Развитие и популяризация велосипеда как средства передвижения, досуга и спорта является в последние десятилетия мировым и европейским трендом социальных инициатив и программ [1]. Это явление наблюдается в настоящее время и в России. Активное развитие велодвижения в России, предполагает проведение комплекса мероприятий в городах и населенных пунктах, где жители активно стремятся передвигаться на велосипедах, выбирают этот вид активности в качестве семейного досуга. Тем не менее, в развитии велодвижения и массового велоспорта существует ряд проблем, связанных с неразвитой инфраструктурой для велопоездок, недостаточным количеством массовых мероприятий для любителей, недостаточным уровнем велокультуры населения [4].
Основным направлением развития велосипедного спорта в нашей стране можно считать развитие системы спортивных школ и клубов, обеспечение подготовки резерва сборных команд России по велоспорту на базе региональных и межрегиональных центров и клубов [4].
На данный момент по данным статистической отчетности [5 - 6], динамика роста численности занимающихся спортом в РФ и Свердловской области представлена в табл.1.
Таблица 1
Динамика роста численности занимающихся велоспортом
в РФ и Свердловской области в период 2014-2018 г.г.
Год |
Численность занимающихся в РФ (человек) |
Численность занимающихся в Свердловской области (человек) |
2014 |
82829 |
3020 |
2015 |
102281 |
3230 |
2016 |
109756 |
3197 |
2017 |
119292 |
2987 |
2018 |
130247 |
4907 |
Исходя из данных таблицы численность организованно занимающихся велоспортом в РФ с 2014 г. по 2018 г. выросла на 57,2%, в Свердловской области этот показательно вырос на 62,4%. Эти данные говорят о том, что рост численности занимающихся велоспортом в Свердловской области превышает общероссийский уровень более чем на 5%.
Проведение массовых мероприятий, связанных с велодвижением, активно распространяется в России, и лидирующую позицию в инициативах и их реализации занимает Москва. В Москве в настоящее время проводится большое количество мероприятий, связанных велоактивностью, в программу которых входит не только преодоление маршрутов, но и анимационные мероприятия, привлекающие зрителей, повышающие привлекательность мероприятия для широкого круга потребителей, а также повышающие коммерческую выгоду организаторов [2 - 3].
Тенденции развития массового велоспорта распространяются сегодня и в Екатеринбурге. Целью исследования было проанализировать массовые мероприятия по велоспорту как форму досуга населения в городе Екатеринбурге.
В настоящие время в Екатеринбурге существует несколько организаций, развивающих велоспорт как форму активного досуга: Региональная общественная организация «Федерация спортивного туризма Свердловской области», Межрегиональная общественная организация «Вело-город», любительский спортивный клуб «ProBike».
В Екатеринбурге проводится ряд спортивно-массовых мероприятий по велоспорту, каждое из которых имеет свои цели и задачи. В табл. 2 приведен сравнительный анализ массовых веломероприятий, которые проходят в городе. Данные были собраны по материалам открытых информационных источников в сети Интернет.
Таблица 2
Сравнительный анализ массовых мероприятий по велоспорту,
проводимых в Екатеринбурге
Критерии сравнения |
Название мероприятия |
|||
Майская велопрогулка |
Веломагистраль |
Мисс Вело-город |
Большое летнее приключение |
|
Количество участников |
8000 |
5500-6000 |
1500 |
6000 |
Программа |
Маршруты по 18,36, 42, 50 км |
Маршруты по 40 и 80км |
Маршрут по улицам города, различные конкурсы |
Маршрут по 60 и 100 км |
Маршрут |
В городской черте (окраины города) |
В городской черте (центр города) |
В городской черте (центр города) |
В городской черте по улицам города и за городом |
Организатор |
Федерация спортивного туризма Свердловской области |
Межрегиональная общественная организация «Вело-город» |
Межрегиональная общественная организация «Вело-город» |
Спортивный клуб ProBike |
Месяц проведения |
май |
июнь |
август |
июль |
Целевая аудитория |
Дети с родителями, все желающие |
От 18 лет и старше |
Дети с родителями, любые желающие |
От 18 лет и старше |
Продолжи-тельность мероприятия |
Старт с 7:00 |
Старт с 8:00 |
Конкурс длится один месяц, а велофестиваль проводится в августе |
С 8:00 |
Каналы продвижения |
Соц сети, СМИ. |
Соц сети, СМИ. |
Соц сети, СМИ. |
Соц. сети |
Взнос за участие (руб) |
300 |
150 |
Бесплатно |
400 |
Доп. услуги |
Продажа еды и напитков, мойка и ремонт велосипедов |
Продукция спонсоров, услуги сервиса |
Продажа еды и напитков, туалеты, конкурсы, анимация |
Продажа еды и напитков, трансфер. |
Таким образом, сравнительный анализ массовых мероприятий по велоспорту, проводимых в городе Екатеринбурге показал, что самыми крупными мероприятиями по числу участников являются: «Майская прогулка», «Веломагистраль», «Большое летнее приключение». Численность участников этих проектов составляет от 5500 до 8000 человек. Общей чертой всех мероприятий является заданный маршрут определенной протяженности. Протяженность маршрута составляет от 18 до 100 км. Все мероприятия проводятся с мая по август. Стартовый взнос для участия варьируется от 100 до 400 рублей, лишь в одном из мероприятий участие является бесплатным. Начало мероприятий у всех почти в одно время, в первой половине дня. У каждого веломероприятия присутствуют дополнительные услуги, привлекающие зрителей и участников.
Одной из перспективных возможностей развития массового велоспорта в Екатеринбурге, на наш взгляд, является организация новых массовых мероприятий, имеющих оригинальные форматы, способные привлечь максимальное количество участников разного возраста, уровня и интересов. Перспективным представляется активное привлечение к организации мероприятий сетевых спортивных магазинов, торгующих велосипедами и сопутствующими товарами, которые смогут решать задачи продвижения своих товаров и услуг.
Серьезным препятствием для расширения количества массовых веломероприятий является необходимость перекрытия улиц для обеспечения безопасности участников, которая связана с большим количеством бюрократических процедур и вызывает недовольство значительного количества горожан, использующих автомобили.
Решить эту проблему можно путем вынесения места проведения мероприятия за пределы городской сети дорог, делая мероприятие более локальным. Участникам в этом случае можно предложить более разнообразные и меньшие по продолжительности активности. Веломероприятие может включать в себя, к примеру, велогонки на короткую дистанцию, а также семейные велоэстафеты. Новый формат способен дать возможность участникам любого уровня владения велосипедом, получить удовольствие, почувствовать себя в центре внимания, позволит собрать значительное количество зрителей и болельщиков.
Перспективными местами проведения для таких форматов мероприятий являются площадки на окраинах города, вблизи крупных торговых центров. Как правило, в таких торговых центрах находятся сетевые спортивные магазины, которые являются потенциальными партнерами веломероприятий, предлагающие покупателям велосипеды и велоинвентарь.
Следует отметить, что основными проблемами, препятствующими более активному развитию массового велоспорта в городе, являются:
недостаток велопарковок в городе;
слабая развитость инфраструктуры велодвижения;
отсутствие культуры водителей автомобилей по отношению к велосипедистам;
пренебрежение правилами дорожного движения со стороны участников велодвижения;
зависимость мероприятий от погодных условий;
необходимость перекрытия дорог.
По нашему мнению, развитие массового велоспорта в Екатеринбурге, целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
повышение заинтересованности городских органов управления;
привлечение меценатов и спонсоров к организации мероприятий;
совершенствование услуг велопроката, (необходимо сделать ее более доступной (велошеринг);
проведение дополнительных мероприятий в местах за пределами городской дорожной сети;
создание новых форматов мероприятий, предусматривающих большое разнообразие сопутствующих активностей, расширение контингента участников.
Библиографический список
PRESTO (популяризация велосипеда как общедоступного вида транспорта для ежедневных поездок) — проект европейской программы Intelligent Energy. Развитие и популяризация велосипедного транспорта // Rupprecht-consult. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rupprechtconsult.eu/uploads/tx_rupprecht/RU-PRESTO_Cycling_Policy_Guide_Infrastructure.pdf (Дата обращения 03.12.19)
Массовый заезд, фристайл-шоу и индийский театр: чем удивит весенний велофестиваль. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/55429073/ (Дата обращения 03.12.19)
Мосфестиваль. Программа велофестиваля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mosvelofest.ru/programma-festivalya/ (Дата обращения 09.12.19)
Программа развития велосипедного спорта Российской Федерации в 2010-2020 годах. Федерация велосипедного спорта России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fvsr.ru/images/pdf_federation/makarov_programma_FVSR.pdf (Дата обращения 15.12.19)
Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения №1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» за 2014-2018 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения 20.11.2019).
Статистические отчеты №1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» за 2014-2018 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://minsport.midural.ru/index.php/fiz_stat/index (дата обращения 20.11.2019).