Главным фактором социального общения людей является язык. Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка для общения. Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем больше возможностей откроется перед ним в познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться. Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, как фактор его психического развития, как средство социализации личности и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления. Речь – это особая высшая психическая функция, которая обеспечивается головным мозгом, любые отклонения в развитии речи необходимо вовремя заметить. Чтобы речь нормально функционировала необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат и сохранен слух.
Цель работы: выявление особенностей развития речи в процессе онтогенеза у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Объект исследования: речь детей с нарушением интеллекта. Предмет исследования: особенности речи детей с нарушенным интеллектом.
Речевое развитие ребенка - это сложный многоаспектный процесс. Умственное и речевое развитие ребенка тесно взаимосвязаны между собой. Психическое развитие ребенка происходит в процессе развития его деятельности, в процессе общения. Общение представляет собой особый вид деятельности. Большинство исследователей речи уделяют основное внимание ее фактической стороне: произносительной, лексической, грамматической и связной речи. Это, безусловно, важно. Но еще больший интерес представляет изучение факторов процесса развития речи, тех движущих сил, которые не всегда заметны, но играют в нем ведущую роль.
Для нормального становления речевой деятельности необходимо полноценное формирование ее предпосылок. Их можно разделить на три основные группы, а именно - сохранные физиологическая и психологическая базы, благоприятное социальное окружение. Организм человека - это сложная взаимосвязанная система, следовательно, психические процессы оказывают огромное влияние на формирование речевой деятельности. Недифференцированное, инактивное восприятие, плохая память, неустойчивое внимание, низкий уровень развития мышления - все это сказывается на качестве детской речи.
Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод о том, что у процесса развития речи существуют свои предпосылки. Для нормального речевого онтогенеза должна быть целостная физиологическая основа. Любое нарушение физического, психического здоровья отражаются на ходе формирования речевой деятельности ребёнка
Особенности развития речи в процессе онтогенеза у детей с нарушением интеллекта активно исследовались многими авторами (М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Д.И. Орлова, М.Е. Савченко, Р.И.Лалаева, В. Петрова, М. Певзнер, И. Карлин, М. Стразулла, К. Лонэ, С. Борель-Мезонни, Шлезингер, М. Зееман). По данным этих исследователей выраженные особенности речи наблюдаются у 40-60% детей [8].
Нарушение интеллекта (слабоумие) – собирательный термин, обозначающий расстройство всех когнитивных способностей и функций психики [1]. Нарушение интеллекта характеризуется стойким или прогрессирующим ослаблением всех сторон познавательной деятельности, — мышления, когнитивных потребностей, памяти, эмоций, критических и прогностических функций, восприятия, другими словами, интеллекта в целом [1].
Развитие когнитивной способности у умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее вступает в эмоциональный контакт с матерью. К концу первого года жизни у детей с нормальным психическим развитием в словарном запасе имеется несколько слов, которыми дети активно пользуются, а у детей с нарушенным интеллектом звуки бедны и характеризуются сниженной эмоциональностью [7]. И. В. Карлин, М. Стразулла отмечают то, что в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, а у умственно отсталых детей в период от 12 до 24 месяцев. По мнению Касселя, Шлезингера, М. Зеемана, у умственно отсталых детей со средней формой умственной отсталостьи первые слова появляются позднее 3 лет. Исследования И. В. Карлина и М. Стразуллы показали, что первые слова у этих детей появляются в период от 2,5 до 5 лет, а норме появление первых слов у детей от 10 до 18 месяцев. Появление фразовой речи характеризуется значительным отставанием. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью у умственно отсталых детей более длительный, чем у нормальных детей [1].
У детей слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи [6]. Долгое время звучащая речь слабо интересует умственно отсталых детей. Они недостаточно прислушиваются к ней и, как правило, начинают пытаться говорить с большим запаздыванием. Однако постепенно они в разные сроки, но все же овладевают элементарным речевым общением даже в тех случаях, когда семья не оказывает им никакой реальной помощи, и они не посещают специального дошкольного учреждения. Это связано с необходимостью, живя среди людей, взаимодействовать с окружающими. Речь детей с нарушением интеллекта зачастую монотонна, маловыразительна, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях бывает замедленной, в других – ускоренной. У детей с умственной недостаточностью отмечаются нарушения всех групп звуков. По данным М.А. Александровской чаще других отмечается нарушение свистящих звуков. При объяснении причин, которые обуславливают замедленное речевое развитие у детей с нарушением интеллекта, следует помнить, что для них характерно общее недоразвитие познавательной деятельности, приводящее к значительным изменениям и задержкам в умственном развитии. По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах» [7].
Материалы и методы исследования.
Для достижения поставленной цели нами применялся комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и логопедической литературы по теме исследования. Эмпирические: биографический (анализ анамнестических данных, изучение психолого-педагогической документации). Цель эмпирического исследования – обследование моторики артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, общей моторики звукопроизношения.
Результаты исследования и их обсуждение. В рамках эмпирического исследования проведено обследование детей с легкой степенью умственной отсталости на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида». В исследовании приняли участие дети 6 лет. Логопедическое заключение: у 92 % обследуемых детей установлено системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
Для обследования звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия использовались: «Альбом для логопеда» Иншаковой О.Б.. Для обследования органов артикуляционного аппарата использовались материалы из пособия «Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией» Бабиной Г. В.
У всех испытуемых установлено полиморфное нарушение звукопроизношения, чаще других отмечается замена звука [р] на звук [л], звука [р’] на звук [л’], замена звуков [ш], [щ] на звуки [c], [с’]; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; трудности при определении количества и последовательности звуков в слове; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются аграмматизмы. При специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах у большинства имеются основные смысловые звенья, отмечаются незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения.
У всех испытуемых объем внимания недостаточный; имеются трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала, переключаемость внимания замедленная, затрудненная. Особенности мышления: навыки сравнения, обобщения и классификации не соответствуют возрастным нормам, при выполнении заданий необходимы наводящие вопросы, причинно-следственные связи устанавливает с помощью взрослого. Особенности воображения: преобладает репродуктивное воображение, бедность фантазии. Мелкая моторика развита недостаточно. Низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации. Ведущая рука – правая. Представления об окружающем мире сформированы недостаточно, пространственно-временные представления сформированы частично.
Заключение.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что детям с нарушением интеллекта свойственны специфические отклонения от нормального речевого развития. Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста связаны с тем, что у них недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушение артикуляторной моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата.
У детей с умственной недостаточностью встречаются все формы аномалии речи, как и у детей с нормальным психическим развитием (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.). Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, дефекты произношения устраняются с большим трудом.
Cписоклитературы:
Амасьянц Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 320 с.
Валиева П.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / П.В. Валиева, М.И. Хизриева // Актуальные проблемы специального образования: Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции "Студенческий научный форум". - Махачкала: ФГБОУ ВПО ДГПУ, 2014. - №25. - 114 с. - С. 24
Выготский Л. С. Мышление и речь. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Л. С. Выготский. - М., 1981. – 153 с.
Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников / Р. Л. Лалаева . – Л., 1988.
Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников. – Ж. Дефектология, №3, 2003, с. 29-34.
Нодельман, В.И. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников/ В.И. Нодельман // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 5-13.
Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / В.Г. Петрова. – М.: Педагогика, 2007. – 730 с.
Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 448с.
Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностики речевых нарушений/ Г.В Чиркина. - М.: Аркти., 2005. - 240 с.