Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации, условия труда – это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека [1].
Важность удовлетворенности условиями труда персонала неоспорима, поскольку именно персонал является главным ресурсом организации, который обеспечивает достижение ее целей и решение задач. Персонал — это люди, как правило, обладающие разными возможностями и способностями, которые они применяют в сфере трудовой деятельности. На сегодняшний день основной целью управления кадрами является грамотное сочетание обучения персонала, трудовой мотивации и повышение квалификации [2, c. 416].
Управление персоналом включает следующие функции, тесно связанные с обеспечением достойных условий труда:
развитие и обучение персонала;
подбор сотрудников;
адаптация персонала на рабочем месте;
организация труда;
оперативная оценка эффективности работы сотрудников;
оплата и мотивация персонала [3, c. 224].
При этом нельзя забывать о создании социально-психологически комфортных условий работы в коллективе.
Рассмотрим проблему удовлетворенности условиями труда персонала на примере учителей физической культуры средних общеобразовательных школ (СОШ) и тренеров-преподавателей спортивных школ олимпийского резерва (СШОР). Исследование проводилось в декабре 2019 года методом анкетирования, в котором приняли участие 54 респондента, имеющие стаж работы не менее двух лет учителем физической культуры в средней школе или тренером-преподавателем в спортивной школе.
На поставленный в анкете вопрос нужно было выбрать не более трех вариантов ответа. Результаты анкетирования сведены в таблицу.
Таблица - Причины, препятствующие продуктивной работе тренера-преподавателя и учителя
Категории причинных факторов |
Тренер-преподаватель спортивной школы |
Учитель физической культуры СОШ |
Недостаточное финансовое обеспечение спортивной деятельности: не выделение средств на учебно-тренировочные сборы, соревнования, спортивную форму, экипировку и т.п. |
82 |
- |
Субъективизм в аппарате чиновников, связанном со спортом (в федерациях по видам спорта и пр.) |
73,8 |
- |
Малая зарплата, неэффективное материальное стимулирование (денежные надбавки, доплаты, премии и пр.) |
58,3 |
71,5 |
Слабая материально-техническая база: недостаточное оснащение современным, исправным инвентарем, наличие устаревшего инвентаря, либо вообще отсутствие нужного инвентаря и пр. |
37,5 |
78,2 |
Плохие условия труда: не соблюдение санитарно-гигиенических норм в спортивном помещении, плохая вентиляция, кондиционирование, нет психолога, комнаты психологической разгрузки, мало специализированных спортивных залов и пр. |
35,4 |
38,3 |
Недостаточная реклама, пропаганда в средствах массовой информации вида спорта |
13,5 |
- |
Отсутствие менеджера в организации, который бы занимался поиском и «удержанием» спонсоров, урегулированием организационных вопросов, касающихся учебно-тренировочных сборов и соревнований |
15,2 |
- |
Тяжелый психологический климат в коллективе |
65 |
70 |
преобладание авторитарного стиля управления, командно-административных методов управления персоналом над демократическими |
27 |
30 |
отсутствие полной прозрачности финансирования и взаимопонимания среди коллег |
23 |
20 |
непонимание сути происходящих событий |
9 |
10 |
отсутствие сплоченности в коллективе: |
11 |
10 |
Много методической (бумажной) работы, на которую в запланированной нагрузке не выделяются часы |
55,5 |
50,5 |
Мало возможностей для карьерного роста |
- |
12,5 |
Мало возможностей для проявления творческих способностей и внедрения новшеств (инноваций, своих идей) |
- |
7,5 |
Результаты анкетирования тренеров-преподавателей по видам спорта свидетельствуют, что одной из первых причин, препятствующих продуктивной работе тренеру является «недостаточное финансовое обеспечение спортивной деятельности (не выделение средств на учебно-тренировочные сборы, соревнования, спортивную форму, экипировку и т.п.), этот вариант ответа выбрали 82% респондентов-работников СШОР. Слабую материально-техническую базу отметили и 78,2% учителей физической культуры СОШ и 37,5% тренеров-преподавателей СШОР.
Также 73,8% тренеров СШОР раздражены нарушением этических норм, которые наблюдаются как со стороны выше стоящих спортивных организаций, так и внутри коллектива.
В общеобразовательных школах 71,5% опрошенных в числе причин отмечают «маленькую зарплату, неэффективное материальное стимулирование (денежные надбавки, доплаты, премии и пр.)». Этот же фактор выделили 58,3% тренеров-преподавателей СШОР.
Полученные результаты исследования позволяют сформулировать концептуальные предложения, способствующие эффективной трудовой деятельности тренера-преподавателя спортивной школы и учителя физической культуры средней школы, которые заключаются в увеличении финансирования на проведение учебно-тренировочных сборов и соревнований, спортивную форму (экипировку) и закупку современного оборудования.
В нормативно-правовой базе следует пересмотреть методы материального стимулирования тренера-преподавателя спортивной школы и учителя физической культуры средней школы.
Необходимо в рамках повышения квалификации для руководящих работников углубленное изучение знаний по курсу «Управление персоналом в образовательных и физкультурно-спортивных организациях», что, на наш взгляд будет способствовать улучшению психологического климата в коллективах.
Также заметна востребованность внедрения в деятельность СШОР современных сервисных технологий как совокупности методов, осуществляемых в процессе производства услуг, направленных на создание бытового, информационного и психологического комфорта сотрудников и учащихся; рекламную деятельность и клиентоориентированность спортивной организации; сплочение коллективов.
Литература
Статья 209 Трудового Кодекса Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/78f36e7afa535cf23e1e865a0f38cd3d230eecf0/ (дата обращения 15.01.2020)
Андреева И.Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента. — СПб: БХВ-Петербург, 2012. — 416 с.
Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М.: Академия, 2010. — 224 с.