Целью исследовательской работы является изучение эффективности использования телемедицины в практике медицинских сестер.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
Краткая характеристика развития телекоммуникации и электронной информационной технологии в Республике Саха (Якутия).
Проведение образовательных семинаров на рабочем месте для среднего медицинского персонала.
Анализ оценки слушателей о достоинствах дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, телемедицина, современное здравоохранение.
Аннотация: В статье рассмотрены основные определения дистанционного обучения . Особенности развития электронного здравоохранения. А также представлены результаты исследования, раскрывающие основные проблемы внедрения и использования ИКТ (Информационно-коммуникационной технологии) в сфере деятельности среднего медицинского персонала.
В современных условиях сестринское дело рассматривается как важнейшая составная часть системы здравоохранения. Если врачебная практика имеет дело с профилактикой, диагностикой и лечением болезней, то такой широкий спектр деятельности как общий уход, пропаганда здорового образа жизни, профилактика болезней, скрининг, симптоматический и паллиативный уход, психосоциальная помощь традиционно относят к сестринскому делу. Долгое время многие воспринимали сестринский уход как "домашнее прислуживание", "деятельность, не подлежащую оплате", или "женскую работу, которую может выполнять кто угодно".
Высококвалифицированные медицинские сестры - это профессионалы с высоким уровнем образования. Расширение возможностей для медицинских сестер открывает новые горизонты, облегчает доступ пациентов к сестринскому уходу с увеличением их удовлетворенности, оказываемой медицинской помощью. Без качественного сестринского ухода не может быть качественной медицинской помощи, что особенно на Крайнем Севере [2].
Республика Саха (Якутия) является самым крупным регионом Российской Федерации. Кроме того, Якутия - самая большая административно-территориальная единица в мире. Территория Якутии находится в 3 часовых поясах. При этом население Якутии меньше 1 млн. человек. Плотность населения в республике одна из самых низких по России (0,3). Природно-климатические условия характеризуются как экстремальные: более 40% территории находится за полярным кругом, где проживают всего 7% населения, в том числе представители коренных малочисленных народов Севера, ведущие традиционный кочевой образ жизни.
Более 91% территории республики находится в зоне сезонного транспортного обслуживания. 25 районов из 34 не имеют надёжной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. Из 629 населённых пунктов 50% составляют малонаселенные, 44% - труднодоступные.
Бюджет республики ежегодно затрачивают более миллиарда рублей на оказание медицинской помощи санитарной авиацией [3].
В таких сложных социально-экономических условиях развитие информационно-телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения способствует повышению доступности и качества оказания медицинской помощи населению Крайнего Севера. Внедрение системы электронной медицинской карты в сфере здравоохранения позволило сократить количество посещений пациентами медицинских организаций для получения справок, рецептов и иных документов, увеличить вовлеченность граждан в лечебно-диагностический процесс, сократить врачебное время на непрофильную деятельность, обеспечить врача всей необходимой информацией о состоянии здоровья пациента, предоставляемых ему медицинских услугах, а также осуществлять дистанционное взаимодействие посредством телемедицинских технологий [1].
Телемедицина – особая отрасль современного здравоохранения, объединившая в себе самые современные достижения медицины (визуализация), информатики (компьютерные сети), инженерии (персональные компьютеры), кибернетики, биофизики, математики и прочих наук. Развитие информационных компьютерных и телекоммуникационных технологий позволило открыть новые грани в совместном лечении пациентов с самыми различными заболеваниями. С помощью телемедицины возле постели больного оказываются не только лечащий врач и консультанты местной больницы, но и весь «коллективный разум» врачей нашей планеты. Становится возможным немедленно использовать клинический опыт и знания консультанта, отделенного от постели больного тысячами километров, оказать специализированную и квалифицированную помощь пациенту где бы он не находился – в больнице, дома, на поле боя, в лесу, на морском корабле и т.д.
Республика Саха (Якутия) в числе первых 4 из 89 регионов России начала внедрение телемедицины. С 1999 г. инициативной группой специалистов Национального центра медицины в г. Якутск началась работа по изучению мирового опыта развития телемедицины, были обоснованы факторы и предпосылки создания телемедицины в республике.
Особый скачок во внедрении телемедицинской коммуникации в клиническую практику связано с реализацией международного проекта «Создание научно-образовательной среды по технологии удаленного присутствия и использование в медицинском образовании и практике Север-Север» (Совместный проект факультета высшего сестринского образования Медицинского института СВФУ, Россия – Колледжа сестринского образования Университета Саскачеван, Канада). В результате совместных работ по реализации данного проекта в ГБУ РС (Я) «РБ № 2-ЦЭМП» было приобретено 2 робота RP-Vantage (Intouch Health) технологии удаленного присутствия.
ГБУ РС (Я) «РБ № 2-ЦЭМП» является клинической базой и социальным партнером для медицинских образовательных учреждений нашей республики. В целях совершенствования высшего сестринского образования и сестринской деятельности в практике было подписано Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности между двумя сторонами это ГБУ РС (Я) «РБ №2-ЦЭМП» и ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».
С использованием технологии удаленного присутствия с 2015 года в «РБ №2-ЦЭМП» проводятся совместные образовательные семинары на рабочем месте для среднего медицинского персонала с Отделением непрерывного образования и развития медицинских сестер Колледжа сестринского дела Университета Саскачеван. Целью проекта было освоение средним медицинским персоналом новых передовых зарубежных методов ухода за больными, повышение уровня теоретических и практических знаний, и обмен опытом.
В период 2015-2017 года с использованием технологии удаленного присутствия проведены обучения среднего медицинского персонала Мегино-Кангаласского и Намской ЦРБ по темам:
«Современные тенденции в развитии стерилизационного оборудования и материала стерилизации»;
«Укладывание пациента при травмах шейного и верхнего грудного отделов позвонка»;
«Стандарт пролежни. Уход, профилактика и лечение пролежней реанимационных больных»;
«Уход и реабилитация за пациентами с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Работа мультидисциплинарной бригады»;
«Ожоговое отделение. Отморожения»;
«Специфика работы медицинской сестры в кардиореанимации. Кардиомониторное наблюдение пациентов»;
«Алгоритм кормления через зонд пациентов младшим медицинским персоналом по уходу за больными»;
«Уход за трахеостомической трубкой».
Аудитория слушателей находилась в актовом зале ЦРБ, а преподаватель в РБ№2-ЦЭМП. Всего слушателей было 72 человека.
После проведенных мероприятий с использованием технологии удаленного присутствия было оценено мнение слушателей о достоинствах дистанционного обучения. В Мегино-Кангаласской ЦРБ удовлетворены семинарами через устройство удаленного присутствия все респонденты 34 (100%), в Намском ЦРБ удовлетворены 38 (92,7%), не удовлетворены 3 (7,3%).
По опроса все слушатели отметили следующие позитивные моменты визуального дистанционного обучения в режиме «on-line»:
Обучение происходит без отрыва от рабочего процесса, персонал не отвлекается на продолжительные учебные мероприятия, он повышает квалификацию на рабочем месте и в отведенное для этого время.
Много опыта от коллег из другой клиники;
Интересно смотреть в реальности, общение, задавать и получать ответы на наши вопросы;
Четкий график семинаров, заранее знаешь дату и время, темы очень интересные и разные;
Сравнили условия труда и работы медицинских сестер в других больницах;
Удобство, не занимает много времени, экономия.
Доступность и гибкость. Дистанционное образование для многих медицинских сестер оказывается более доступным. Это же позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью.
Возможность экономить и самостоятельно планировать свое время. Медицинская сестра сама определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным материалам, пропускать некоторые разделы и т.д., делая упор на обучение в удобное время.
Психологический комфорт. При дистанционном обучении снимается вопрос субъективности оценивания, а также психологическое воздействие, обусловленное влиянием группы или успеваемостью слушателя по другим предметам.
Широкий набор инструментов для дистанционного обучения (от электронных курсов дистанционного обучения до общения с реальным преподавателем на вебинаре) делает обучение интересным и разнообразным.
Постоянный визуальный контроль над обучающимися, который для слушателя является мощным побудительным стимулом.
Также были выявлены недостатки в дистанционном обучении по мнению наших респондентов:
Иногда нечеткий звук, плохая видимость – 17 (23,6%);
Плохой интернет, плохая связь – 31 (43%);
Короткая продолжительность обучения – 6 (8,3%);
В начальных этапах дистанционного обучения у слушателя возникает необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологического настроя – 38 (52,7%).
Практические рекомендации:
Обеспечение доступа в интернет в отдаленных районах Республики Саха (Якутия). Данная проблема может быть решена с помощью распространения оптоволокна, ADSL-подключения, спутниковой связи и т.д.
Достаточное финансирование развития и внедрения телемедицины на территории Республика Саха (Якутия).
Внедрение телемедицины на общую практику (платных телемедицинских услуг), с установленной тарификацией.
Заключение
Таким образом, распространение скоростного доступа в Интернет, развитие мультимедиа-технологий делает визуальное дистанционное обучение в режиме «on-line» полноценным и интересным. Его можно признать более эффективным, чем традиционное, поскольку визуальная информация более яркая, динамичная и запоминающаяся. Большой объем учебного материала легко усваивается благодаря мультимедиа.
Список использованной литературы:
В.С. Новиков, Н.В. Шершунова, Тенденции развития виртуальных форм обслуживания на рынке медицинских услуг Краснодарского края // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2015. – №1. – С.1.
Становление высшего сестринского образования в Республике Саха (Якутия), Н.С. Дьячковский, Медицинская сестра. - 2011. - № 3. - С.2.
Т.Е. Дьячковская, Анализ развития телемедицинских услуг в Республике Саха (Якутия), Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник». – 2018. – № 4 (часть 5 ).