СЕСТРИНСКИЙ УХОД КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, СТРАДАЮЩИМ ЛЕЙКОЗОМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СЕСТРИНСКИЙ УХОД КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, СТРАДАЮЩИМ ЛЕЙКОЗОМ

Павлова А.А. 1, Конкиева Н.А. 2
1СПб ГБПОУ «МК№1»
2СПб ГБПОУ «Медицинский колледж №1»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глава 1. ЛЕЙКОЗ И УХОД ЗА СТРАДАЮЩИМИ ИМ ДЕТЬМИ

1.1 Классификация, этиология, принципы лечения лейкозов

Термином “лейкоз” обозначают новообразование опухолевой природы гемопоэтической ткани с первичным поражением костного мозга, субстратом которого является незрелая бластная клетка, которая вытесняет нормальные клетки и инфильтрирует ткани и органы. [6]

Классификация

ВОЗ в 1999 году классифицировала все опухоли кроветворения, включая лейкозы, по принадлежности отдела кроветворения на лимфобластные и миелобластные.

В 2008 году ВОЗ выделила три категории острых лейкозов:

Острые миелоидные лейкозы;

Острые В- или Т-лимфобластные лейкозы;

Острые лейкозы неопределенной дифференцировки.

У детей на острые лимфобластные лейкозы приходится около 80%, на ОМЛ - 15%. [9]

Острый лимфобластный лейкоз (далее - ОЛЛ) - группа злокачественных заболеваний из клеток - лимфоидных предшественников. Аномалии клеточной дифференцировки и роста приводят к увеличению продукции и накоплению лимфобластов в костном мозге с последующей инфильтрацией лимфоузлов и паренхиматозных органов. 80% - опухоли из предшественников В-лимфоцитов, 15% - Т-лимфоцитов, 5% - неопределенное клеточное происхождение.

Миелоидный лейкоз - опухолеподобное заболевание, характеризующееся чрезмерным развитием гранулоцитов крови.

Этиология

В большинстве случаев причина возникновения острого лейкоза остается неизвестной. Генетические факторы играют роль, так как выявлены случаи семейных случаев болезни, возможности заболевания лейкозом близнецов.

Предполагается, что развитие ОЛ, как и других опухолевых заболеваний, происходит при спонтанных мутациях здоровых клеток-предшественников и последующем воздействии факторов среды, что способствует злокачественной пролиферации. Вторичные аномалии приводят к увеличению продукции и накоплению бластных клеток в костном мозге и инфильтрации лимфатических узлов и паренхиматозных органов.

По некоторым теориям, одной из причин могут служить химические вещества, в частности, бензол, который способствует возникновению лейкоза в сочетании с эндогенными факторами.

Определенную роль могут играть химиотерапевтические средства, применяемые для лечения злокачественных новообразований.

Влияние на возникновение лейкозов ионизирующей радиации считается доказанным. На фоне повышения уровня ионизирующей радиации, испытаний ядерного оружия, техногенных катастроф стали появляться так называемые “радиационные” лейкозы. Они появляются у врачей-рентгенологов, пострадавших от атомных бомб, людей, в лечении которых использовались рентгеновское облучение и радиоизотопы.

Патогенез

В основе лежит первичная патология кроветворных клеток с нарушение процессов их дифференцировки и возникновения лейкозных клеток. Установлено, что первичная мутация возникает только в одной клетке-предшественнице, что утрачивает способность к нормальному созреванию. Из нее возникают клоны мутантной клетки. Прогрессирующий рост этих клеток приводит к поражению кроветворных органов и патологии нормального гемопоэза.

В классическом варианте развития злокачественных новообразований можно условно выделить два этапа. Первый - происходит формирование первичного опухолевого узла. Какое-то время аномальные клетки не обладают полной автономией и еще подчинены влиянию организма, хотя обладают устойчивостью к факторам иммунной системы пациента. Второй - происходит образование трансформированных клеток, которые обладают свойством неконтролируемо разрастаться в окружающие ткани (инвазия) и высокой вероятностью распространения за ее пределы (метастазирование). Наличие толерантности к иммунным факторам организма позволяет опухоли преодолевать в ходе инвазии и метастазирования защитные силы. [5]

Диагностика

1.Общий анализ крови - анемия, тромбоцитопения, ретикулоцитопения, появление бластов. Характерен феномен “провала” - отсутствие промежуточных форм между бластами и зрелыми клетками.

2.Анализ пунктата костного мозга (миелограмма) - обязательное исследование для постановления диагноза - содержание бластов в костном мозге является решающим признаком в диагностике заболевания. Количество бластов составляет от 25% до тотального замещения костного мозга опухолью. [2]

3.Трепанобиопсия подвздошной кости проводится в случаях, когда миелограмма не позволяет достоверно поставить диагноз острого лейкоза.

4.Цитохимические и генетические исследования, позволяющие выявить принадлежность клеток к определенной линии дифференцировки, а также выявить состояние хромосомного аппарата - количество хромосом и их структурные изменения.

5.Биохимический анализ крови;

6.Другие исследования: УЗИ, МРТ, люмбальная пункция, рентгенологические.

Клиническая картина

Клиническая картина обусловлена степенью инфильтрации костного мозга бластами и распространением процесса около спинного мозга.

В течении заболевания выделяют несколько периодов:

Манифестация

Ремиссия

Рецидивы

Предлейкозный период протекает малосимптомно и. как правило, не диагностируется. Могут быть беспричинные подъему температуры, слабость, снижение аппетита. В редких случаях в анализе крови обнаруживаются анемия, тромбоцитопения.

Варианты течения начального периода острого лейкоза:

1.Острое начало. Наблюдается примерно у половины пациентов. Характеризуется слабостью, быстрой утомляемостью, болями в животе, при глотании, в суставах, интоксикацией. Такие симптомы обычно трактуются как ОРВИ, ангину, ревматизм и воспалительные заболевания ЖКТ.

2.Начало с выраженными геморрагическими проявлениями.

3.Медленное начало с неспецифической симптоматикой: нарастающие слабость, нарушение работоспособности, умеренными геморрагическими проявлениями, незначительным увеличением лимфоузлов, болями в мышцах, костях, суставах.

4.Бессимптомное. Наблюдается в 5% случаев. Самочувствие пациентов удовлетворительное, общее состояние не нарушено, значительных изменений не наблюдается. Заболевание выявляется при случайном исследования периферической крови.

Острый период у большинства детей имеет бурное начало и характеризуется полиморфизмом симптомов.

Наиболее яркими являются симптомы общей интоксикации, снижение массы тела, боли в костях и суставах, что обусловлены лейкозной инфильтрацией надкостницы, костной ткани и суставов.

Большинство симптомов острого лейкоза отражает патологию нормального кроветворения и прорастание опухолевых клеток в органы и ткани (кожу, слизистые рта, спинной и головной мозг). Клиника представлена геморрагическим, анемическим и токсическими синдромами.

Анемический. Бледность кожных покровов, утомляемость, слабость, головокружение, одышка и тахикардия. Часто родители поздно замечают эти симптомы, списывая состояние ребенка на переутомление в школе, высокие нагрузки и недостаточном нахождении ребенка на свежем воздухе.

Геморрагический. Причина - тромбоцитопения. Может быть представлен проявлениями на коже (петехии, гематомы) и различными кровотечениями (кишечное, носовое, с поверхности десен). Этот синдром часто бывает проявление ДВС-синдрома.

Вследствие снижения уровня гранулоцитов (иммунодефицитного состояния) часто развиваются инфекции, вызванные сапрофитами полости рта, кожи, кишечника. Лихорадка вследствие самого лейкоза отличается от инфекционно-воспалительной длительностью (более 2 недель), отсутствием положительной терапевтической реакции на антибактериальную терапию, стойкой нормализацией температуры при программном лечении лейкоза цитостатиками. [2]

Лимфатические узлы у большинства пациентов безболезненные, не спаяны с кожей, небольших размеров.

Костно-суставной синдром: боли в костях (чаще трубчатых) и позвоночнике. На рентгенограмме - деструктивные изменения костей, явления остеопороза.

Экстрамедуллярные опухолевые поражения (локализующиеся около спинного мозга, не прорастающие внутрь его). Часто проявляются экзофтальмом и гингивитом. Иногда встречается поражение глотки, лицевого нерва, миндалины.

Поражение ЦНС (нейролейкемия). Происходит развитие лейкозной инфильтрации в оболочках и веществе головного и спинного мозга, нервных стволах, нервных ганглиях.
Наиболее часто выступает как осложнение ОЛЛ у детей младше 15 лет.
Первый путь метастазирования - из костей черепа, позвоночника на твердую оболочку черепно-мозговых и спинальных нервов. Второй - из сосудов мягкой мозговой оболочки в цереброспинальную жидкость и вещество мозга.
А) Менингеальная форма: головная боль, тошнота, рвота, светобоязнь, положительные менингеальные симптомы.
Б) Энцефалитическая форма: нарушение сна, головные боли,заторможенность, возможны парезы, моторная афазия.
Встречается у 12-18% больных и резко ухудшает прогноз.

Поражение внутренних органов: лейкозная инфильтрация кишечника (самое грозное осложнение - некротизирующий энтероколит), почек, легких, сердца, глаз (боль, слезотечение, снижение остроты зрения), кожи (плотные, слегка выступающие образования различного цвета, иногда это узелковые образования. Могут сопровождаться зудом).

В терминальной стадии лейкозы наиболее характерны общие симптомы, обусловленные необратимыми поражениями в жизненно важных органах и системах. Пациенты адинамичны, сонливы, иногда апатия сменяется возбуждением, возникают бред и галлюцинации. Дети неохотно идут на контакт, может появиться агрессивное поведение. У всех детей наблюдается резкое ухудшение аппетита, отказ от пищи, рвота, нарастающее истощение.

В клинике ОЛЛ по сравнению с ОМЛ характерна большая выраженность внекостных поражений.

Ранние симптомы: слабость, недомогание, боли в костях/суставах, потеря массы тела, бледность.

Геморрагический синдром связан как с тромбоцитопенией, так и с внутрисосудистым тромбозом. Проявляется петехиями, кровоточивостью десен, экхимозами, кровотечениями из ЖКТ.

Лейкемическая инфильтрация и опухолевое увеличение объема костного мозга поражает суставы, костную ткань и надкостницу, особенно бедренной и большеберцовых костей, может быть вовлечен позвоночник.

Безболезненное увеличение лимфоузлов, а также печени и селезенки.

Редкие изменения: наличие безболезненных плотных синюшных инфильтративных элементов (лейкемид),некротические поражения кожи и слизистых ротовой полости и кишечника.

Возможно вовлечение в процесс ЦНС, легких, глаз, половых органов.

На фоне современной полихимиотерапии в большинстве случаев наступает ремиссия - исчезновение клинических проявлений под влиянием полихимиотерапии сроком минимум 1 месяц, а также нормализации показателей миелограммы и периферической крови. Выздоровлением считается стойкая ремиссия длительностью не менее 5 лет.

Рецидив заболевания - возврат к активной стадии лейкоза после ремиссии вследствие выхода из-под контроля проводимой противорецидивной и поддерживающей терапии остаточных лейкозных клеток. Могут происходить спустя 6, даже 10 лет. Наблюдаются в 15-20% случаев. [6]

Лечение

Лечение в первую очередь направлено на максимальное уничтожение лейкозных клеток, в результате чего наступает ремиссия. Наиболее эффективна химиотерапия, предусматривающая использование комплекса цитостатиков, избирательно действующих на лейкозные клетки.

Противолейкозные препараты делятся на несколько групп: антиметаболиты, алкалоиды растений, ферментные препараты, противоопухолевые антибиотики, гормоны.

Также используется дозированная лучевая терапия для торможения выработки бластных клеток.

Трансплантация стволовых клеток - действенный метод, способствующий восстановления функционирования костного мозга. Проводится аутологичным способом (забор клеток осуществляется у пациента в периоды ремиссии) и аллогенным (от доноров-родственников).

Новые методы лечения превратили ОЛ из заболевания, требующего интенсивной терапии в хроническое заболевание, которое в большинстве случаев можно успешно вести в течение десятилетий с потенциальной возможностью прекращения лечения у некоторых пациентов.

Общее время лечения - около 24 месяцев.

Противорецидивные мероприятия

Цель - закрепление результатов лечения, устранение остаточной симптоматики, снижение вероятность рецидивов заболевания.

Примерно у половины детей с ОМЛ заболевание рецидивирует, причем 75% рецидивов выявляется в течение первого года после начала терапии, 15% - в течение 2 года, 10% - после 2 лет.

Для противорецидивной терапии применяются те же препараты, но в меньших дозах.

Осложнения

Специфические, связанные с приемами цитостатиков: нейротоксичность, кардиотоксичность, аллергические реакции, поражения печени, поджелудочной железы.

Неспецифические, делятся на инфекционные и неинфекционные. Неинфекционные осложнения объединяют термином “цитостатическая болезнь” (угнетение нормального кроветворения, поражения ЖКТ, в особенность ротовой полости, поражения печени, сердца, легких, нервной системы, а также повышенный риск развития злокачественных новообразований.

Диспансерное наблюдение

ОАК проводится 1 раз в неделю до окончания поддерживающей терапии, после - 1 раз в месяц. Биохимический анализ крови - 1 раз в три месяца. Пункция костного мозга и люмбальная пункция проводятся только при подозрении на рецидив заболевания. Гематолог, проводивший лечение, осматривает ребенка 1 раз в три месяца после окончания поддерживающей терапии.

Ребенок освобождается от занятий физкультурой, профилактических прививок. Следует оберегать пациента от психологических травм, физических нагрузок, переохлаждений. Учеба в школе не противопоказана, но лучше подходит домашнее обучение, так как в школе высок риск заразиться ОРВИ и другими инфекциями в периоды эпидемий.

Все дети, страдающие лейкозом, наблюдаются в диспансере у гематолога 5 лет после достижения ремиссии, у педиатра - до совершеннолетия и перехода во взрослую сеть.

Прогноз

ОМЛ у детей имеетне такой благоприятный прогноз, как ОЛЛ. Он протекает тяжелее и хуже поддается лечению.

1.2. Сестринский уход за детьми, страдающими лейкозом

Организация работы

Особенности работы медицинской сестры в детской онкологии и гематологии требуют определенной квалификации и специальной подготовки. Функциональные обязанности процедурной и палатной медицинской сестры онкологических и гематологических отделений отражают эти особенности. В них предусмотрено проведение инфузионного лечения — трансфузии, химиотерапия. Важны умение работать с центральными и периферическими венозными катетерами, владение навыками ухода за больными с грибковыми, вирусными и бактериальными инфекциями, геморрагическими осложнениями, в том числе в стерильных условиях.

Работа сестринского персонала в онкологических и гематологических отделениях организована в соответствии с общими нормами и правилами, регулирующими деятельность медицинских сестер. В основном они направлены на обеспечение санитарно-эпидемического режима. Специальных нормативных документов для медицинских сестер детской онкологии и гематологии не существует.

При остром лейкозе пациента помещают в стационар с отделением онкогематологии.

В связи с иммунодефицитными состояниями, возникающими и как следствие самой болезни, так и вследствие проводимого лечения, ребенка изолируют в отдельную палату и обеспечивают лечебно-охранительный режим, включающий ограничение посещений родственников.

Также для профилактики инфекционных осложнений персонал обязан строго соблюдать санитарно-гигиенические требования:

Регулярные смены белья;

Гигиенические процедуры, в том числе для лиц, ухаживающих за ребенком;

Сведение контактов с посторонними людьми к минимуму;

Важно сохранение целостности кожных покровов и слизистых:

Чистка зубом проводится мягкими зубными щетками;

Полоскание ротовой полости антисептическими растворами;

Любые поврежденные участки кожи должны обрабатываться антисептиками.

Для своевременного выявления осложнений (как инфекционных, так и токсических) медперсонал ведет контроль: пульса, артериального давления, частоты дыхательных движений, температуры тела, показателей крови.

Прием цитостатиков часто осложняется развитием тошноты и рвоты. В таком случае необходимо осуществлять пациенту помощь при рвоте, а по назначению врача давать противорвотные препараты.

Деонтологические аспекты

Медицинские работники в работе с больными детьми должны в первую очередь выстроить доверительные отношения с ребенком и его родителями. Для ребенка необходима чуткость в общении, стремление понять его переживания, проблемы, поэтому терпеливое эмпатическое общение благотворно влияет на психику ребенка, создает благоприятный фон для настроя на борьбу с заболеванием и выздоровление.

Диетотерапия

Пациентам рекомендуется высококалорийная диета с количеством белка в 1,5 раза больше по сравнению с возрастной нормой, обогащенная витаминами и минеральными веществами.

Питание пациентов имеет ряд особенностей: в меню не должно содержаться продуктов, содержащих большое количество тугоплавких жиров (баранина, говядина), продукты, содержащие кофеин, должны быть ограничены в связи с уменьшением усвоения железа, также стоит ограничивать продукты, содержащие ацетилсалициловую кислоту (клюква, какао, инжир, чеснок и специи).

Пища должна содержать железо, цинк, кальций (крупы, морепродукты, бобовые, грибы), витамины С (смородина, капуста, шиповник, облепиха), Е (растительные масла, орехи), А (томаты, сельдерей, нежирные мяса и рыба).

Меню ребенка должно быть калорийным, легкоусвояемым, витаминизированным. В связи с возможной тошнотой кормить следует маленькими порциями, часто, пища не должна быть грубой. Также стоит предлагать ребенку только свежеприготовленные блюда.

Сестринская помощь при проведении химиотерапии

Наиболее важный момент при работе медсестры при проведении химиотерапии - введение химиотерапевтических препаратов, а также уход за катетерами, участие в профилактике осложнений, образовательная работа с пациентом и его родственниками.

Медицинская сестра должна уметь объяснить пациенту ход и цель химиотерапии, побочные явления и возможные осложнения.

Тошнота и рвота. Следует объяснить, что в случае возникновения этих симптомов, назначаются противорвотные препараты. Что может спровоцировать? Обильная, острая или жирная пища, кофеин, физическая нагрузка, неприятные звуки или запахи.

Потеря аппетита и веса. Потеря аппетита начинается обычно в день проведения процедуры и заканчивается ко второму дню. В таком случае нужно есть чаще и больше в периоды между курсами, когда самочувствие улучшается.

Потеря волос. Наступает, как правило, после 2-3 недели после начала курса. Медсестра должна заранее подготовить пациента и его родителей: посоветовать приобрести головные уборы, парик. Волосяной покров восстанавливается спустя 3-6 месяцев после завершения химиотерапии.

Стоматиты. Для облегчения ухода за ротовой полости вместо растворов антисептиков могут применяться специальные средства, как, например, палочки “Паговит”, которые проще и удобнее в использовании.

Другие возможные осложнения: тромбоцитопении, нейтропении, артралгии, лейкопении.

Выводы по 1 главе:

Таким образом, в первой главе были рассмотрены этиология и патогенез острого лейкоза, а также выявлены цели сестринского ухода за пациентами.

Острый лейкоз - злокачественные опухолевые заболевания системы крови, первично поражающие костный мозг.

Этиология острого лейкоза достоверно неизвестна, но выделены предрасполагающие факторы: ионизирующее излучение, химиотерапия, некоторые химические агенты, наследственная предрасположенность.

Проявления: анемический, геморрагический, гиперпластический, болевой, интоксикационный и иммунодефицитный синдромы.

Цель сестринского ухода - помощь в достижении ремиссии, уход при осложнениях лечения, предложение рекомендаций по уходу и питанию пациентов, создание благоприятной психологической атмосферы.

Глава 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТОВ, СТРАДАЮЩИХ ЛЕЙКОЗОМ

2.1 Методы и методики исследования

В соответствии с целями данной работы были выбраны методы исследования: анкетирование и опрос родителей пациентов. Также были использованы анализ литературных источников, дедукция и анализ полученных статистических данных.

На основании анализа соответствующей литературы и бесед с медицинским персоналом были разработаны анкеты для родственников пациентов и опросный лист .

В анкете и опросе, помимо половозрастной характеристики, были включены вопросы о наследственной предрасположенности развития лейкоза, возможности воздействия экзогенных мутагенов на родителей ребенка.

В ходе исследования упор был сделан на поиск наиболее важной проблемы пациента с точки зрения его родителей, а также на оценку удовлетворенности родителями участия медицинских сестер в ходе лечения ребенка.

Метод дедукции позволит выявить среди множества проблем пациента приоритетные.

На основании обработки полученных данных были составлены рекомендации по уходу за ребенком.

2.2 Результаты опроса родителей детей, страдающих лейкозом

Целью анкетирования было выявление наиболее приоритетных проблем ребенка, а также степень удовлетворенности родителей сестринским уходом. Цель опроса заключалась в выявлении наследственного фактора развития заболевания, оценки готовности следовать рекомендациям медицинских работников и рассмотрении проблем, с которыми столкнулись родители в ходе взаимодействия с персоналом.

В исследовании согласилось принять участие 7 человек. 5 из них - женщины. Преимущественно женщины занимаются здоровьем детей, что подтвердилось и в данном случае.

Большинство опрашиваемых - люди в возрасте 30-35 лет. Возрастная структура представлена на рисунке 1 (рис.1).

Рисунок 1. Возрастная структура респондентов

Касаемо уровня образования, подавляющее большинство респондентов имеют высшее образование (рис. 2), что косвенно может говорить о достаточном уровне интеллекта, чтобы адекватно оценивать состояние ребенка, характер заболевания, а также грамотно выполнять все рекомендации медицинских работников по лечению и уходу за ребенком.

Рисунок 2. Распределение респондентов по уровню образования

Результаты вопроса о степени занятости респондентов (рис.3) позволяют сделать вывод, что большая часть родителей не работают с момента выявления заболевания у ребенка, находятся в отпуске по уходу за ребенком и, как следствие, располагают важным ресурсом - временем - для полноценного и всестороннего ухода за ребенком в процессе лечения.

Рисунок 3. Распределение респондентов по уровню занятости

Стоит отметить, что 100% респондентов отрицают наличие подобных заболеваний в семье и наличие профессиональных вредностей на работе.

Большинство пациентов - дети в возрасте от 3 до 4 лет (рис.4), что подтверждает статистический факт о пике заболеваемости с 2 до 5 лет. [9]

Рисунок 4. Возраст пациентов

71,4% - мальчики, 28,6% - девочки, что также соответствует данным, приводимым в специализированной литературе. [2]

Лечение лейкоза достаточно длительное. Ребенок порой пребывает в стационаре около года, что не может не сказаться на его психическом состоянии.

Большинство детей находится в стационаре 3-4 месяца с момента постановки диагноза (66,7%).
Среди симптомов начала заболевания, по мнению респондентов, отмечаются следующие: боль 60%, упадок сил 40% и часто переносимые инфекционные заболевания 40% , 20% повышение температуры и 20% появление рвоты (рис.5).

Рисунок 5. Симптомы начала заболевания

Очень важно учить ребенка и его родственников оценивать боль по шкале в 10 баллов. Терпеть боль не имеет никакого смысла, поэтому лучше всего сообщать медицинскому персоналу о нестерпимых болях сразу же.

В разгар заболеваний родителей больше всего беспокоит общая слабость, вялость ребенка, а также возникающие кровотечения (рис.6).

 

Рисунок 6. Распределение значимости симптомов с точки зрения респондентов

Все пациенты получают лечение химиотерапевтическими препаратами, которое, к сожалению, вызывает серьезные побочные явления. В 8 вопросе анкеты были предложены варианты ответов на вопрос о наиболее важных с точки зрения родителей осложнений лечения. Больше всего родителей волнует тошнота и общая слабость ребенка (рис.7).

Рисунок 7. Распределение значимости осложнений лечения

В ходе исследования было выяснено, что родители хорошо оценивают сестринский уход за ребенком. Особенно отмечены были помощь при тошноте (83%), лихорадке (44%), на следующем месте - психологическая поддержка и помощь при боли (33%).

Также респонденты отметили доброжелательное, внимательное отношение медицинских работников и строгое выполнение ими всех назначений врача, что несомненно влияет на терапевтический процесс.

Среди недостатков медицинского обслуживания большинство респондентов (60%) отметило большую занятость как врачей, так и медицинских сестер. Значит, медицинской сестре нужно планировать свои обязанности так, чтобы на каждого пациента приходилось достаточное количество внимания, поэтому организованность и умение планировать свою деятельность - обязательные качества при выборе кандидата на должность медицинской сестры отделения онкогематологии.

В ходе опроса респондентам было предложено сформулировать, на что стоит сделать больший акцент в уходе за ребенком. Наибольшее значение придавалось помощи после проведения курсов терапии 37,5%, а именно ее осложнений. Большое значение придавалось психологической поддержке пациентов персоналом: как самими медицинскими работниками, так и путем приглашения специалистов 12,5% (рис.8).

Рисунок 8. Пожелания респондентов по уходу за ребенком

Необходимо объяснять родителям, что после окончания лечения ребенку потребуется реабилитация. Длительная изоляция, отсутствие общения со сверстниками 25% (рис.8) , коррекция режима и диеты и изменение внешности могут вызвать серьезные психолого-социальные проблемы ребенка.

Задача реабилитации - решить эти проблемы путем постепенного возвращения ребенка к нормальной жизни. Помочь в этом смогут психолого-социальные службы.

После лучевой терапии стоит быть осторожнее с длительными поездками или прогулками - кожа ребенка становится еще более чувствительна к действию прямых солнечных лучей, это стоит учесть при выборе одежды. Также нельзя забывать про головной убор.

Не лишним будет вести в домашних условиях дневник, где регулярно записываются показатели измерения артериального давления, пульса. Регулярные измерения помогут контролировать состояние ребенка.

Стоит напоминать родителям об обязательном соблюдении правил гигиены. Регулярные уборки, избегание появления в общественных местах, обработка пищи, ротовой полости. Оградить ребенка от бытового травматизма поможет создание безопасной среды. Стоит избегать даже самых незначительных ран, например, при активных играх.

Итак, в ходе исследования выяснилось, что главные проблемы детей, страдающих лейкозом, заключаются в (табл.1):

Болевом, астеновегетативном и геморрагическим синдромах.

Осложнениях лечения химиотерапевтическими препаратами (тошнота, слабость).

Возраст пациентов предполагает еще большее внимание к симптомам и состоянию ребенка.

Большинство родителей с момента постановки диагноза находятся в отпуске по уходу за ребенком, а значит, смогут обеспечить круглосуточное наблюдение за ребенком, находящегося также под наблюдением персонала.

Большая часть родителей принимают и выполняют все рекомендации медицинских работников, связанные как с лечением, так и с уходом за ребенком, в том числе и в домашних условиях.

Респонденты просят медицинских сестер обращать больше внимания на обучение уходу за ребенком. Также они сочли необходимым приглашать специалистов-психологов для индивидуальной работы с семьями.

Медицинская сестра - важное звено в терапевтическом процессе, начиная от диагностики, заканчивая непосредственным лечением пациента. От квалификации, навыков работы с “непростыми” пациентами зависит очень многое.

Уход за пациентом должен быть приоритетным направлением деятельности среднего медицинского персонала. Медицинская сестра помогает при любых проблемах пациента: боль, тошнота, слабость и тд. Грамотный подход к своим обязанностям может предотвратить ряд осложнений, например присоединению вторичной инфекции из-за нарушений правил санитарно-противоэпидемического режима (табл.1).

Таблица 1.

Методы решения проблем пациента

Проблемы пациента

Способы решения

Общая слабость

Обеспечить комфортные условия в палате

Осуществлять помощь при удовлетворении естественных жизненных потребностей

Сопровождать ребенка

Обеспечить достаточный сон и лечебно-охранительный режим

Тошнота и рвота

Осуществлять помощь при рвоте

По назначению врача вводить противорвотные препараты

Объяснить пациенту и его родственникам о возможных провоцирующих факторах

Оградить ребенка от сильных запахов, громких звуков

Продолжение Таблица 1.

Методы решения проблем пациента

Проблемы пациента

Способы решения

Кровотечения

Создать безопасную среду в палате и на отделении

По назначению врача применять гемостатические средства

Контролировать пульс, артериальное давление, регулярно осматривать кожные покровы ребенка

Потеря аппетита

В соответствии с назначенной диетой обеспечить разнообразное меню

Кормить маленькими порциями, но часто

Предлагать достаточное количество жидкости

Применять игровые элементы при кормлении ребенка

Работа медицинской сестры в отделениях онкогематологии очень специфична и подразумевает под собой, помимо непосредственного выполнения назначений врача, работу пациентом и семьей в целом. Необходимо выстроить в каждом отдельном случае доверительные отношения как с самим ребенком, так и его родителями, что бывает крайне проблематично ввиду специфики заболевания. От связи между медицинским работником и пациентом, его родственником зависит ход лечения и выздоровления. Таким образом, сострадательное, терпимое отношение станет хорошей почвой для настроя на скорейшее выздоровление.

В качестве дополнительного метода психологической работы с детьми может служить сказкотерапия. Основной ее особенностью является мягкость и эффективность. Сказкотерапия позволит ребенку осознать собственные страхи, переживания. Задача медицинского работника или родителей заключается в том, чтобы подобрать или создать сказку в соответствии с ситуацией, в которой находится ребенок. Если удачно подобрать сказку, ребенок запоминает ее послание и следует полученному сценарию.

При создании сказки нужно учитывать некоторые моменты:

Герой должен быть похож на ребенка характером, поведением, возрастом или полом;

Обстоятельства, в которые попадает герой, должны быть схожи с реальной ситуаций пациента;

Описать проблемы героя, подобные переживаемым ребенком;

В поисках выхода из проблем, наметить варианты решений, показать ситуацию под разным углами;

Проговорить выход из проблем вместе с ребенком.

При проведении сказкотерапии нужно не читать с листа, а рассказывать историю. Очень важны настоящие чувства рассказчика.

Совместная работа пациента и терапевта позволяет раскрыться ребенку, явить те чувства и страхи, которые в обычной ситуации не отражаются в поведении.

Вторым этапов терапии может быть рисование сказки. Таким образом он может выплеснуть на бумагу свои тревоги. Первое время, как правило, в рисунках будут преобладать темные тона, а характер картин будет мрачный. Но по мере продолжения работы рисунок будет становится все ярче и позитивнее, отражая психическое состояние ребенка.

Несмотря на разнообразие методик проведения терапии, цель ее остается неизменной - поддержать ребенка, участвовать в его жизни, помочь почувствовать себя хотя бы немного счастливее.

Выводы по 2 главе:

Анализируя теоретические источники и статистические данные, полученные в ходе исследования, можно сделать вывод, что роль медицинской сестры в помощи детям, страдающим лейкозом, заключается в следующем:

Выявление проблем пациента и его родственников с самого начала заболевания;

Помощь в решении этих проблем на всех этапах лечения;

Непосредственное участие в проведении лечения;

Осуществление консультирования родителей ребенка по вопросам ухода;

Создание доверительных отношений с ребенком и его родителями, залог успешного лечения.

Оказание психологической поддержки;

Работа с другими специалистами для достижения наибольшего терапевтического эффекта.

Заключение

В настоящее время гематологические заболевания, в том числе лейкозы, являются одной из значимых причин смертности как взрослого, так и детского населения всего мира. В последнее время отмечается рост детской онкологической заболеваемости, в том числе и острым лейкозом, частота которого достигает 5 на 100 000 населения. Пик заболеваемости - 2-5 лет

Роль сестринского персонала в осуществление ухода за больными детьми трудно переоценить: от профессионального выполнения действий по уходу зависит снижение риска осложнений, повышение шансов ребенка на выздоровление и создание подходящей для этого психологической обстановки.

В первой главе мы выяснили этиологию и патогенез лейкоза. Лейкоз - одно из заболеваний, которые ярко демонстрируют важность особого ухода за пациентом, в том числе и психологического. Ведь исход заболевания напрямую зависит от квалифицированных действий медицинских работников. Рассмотрели особенности сестринского ухода за детьми, страдающими лейкозом. Таким образом, первой главе были рассмотрены теоретические аспекты заболевания, примерные схемы лечения, а в заключение была рассмотрена роль медицинской сестры в нем.

Так как заболевание считается тяжелым, во второй главе исследовании упор был сделан на приоритетные проблемы пациентов. Методы исследования - анкетирование родственников пациентов. Основные проблемы пациентов: боль, тошнота рвота, кровотечения, общая слабость. Также респондентам было предложено указать, на что сделать акцент в уходе за детьми. Полученные данные были проанализированы и выводы по ним были представлены во второй главе работы.

В ходе написания работы задачи были достигнуты. Цель работы - обосновать значение работы медицинской сестры по уходу за детьми, страдающими лейкозом - достигнута. Гипотеза, а именно мысль о том, что для полноценного ухода за пациентами необходимо решать каждую проблему, в том числе и с другими специалистами, подтверждена.

Лейкоз у детей - актуальная проблема современной педиатрии, требующая всестороннего изучения и решения. Несмотря на относительно низкую встречаемость, лейкоз является серьезным заболеванием, серьезно ухудшающим качество жизни детей и их родителей. От своевременной диагностики, правильности лечения и должного качества ухода напрямую зависит жизнь и состояние ребенка.

Данная работа может считаться практически значимой, поскольку содержит памятку для родителей, которая, исходя из пожеланий респондентов, будет полезна как родителям пациентов, так и медицинским сестрам, не имевшим опыт работы с детьми с подобными заболеваниями.

Выводы:

В ходе работы были:

Обоснована роль медицинской сестры при уходе за детьми, страдающими лейкозом;

Подтверждена гипотеза;

Изучены теоретические материалы, выявлены проблемы пациента и его родственников, охарактеризована работы медицинской сестры онкогематологии, составлены рекомендации по уходу за ребенком.

Был дан ответ на поставленный проблемный вопрос.

Список сокращений

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ОЛ - Острый лейкоз

ОМЛ - острый миелобластный лейкоз

ОЛЛ - острый лимфобластный лейкоз

ОАК- общий анализ крови

ДВС-синдром - Диссеминированное внутрисосудистое свёртывание

ЖКТ - Желудочно-кишечный тракт

Список использованных источников

Бейн Б. Хронические миелоидные лейкозы. Атлас-справочник. / Б. Дж. Бейн, Э. Матутес. - Изд. Гранат, 2014, 58 с.

Булатов В.П. Гематология детского возраста: учебное пособие для студентов / В.П. Булатов, И.Н. Черезова, Т.П. Макарова. - М., КГМУ, 2006, 167 с.

Волкова С.А. Основы клинической гематологии. Учебное пособие. / С.А. Волкова, Н.Н. Боровков. — Н. Новгород: Издательство Нижегородской гос. медицинской академии, 2013. — 400 с.

Карачунский А.И. Лечение острого лимфобластного лейкоза у детей: современные возможности и нерешенные проблемы. /Литвинов Д.В., Румянцева Ю.В., Карачунский А.И. - Педиатрия Онкогематология № 10 (111), 2015, 68 с.

Кузник Б.И. Клиническая гематология детского возраста: учеб. пособие / Кузник Б.И., Максимова О.Г. - М., Вузовская книга, 2015. - 496 с.

Менткевич Г.Л. Лейкозы у детей. / Г.Л. Менткевич, С.Я. Маякова. - М., Практическая медицина, 2013. - 384 с.

Румянцев А.Г. Клинические рекомендации. Детская гематология. / под ред. А.Г. Румянцева, А.А. Масчана, Е.В. Жуковской - М. :, 2015. - 656 с.

Румянцев А.Г. Сестринский уход в детской гематологии и онкологии. Практическое руководство для медицинских сестер. / А.Г.Румянцев, Р.Е. Самочатова. - М.: Литтерра, 2016. - 208 с.

Румянцев А.Г. Гематология/онкология детского возраста. / А.Г. Румянцев, Е.В. Самочатова. - М.: ИД МЕДПРАКТИКА-М, 2014. - 792 с.

Цветкова Л.К. Обязанности медсестры, связанные с химиотерапией. / Научно-практический журнал “Медицинская сестра”, 2015.

Просмотров работы: 5801