ОБ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОБ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Черных А.В. 1, Голубева Т.Б. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант заочной формы обучения
2ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации, условия труда – это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека [1].

Важность удовлетворенности условиями труда персонала неоспорима, поскольку именно персонал является главным ресурсом организации, который обеспечивает достижение ее целей и решение задач. Персонал — это люди, как правило, обладающие разными возможностями и способностями, которые они применяют в сфере трудовой деятельности. На сегодняшний день основной целью управления кадрами является грамотное сочетание обучения персонала, трудовой мотивации и повышение квалификации [2, c. 416].

Управление персоналом включает следующие функции, тесно связанные с обеспечением достойных условий труда:

развитие и обучение персонала;

подбор сотрудников;

адаптация персонала на рабочем месте;

организация труда;

оперативная оценка эффективности работы сотрудников;

оплата и мотивация персонала [3, c. 224].

При этом нельзя забывать о создании социально-психологически комфортных условий работы в коллективе.

Рассмотрим проблему удовлетворенности условиями труда персонала на примере учителей физической культуры средних общеобразовательных школ (СОШ) и тренеров-преподавателей спортивных школ олимпийского резерва (СШОР). Исследование проводилось в декабре 2019 года методом анкетирования, в котором приняли участие 54 респондента, имеющие стаж работы не менее двух лет учителем физической культуры в средней школе или тренером-преподавателем в спортивной школе.

На поставленный в анкете вопрос нужно было выбрать не более трех вариантов ответа. Результаты анкетирования сведены в таблицу.

Таблица - Причины, препятствующие продуктивной работе тренера-преподавателя и учителя

Категории причинных факторов

Тренер-преподаватель спортивной школы

Учитель физической культуры СОШ

Недостаточное финансовое обеспечение спортивной деятельности: не выделение средств на учебно-тренировочные сборы, соревнования, спортивную форму, экипировку и т.п.

82

-

Субъективизм в аппарате чиновников, связанном со спортом (в федерациях по видам спорта и пр.)

73,8

-

Малая зарплата, неэффективное материальное стимулирование (денежные надбавки, доплаты, премии и пр.)

58,3

71,5

Слабая материально-техническая база: недостаточное оснащение современным, исправным инвентарем, наличие устаревшего инвентаря, либо вообще отсутствие нужного инвентаря и пр.

37,5

78,2

Плохие условия труда: не соблюдение санитарно-гигиенических норм в спортивном помещении, плохая вентиляция, кондиционирование, нет психолога, комнаты психологической разгрузки, мало специализированных спортивных залов и пр.

35,4

38,3

Недостаточная реклама, пропаганда в средствах массовой информации вида спорта

13,5

-

Отсутствие менеджера в организации, который бы занимался поиском и «удержанием» спонсоров, урегулированием организационных вопросов, касающихся учебно-тренировочных сборов и соревнований

15,2

-

Тяжелый психологический климат в коллективе
В том числе:

65

70

преобладание авторитарного стиля управления, командно-административных методов управления персоналом над демократическими

27

30

отсутствие полной прозрачности финансирования и взаимопонимания среди коллег

23

20

непонимание сути происходящих событий

9

10

отсутствие сплоченности в коллективе:

11

10

Много методической (бумажной) работы, на которую в запланированной нагрузке не выделяются часы

55,5

50,5

Мало возможностей для карьерного роста

-

12,5

Мало возможностей для проявления творческих способностей и внедрения новшеств (инноваций, своих идей)

-

7,5

Результаты анкетирования тренеров-преподавателей по видам спорта свидетельствуют, что одной из первых причин, препятствующих продуктивной работе тренеру является «недостаточное финансовое обеспечение спортивной деятельности (не выделение средств на учебно-тренировочные сборы, соревнования, спортивную форму, экипировку и т.п.), этот вариант ответа выбрали 82% респондентов-работников СШОР. Слабую материально-техническую базу отметили и 78,2% учителей физической культуры СОШ и 37,5% тренеров-преподавателей СШОР.

Также 73,8% тренеров СШОР раздражены нарушением этических норм, которые наблюдаются как со стороны выше стоящих спортивных организаций, так и внутри коллектива.

В общеобразовательных школах 71,5% опрошенных в числе причин отмечают «маленькую зарплату, неэффективное материальное стимулирование (денежные надбавки, доплаты, премии и пр.)». Этот же фактор выделили 58,3% тренеров-преподавателей СШОР.

Полученные результаты исследования позволяют сформулировать концептуальные предложения, способствующие эффективной трудовой деятельности тренера-преподавателя спортивной школы и учителя физической культуры средней школы, которые заключаются в увеличении финансирования на проведение учебно-тренировочных сборов и соревнований, спортивную форму (экипировку) и закупку современного оборудования.

В нормативно-правовой базе следует пересмотреть методы материального стимулирования тренера-преподавателя спортивной школы и учителя физической культуры средней школы.

Необходимо в рамках повышения квалификации для руководящих работников углубленное изучение знаний по курсу «Управление персоналом в образовательных и физкультурно-спортивных организациях», что, на наш взгляд будет способствовать улучшению психологического климата в коллективах.

Также заметна востребованность внедрения в деятельность СШОР современных сервисных технологий как совокупности методов, осуществляемых в процессе производства услуг, направленных на создание бытового, информационного и психологического комфорта сотрудников и учащихся; рекламную деятельность и клиентоориентированность спортивной организации; сплочение коллективов.

Литература

Статья 209 Трудового Кодекса Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/78f36e7afa535cf23e1e865a0f38cd3d230eecf0/ (дата обращения 15.01.2020)

Андреева И.Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента. — СПб: БХВ-Петербург, 2012. — 416 с.

Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М.: Академия, 2010. — 224 с.

Просмотров работы: 25