий мир и постичь его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к образам природы средствами музыки, педагог побуждает ребенка к осознанию эстетической и нравственной ценности природы для людей [6,225]
Этот процесс требует от учителя музыки широты собственных музыкальных взглядов, умения художественно воплотить взаимосвязь между природными явлениями и звучащей музыкой. Прежде всего нужно развить у ребенка способность различать эмоциональное содержание и характер музыкального произведения, научить понимать, что музыка отражает окружающую действительность. [9,161]
Чтобы сформировать подлинный музыкальный вкус, нужно уделять огромное внимание слушанию и восприятию музыки. Детей нужно постепенно знакомить с различными жанрами и стилями музыки, показать возможность изобразить при помощи музыки различные аспекты окружающей среды и жизни человеческого общества. Нужно постепенно изучать творчество композиторов и накапливать знания о произведениях музыкальной классики.
Таким образом детей можно научить находить решения и средства для своей художественной деятельности.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст ребенка с 7 до 10-11 лет, то есть годы обучения в 1-4 классах. В эти годы начинается формирование личности, закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и начинает формироваться общественная направленность личности ребенка.
Важным этапом в жизни ребенка является его поступление школу. Основной деятельностью ребенка в эти годы становится учеба — приобретение новых знаний, умений и навыков; систематизация сведений о природе, обществе и окружающем мире. В младшем школьном возрасте ребенок отличается соей любознательностью. С живым любопытством изучает он новые стороны окружающей среды. Все новое, яркое, неожиданное без труда привлекает внимание ребенка в этом возрасте. С другой стороны, именно в младших классах дети «учатся» механическому запоминанию, без вникания в смысл изучаемого. Поэтому, очень важно задействовать воображение ребенка в процессе его обучения.
Основной формой обучения в школе является урок. Именно на уроках музыки происходит систематическое и целенаправленное музыкально-эстетическое воспитание ребенка. Специфика урока музыки состоит в том, что кроме музыкально-образовательных задач на нем ставятся также художественно-исполнительские. Важную роль на уроке играют чувства и эмоции, вызываемые у учеников.
Другой спецификой является коллективность урока, наличие достаточно большого количества детей с различными интересами и способностями.
Для определения степени проявления интереса к музыке как искусству, предпочтений и отношения к видам музыкальной деятельности детям младшего школьного возраста можно предложить нижеследующие творческие задания. Задания предполагают выявление трех основных музыкальных способностей: развитость ладового слуха, развитость музыкально-слуховых представлений и чувство ритма.
Развитый ладовый слух предполагает способность ребенка эмоционально отзываться на общий характер музыкального произведения, смену в нем настроений. При диагностике ладового слуха выполняются задания на определение характера музыки и различий в настроении, задание на дополнение окончаний мелодий, прервавшихся на неустойчивых звуках.
Музыкально-слуховые представления развиваются, прежде всего, в пении, в процессе восприятия и воспроизведения музыкального произведения. Для их диагностики используются следующие задания: повторить мелодию песни или музыкального произведения, отметить в них ритмические и мелодические изменения, подобрать мелодию и другие подобные.
Чувство ритма формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях. Для его диагностики используются задания на различение ритмического рисунка музыкального произведения, различные музыкально-игровые задания, связанные с движением под музыку.
Критерии развития музыкального вкуса можно представить в виде нижеследующей таблицы:
Высокий |
Средний |
Низкий |
- адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального; - точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах; - стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром; - умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки; - умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. |
- достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер; - осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы; - стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир; - анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность; - умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности; - при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт. |
- отсутствует интерес к восприятию музыкального образа; - восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное; - способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью; - в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность. |
Детей с высокими показателями музыкально-эстетического развития характеризуют целенаправленность и активное восприятие музыки. Они понимают средства музыки и способны установить связь между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Например, точно передать настроение музыки в рисунке, правильно подобрав соответствующую гамму красок.
Дети со средними показателями не так точны, но они способны более точно описать музыку красками или словами, если им сказать название музыкальной композиции.
Дети с низкими показателями музыкально-эстетического развития обычно поверхностно воспринимают музыку, и часто не в состоянии передать музыкальный сюжет словами или рисунком.
Содержание предмета «Музыка» объединяет репертуар для пения и музыкальный материал для слушания. Их отбор осуществляется преподавателем музыки и должен быть созвучен жизненному и музыкальному опыту класса.
Разнообразие в уроки вносит активная музыкальная деятельность учащихся начальных классов: движения под музыку, музыкальные ритмические игры и пр. Они помогают детям ощутить темп произведения, его динамику, почувствовать характер.
Продолжением музыкально-эстетического воспитания младших школьников являются внеклассные и внешкольный занятия и кружки. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, способствует не только решению проблемы свободного времени, но и духовному обогащению ребенка.
К данному виду деятельности можно отнести различные хоровые и фольклорные кружки, школьные ансамбли, театральные кружки. Сюда же входят периодические музыкальные праздники и фестивали, организованные внутри школы, музыкальные конкурсы и викторины. Немаловажную роль играет посещение классами концертов и театральных представлений.
Картина музыкально-эстетического развития детей была бы неполной без уточнения позиции их родителей о роли музыкальной культуры в жизни их ребенка. Для ее уточнения стоит провести среди родителей анкетирование, которое бы выявило предпочтения в семьях воспитанников. Многие семьи хотели бы видеть своего ребенка эстетически образованным и культурным. Для этого родители организуют совместные с детьми посещения культурных мероприятий, стараются дать им образование в различных школах искусств. Таким образом нужно учитывать, что процесс соприкосновения с культурой происходит не только внутри школы, но и вовне.
Подводя итог, хочется сказать, что без должного духовного и эстетического воспитания развитие личности ребенка будет неполноценным. Чтобы обеспечить в будущем становление высоконравственной, духовно богатой и высокоинтеллектуальной личности, нужно полноценно реализовать эстетическое воспитание ребенка, частью которого является его музыкально-эстетическое развитие.
Список литературы
1. Бекина С.И. Музыка и движение. - М.: Просвещение — 2008.
2. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.: 1991.
3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2006.
4. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. - Минск, 2004.
5. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. 1992. №2. с. 51-54.
6. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 2005. - 346 с.
7. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 2006.
8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 2007.
9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 2005.
10. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 2006.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2008.
12. Педагогический словарь под редакцией Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая российская энциклопедия. Просвещение, 2003.
13. Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: Просвещение, 1990.
14. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972
15. Учите детей петь/ Сост. Орова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 2009.