Транспортные техникумы и школы в 1920-1930-е годы - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Транспортные техникумы и школы в 1920-1930-е годы

Гуреев Н.Р. 1
1Российский университет транспорта (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В первые годы Советской власти остро ощущалась нехватка специалистов со среднетехническим образованием. Профессиональные школы, готовившие такие кадры, были открыты в 1917—1922 гг. на базе бывших технических железнодорожных училищ. При Петроградском институте инженеров путей сообщения профессиональную школу создали в 1918 г. Институт выделил для неё помещение и необходимое оборудование. Лекции читали учёные вуза В. Е. Тимонов, Г. Д. Дубелир, В. О. Вя­земский и другие. В числе учащихся были дорожные мастера, старшие рабочие, конторщики, трудившиеся в подразделениях Петроградского округа путей сообщения. В 1919 г. состоялся первый выпуск техников, и среди них находился И. К. Матросов, ставший впоследствии известным изобретателем автоматических тормозов подвижного состава.

Начиная с 1920 г., многие училища и профессиональные школы были переименованы в техникумы. Число учебных заведений, готовивших техников, возросло к 1921 г. до 71. Их воспитанники трудились главным образом на восстанавливаемых объектах железных дорог. Так, в 1921 г. отряд учащихся Киевской электротехнической школы под руководством Николая Островского строил узкоколейную железную дорогу от места лесозаготовок до станции Бо­ярка . Драматические события, развернувшиеся на этой стройке, нашли отражение в романе «Как закалялась сталь».

К середине 20-х годов были пересмотрены содержание и программы подготовки специалистов среднего звена. Помимо общеобразовательных дисциплин изучались предметы, относящиеся непосредственно к специальности. В учебные планы были также включены такие предметы, как «История путей сообщения» и «Начала железнодорожного права».

В первой пятилетке сеть техникумов значительно расширилась. В 1932 г. их стало уже 135. На 100 инженеров железнодорожного транспорта приходилось 73 техника. В 1940 г. было подготовлено 3085 специалистов со среднетехническим образованием. В годы предвоенных пятилеток особое внимание уделялось развитию железнодорожных техникумов в союзных республиках. Такие учебные заведения появились в Алма-Ате, Ташкенте, Бресте, Львове, Актюбинске, Самарканде.

Всего в предвоенный год на стальных магистралях работало 18,6 тыс. инженеров и техников, однако всё ещё ощущался недостаток в высококвалифицированных кадрах (табл. 20.1).

Железнодорожные профессиональные и общеобразовательные школы. Целенаправленная подготовка квалифицированных рабочих для транспорта в широких масштабах началась с 1921 г., когда были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). НКПС был заинтересован в повышении квалификации кадров массовых профессий и поэтому считал, что «…все железнодорожные рабочие и служащие должны пройти через курсы, классы, школы в течение, желательно, не более трёх лет…».

Трудно было осваивать рабочие профессии молодёжи, не имевшей знаний даже в объёме начальной школы и пришедшей трудиться на объекты железнодорожного транспорта с периферии. Количество неграмотных, например, на Самаро-Златоустовской дороге в 1924 г. составляло 70 %. Для такой категории рабочих устраивались школы ликвидации неграмотности, занятия в которых проходили в вечернее время. Для выпускников этих школ открывался путь к поступлению в школы ФЗУ и на различные профессиональные курсы.

С 1918 г. руководство образованием на транспорте, как и в других отраслях, находилось в ведении Народного комиссариата просвещения, что не позволяло в полной мере учесть специфику железнодорожного дела и требовало дополнительное время на подготовку кадров непосредственно на транспортных объектах. Количество школ ФЗУ и профессиональных курсов не удовлетворяло запросы дорог — в 1923 г. было всего лишь 29 школ ФЗУ.

В связи с развитием железнодорожного транспорта в первой пятилетке и передачей в ведение НКПС транспортных вузов, а также многих техникумов, ФЗУ, курсов и общеобразовательных школ сеть учебных заведений на транспорте резко возросла. В 1928 г. уже функционировало 173 железнодорожные школы и 277 курсов повышения квалификации. Продолжительность обучения в школах ФЗУ составляла вначале 3 года, затем, для ускорения выпуска, — 2 года. Число учащихся школ ФЗУ и курсов возросло с 21 тыс. человек до 124 тыс. Всего в конце первой пятилетки к 1932 г. было выпущено для железных дорог около 55 тыс. квалифицированных рабочих.

Во второй пятилетке, когда окрепла материально-техническая база страны, появились новые возможности решения вопросов кадровой политики. Расходы на все виды подготовки кадров массовых профессий железных дорог увеличились вдвое и составляли более 800 млн руб. На транспорте в эти годы происходили качественные изменения в технике: вводилась электрическая тяга, механизировались производственные процессы, появились новые профессии — машинистов электровозов, тепловозов, машинистов путевых машин и т. д. Это потребовало подготовки кадров по новым профессиям, повышения технической квалификации большого числа железнодорожников и притока рабочей силы для существующих и строящихся линий. Из сельских местностей по договорам направлялись работать на железные дороги тысячи юношей и девушек. Они составляли значительный процент среди работников железных дорог. Только на Приволжской дороге бывшие сельские жители составили почти 28 %, а в целом по сети — около 8 % от общего числа работников массовых профессий.

Взятый в то время курс — «Кадры решают всё!» — способствовал совершенствованию форм и методов подготовки специалистов. Были созданы технические школы с трёхгодичном сроком обучения профессиям машинистов, диспетчеров, дорожных мастеров и другим. В 1933 г. ввели обязательный технический минимум для работников железнодорожного транспорта по 48 ведущим специальностям, а в 1934 г. техминимумом было охвачено уже около 300 тыс. рабочих. Обучение производилась как непосредственно на рабочих местах, так и с отрывом от производства.

Началась перестройка учебного процесса и в школах ФЗУ, он стал носить ярко выраженный профессиональный характер — на производственное обучение отводилось 80 % бюджета времени. Общий срок учёбы в школах ФЗУ сократился до полугода, число учащихся в 1934 г. составило 60 тыс. человек.

Новая государственная система трудовых резервов, созданная в 1940 г., придала профессиональной подготовке рабочих кадров новый импульс. За этот год было выпущено более 72 тыс. квалифицированных работников основных профессий для железнодорожного транспорта.

Просмотров работы: 9