УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кроитору С.Ю. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический универстет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Преобразования в системе дошкольного образования, изменение социокультурных приоритетов в подходах к образованию детей дошкольного возраста с введением Федерального государственного образовательного стандарта требуют от педагога ДОО переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой, инновационной педагогической деятельности, которая нашла свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связи дошкольных образовательных организаций с наукой, обращении к мировому педагогическому опыту, в реализации системно-деятельностного подхода к образованию детей дошкольного возраста.

Инновационные стратегии дошкольной образовательной организации — это меры и пути совершенствования образовательной системы, проявляющиеся:

— в разработке концепции развития и саморазвития образовательной системы ДОО;

— в обновлении содержания дошкольного образования;

— в изменении или разработке новых методик, методов, педагогических технологий обучения, воспитания и развития личности ребенка-дошкольника;

— в совершенствовании организационных форм обучения, воспитания и развития личности и коллектива детей в ДОО;

— в совершенствовании управления и самоуправления дошкольного образовательного учреждения;

— во внедрении в образовательный процесс ДОО как отечественного, так и зарубежного передового педагогического опыта [6].

Готовность педагога к инновационной деятельности становится также востребованной в связи с изменениями, происходящими внутри системы образования, в частности, развития потенциала личности педагога требует реализация приоритетного национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации образования, реализация современной модели образования.

Потенциал любой образовательной системы, как правило, определяется ее ресурсами и возможностями их эффективного использования. Так как речь идет об инновационном потенциале, то отметим, что в специализированной литературе понятие «инновация» изначально строилось на двух основаниях - результате и процессе. Инновация, понимаемая как процесс, означает наличие стадий, в смене которых происходит движение от зарождения идеи до разработки готового продукта, реализуемого на рынке (П. Майерс), т.е. инновация - процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое выражение (Б. Твисс), а широкое распространение инновации означает ее восприятие и индивидуальным, и общественным сознанием. Таким образом, как форма выражения потребности и средство решения различных задач инновации являются важнейшим механизмом развития человека и общества. Наряду с понятиями «инновация», «инновационный процесс» широко употребляется и понятие «инновационная деятельность». Укажем, вслед за В. С. Лазаревым и Б. П. Мартиросяном [3], что инновационная деятельность - это целенаправленное введение новшеств (нововведений) в педагогическую систему с целью повышения качества образования.

На основании вышеизложенного делаем вывод о том, что инновационный потенциал образовательной организации - это ресурсы, необходимые и достаточные для внедрения в педагогическую систему нововведений, обеспечивающих повышение качества образования.

В образовательной системе можно выделить различные виды ресурсов: кадровые, организационные, методические, информационные, материальные, финансовые и т.п. Использование различных видов ресурсов определяется связями и отношениями структурных элементов системы.

Основными элементами образовательной системы любого уровня являются субъекты образовательного процесса.

Эпоха инновационного развития общества не может не предъявлять специфические требования к личности профессионально действующего человека. Следовательно, выбрав стратегию перемен и вне зависимости от того, какой уровень и характер носят предстоящие изменения, управленец должен понимать, что их эффективность будет определяться готовностью сотрудников, в данном случае, педагогов, принять и воплотить цели на практике. Значит, его усилия должны быть направлены на формирование этих способностей.

Представляется, что инновационным ресурсом, а именно источником накопления потенциала инноваций, является прогресс человеческих способностей, наличие субъекта, с одной стороны, способного развивать свои способности, с другой -проектировать будущее и его созидать. Очевидно также и то, что именно сфера образования может обеспечить, в силу своего предназначения, становление реальных и потенциальных субъектов инновационного развития общества.

Поэтому необходимым условием осуществления инновационной деятельности образовательного учреждения является целенаправленная работа, обеспечивающая готовность субъекта (в нашем случае педагога) к осуществлению инновационной деятельности. Актуальность этого подтверждают в своей работе Г И. Герасимов, Л. В. Илюхина [1], которые справедливо отмечают, что «... инновация - это целенаправленная реализация того потенциала, который заключен в творчестве личности. Специфика инновации как деятельности порождает определенный тип личности».

Системный подход требует учёта влияния инновационного потенциала образовательной среды региона, дающей возможность реализовать потенциал индивидуальных и коллективных субъектов образования. Среда становится образовательной тогда, когда субъект превращает ситуацию в образовательную для себя и для окружающего его педагогического коллектива. Поэтому одна и та же среда может быть образовательной для одного и абсолютно нейтральной для другого. Согласимся с Н. Ф. Ильиной в том, что инновационный потенциал лучше реализуется там, где нет жёсткого контроля над творческими проявлениями [2].

В связи с этим необходимо при оценке инновационного потенциала выделить факторы, являющиеся барьерами для его развития. Таковыми могут быть: когнитивные, временные, социальные. Проблемное поле инноватики составляет также методика оценивания инновационного потенциала, к совокупности инструментов которой отнесём следующие: рейтинговый подход; методика исследования сложных динамических систем, к которым относятся и социально-экономические системы; метод экспертных оценок и статистические методы [5,7].

Для оценки многофакторной модели инновационного потенциала учреждения наиболее применим такой метод, который позволит учесть недостаточность данных, используемых при оценке, и вероятность ошибок экспертов. Именно поэтому нечетко-множественный подход наиболее приемлем в этой ситуации, так как позволяет экспертам мыслить категориями, соотнесенными с конкретными числовыми интервалами (метод так называемых «лингвистических переменных»). При этом взаимосвязь потенциала инноваций и качества педагогического образования невозможно оценивать без учёта факторов управления качеством образования. В. П. Панасюк, выстраивая систему сбалансированных показателей, отражающих модель управления качеством образования, выделяет показатели: процессуальные; результирующие; системно-управленческие; средово- инструментальные; ресурсные; развития [4]. Важно разработать такой механизм оценивания потенциала инноваций, который мог бы помочь прогнозировать влияние развития инновационного потенциала на качество образования.

Для активного развития инновационного потенциала работников необходимо сформулировать условия реализации программы, включающие в себя вовлечение работников в процесс развития, условия, обеспечивающие развитие, а также препятствующие ему.

Формирование инновационного потенциала персонала предложено рассматривать как элемент системы управления персоналом. Показано, что проблема формирования инновационного потенциала персонала является сложной и многоуровневой; выявлены четыре условия, при которых обеспечивается высокий уровень инновационного потенциала персонала:

1) известны и выполняются требования на выходе системы к персоналу, который участвует в проведении инновации;

2) «вход» системы обладает высокими качествами, то есть персонал с хорошей предварительной подготовкой и соответствующим набором ключевых компетенций;

3) внешняя среда способствует нормальному протеканию процессов в системе;

4) организационно-технический уровень системы может перерабатывать качественный «вход» системы в качественный «выход».

Каждый из перечисленных элементов в известном смысле предопределяет возможности достижения целей системы. На качество формирования инновационного потенциала персонала, получаемого на «выходе», может повлиять любой из 4-х элементов, не обеспечивающий требуемого уровня качества. Поэтому функционирование каждого элемента требует финансовых средств, которые в условиях инноваций также часто являются ограничивающим фактором [8].

Таким образом, предлагаемые подходы к управлению инновационным потенциалом персонала, в том числе основанные на экономико-математическом моделировании, направлены на создание инновационно активной организации в контексте динамичного развития. Исследованная проблема имеет научное, так и практическое значение. Представленные в работе концептуальные и методологические подходы по управлению инновационным потенциалом персонала во взаимосвязи с цикличным развитием являются перспективными, так как могут быть использованы при разработке инновационной стратегии развития образовательных организаций, определении основных траекторий развития персонала и оптимизации затрат на их обучение в условиях внедрения прогрессивных методов управления.

Список литературы

Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. 136 с.3

Ильина Н. Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 53-56.33

Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. 2003. № 3. С. 17-25.2

Панасюк В. П., Романкова И. В. Современные тенденции стандартизации качества профессионального обучения // Человек и образование. - 2012. - № 2. - С. 22-26.6

Санжапов Б. Х., Копылов А. В., Копылов Д. А. Классификация методов оценки инновационного потенциала предприятия // Интернет-вестник ВолгГАСУ. - 2012. - № 7. (Сер. Строительная информатика) [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.vgasu. ru/?source=4&articleno=911 (дата обращения 20.04.2013).9

Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — М. : Магистр, 1997 31

Цапенко М. В. Количественные способы оценки инновационного потенциала региона // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва (национального исследовательского университета). - 2011. -№ 4. - С. 145-156.11

Яковлев Б. П., Жукова В. Ф. Управление инновационными процессами в системе образования: компетентность и потенциал руководителя // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: www.science-education.ru/102- 5631(дата обращения 17.02.2017).22

Просмотров работы: 18