Переход дошкольника в школьную образовательную среду – это переход в иное культурное пространство, в иную возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успеха этого перехода – задача объединения усилий работников детского сада и начальной школы.
Введение нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является главным шагом в обеспечении преемственности деятельности детского сада и школы. Внедрение утвержденных государством образовательных стандартов существенно способствует обеспечению преемственности и перспективам повышения качества образования в целом по системе.
Сегодня понятие непрерывности понимается как непрерывный процесс обучения и воспитания ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возраста. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базовое развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному развитию. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как в содержании обучения и воспитания, так и в приемах, методах формах работы.
Новые взгляды на воспитание, развитие и обучение детей, которые отражены во ФГОС ДО, требуют нового подхода к реализации преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника детского сада, у которого будут сформированы предпосылки для образовательной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих его этапах [7].
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» предполагает, что современный педагогический работник должен сочетать в себе педагога-технолога, новатора, организатора, тьютора, воспитателя, информатора, управленца, наставника, модератора, психолога, эксперта, консультанта и всё это в сочетании с заданными личностными качествами и активной гражданской позицией [6].
В связи с увеличением требований к профессиональной деятельности, расширением общественных функций педагога остро стоит вопрос о развитии компетентности педагогов детского сада в вопросах преемственности дошкольного и начального общего образования.
Следует отметить, что в педагогической литературе исследований по вопросу преемственности дошкольного и начального общего образования явно недостаточно. Некоторые теоретико-методологические аспекты этого вопроса изучены в работах Л.А.Венгера, Н.Ф.Виноградовой, В.В.Давыдова, В.Т.Кудрявцева, В.Я.Шульгина и др.
Неоценимый вклад в изучение вопроса перемственности внесли такие ученые, как Э.А.Баллер, И.И.Гончарова, Г.Е.Зборовский, Е.П.Лебедева, А.Н.Леонтьев, Е.Э.Смирнова, Н.Д.Сорокина, Л.В.Трубайчук, В.Н.Турченко, Ф.Р.Филлипов, В.Г.Харченко, В.Н.Шубкин и др.
Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую трактуется достаточно узко и, скорее декларируется, чем реализуется на практике. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что преемственность – это последовательность и сохранение целей, задач, методов, средств, форм обучения и воспитания. На современном этапе (в связи с введением ФГОС ДО и ФГОС НОО) произошел сдвиг в понимании готовности ребенка к школе с интеллектуальной личностной готовностью, которая определяется сформировавшейся «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). На первый план выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть осознанное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, основанное на уже приобретенных знаниях.
Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько иметь инструмент познания, сколько уметь сознательно им пользоваться. Новые взгляды на воспитание, развитие и обучение детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к реализации преемственности ДОО и школы, построения новой модели современного выпускника детского сада, у которого будут сформированы предпосылки для образовательной деятельности, которые обеспечивают успешность обучения на следующих этапах обучения [3].
В настоящее время существуют проблемы преемственности в содержании образования, в методологии воспитательной работы, в требованиях, предъявляемым к условиям воспитания детей.
Основной фигурой в решении проблем преемственности между смежными уровнями образования является педагог: в детском саду-воспитатель, в школе-учитель. Поэтому важной работой в системе методического сопровождения преемственности на этапе «детский сад-школа» является повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности дошкольного и начального образования [5].
Эффективность методического сопровождения достигается за счет создания целенаправленной системы методической работы, обеспечивающей непрерывное и всестороннее сопровождение.
Исследования показывают, что потребность в организации методического сопровождения остается актуальной, но возникает необходимость пересмотра содержания и форм деятельности педагогов по организации преемственности дошкольного и начального общего образования. Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОО – критический метод организации методической работы в образовательных учреждениях, позволяющий удовлетворить потребности педагогов в своевременном руководстве решением задач организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования.
Изучив труды ученых и нормативно-правовую базу по предмету исследования, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день вопросы методического сопровождения деятельности педагогов по организации преемственности дошкольного и начального общего образования в научно-методической литературе освещены недостаточно.
Этим и объясняются противоречия на разных уровнях исследования:
- на социально-педагогическом уровне исследуемая нами проблема обусловлена несоответствием между социальным заказом общества на формирование готовности детей к обучению в школе и недостаточной готовностью педагогов (дошкольного и начального общего образования) эффективно решать эту проблему в условиях обеспечения преемственности;
- на научно-теоретическом уровне актуальность исследуемой проблемы связана с недостаточной разработанностью теоретико-методологических вопросов, отражающих основ процесса преемственности ДОО и школы;
- на научно-методическом уровне это определяется необходимостью разработки методического сопровождения деятельности педагогов по организации преемственности дошкольного и начального общего образования.
Сотрудничество между детским садом и школой осуществляется по 3 основным направлениям:
- методическая работа с преподавателями (ознакомление с требованиями ФГОС ДО к выпускнику, обсуждение критериев «профиль выпускника», поиск решений, изучение и обмен образовательными технологиями, методами, используемыми педагогами);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование по вопросам современного развития детей для успешного обучения).
Конкретизировав понятие «методическое сопровождение деятельности педагогов по организации преемственности дошкольного и начального общего образования», мы пришли к выводу, что данное понятие включает специально организованное системное взаимодействие старшего воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения типовых задач, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального жизненного опыта. Сущность методического сопровождения деятельности педагогов по организации преемственности дошкольного и начального общего образования заключается в систематической коллективной и индивидуальной деятельности педагогов, направленной на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства в реализации преемственности дошкольного и начального общего образования [2].
Таким образом, мы рассмотрели актуальность проблемы преемственности деятельности детского сада и школы к подготовке будущего школьника, а также необходимость методического сопровождения деятельности педагогов образовательных организаций в решении данного вопроса.
Список литературы
Абибулаева Е.А. Сущность методического обеспечения деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений //Молодой ученый.-2018 год. - №12. – с.142-145. URL https://moluch.ru/archive/198/48795/ (дaтa oбpaщeния 13.01.2020).
Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова. – М.:Аэрисс-прес,2008.-192с.
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основы преемственности дошкольного и начального школьного этапов // Вопр.курс обучения. 2017 год. №1. С.3-18.
Дошкольное образование в ХХI веке // Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международном участием. Уфа, 26 апреля 2013года. – Уфа:Изд-во БГПУ.М.Акмуллы, 213. – 574 с.
Леушина А.М. О путях создания преемстенности программ обучения детей в детском саду и начальной школе // Личность, образование и общество в России в начале ХХI века: СБ.науч. тр. – 001 год. – 45с.
Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред.Кол.: Е.А.Пахомова, А.В.Чепкасов, О.Г.Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1.-288с.
Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».