Интерактивные методы преподавания обществознанию - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Интерактивные методы преподавания обществознанию

Кашапова Р.М. 1
1БГПУ им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Модернизация образования, углубление и усложнение содержания гуманитарного образования в общеобразовательной школе настоятельно требуют от учителей-практиков применения инновационных методов работы: активных, нестандартных, развивающих вовлеченность учеников в процесс обучения и увлеченность им. Одним из инновационных направлений в деятельности педагогов является применение и совершенствование интерактивных методов.

Интерактивным методам обучения в современной педагогической науке и организации процесса обучения отводится невероятно большая роль, поскольку, их использование предполагает совместную активную учебную деятельность, поскольку в ходе использования преподавателем интерактивных методов обучения происходит процесс учебно-педагогического взаимодействия и передача некого социального опыта, что, в свою очередь, приводит к развитию навыков коммуникации и выработки у учащихся умений относительно собственного адекватного поведения, например, в конфликтной ситуации.

Само слово «интерактивный» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать») предполагает само наличие взаимодействия, нахождения в режиме какого-либо диалога и беседы, причем не только с учителем, но и с другими обучающимися.

Сегодня же, затрагивая тему существования и применения интерактивных методов обучения, многие специалисты выделяют следующие основные положительные черты и результаты использования интерактивного обучения, а именно:

1) активность всех участников образовательного процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией; 2) комфортность; 3) развитие личностных качеств и повышение самооценки; 4) развитие речи, коммуникативных навыков всех участников образовательного процесса; 5) более глубокая проработка материала участниками за счет повторения и применения полученных знаний, рассмотрения вопроса с разных точек зрения.

То есть, основываясь на вышеизложенной информации, мы самостоятельно можем выделить следующие основные принципы интерактивного обучения, а именно:

1) диалогическое взаимодействие участников процесса обучения;

2) преимущественная работа в малых группах (поскольку невозможно наладить адекватное диалогическое взаимодействие между всему учащимися сразу);

3) активное проявление собственных инициатив и действий со стороны учащихся.

4) компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением);

5) когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь).

Рассматривая практику применения интерактивных методов в обучении обществознанию, мы должны обратиться к реальным практическим примерам организации и осуществления подобного рода и вида деятельности.

Первоначально, на основе практического опыта учителей обществознания, выделим следующие основные требования, которые предъявляются для эффективного применения интерактивных методов в обучении обществознанию, а именно:

1) активность обучающихся (физическая, социальная, познавательная и т.д.);

2) наличие инициативы как со стороны преподавателя, так и со стороны учащихся;

3) наличие обратной связи;

4) реальный результат в решении общих и специальных проблем обучения;

5) командообразование.

Анализ практики применения интерактивных методов в обучении обществознанию показывает нам как сам широкий спектр применяемых интерактивных методов обучения, так и вариативность их применения относительно конкретных тем обществоведческого цикла.

Так, широко распространен метод «мозгового штурма», который представляет собой особенный метод продуцирования идей и решений при работе в группе для решения какой-либо проблемы, заключающийся в разделе учащихся на две группы, одна из которых быстро предлагает ключевые идеи, а вторая группа оценивает их и дополняет (при соблюдении правил отсутствия неконструктивной критики, запрета на повторения и многое другое). Педагог здесь выступает в качестве докладчика сути проблемы и контролирующего органа, не вмешивающегося непосредственно в сам процесс. Интересна возможность применения данного метода при изучении темы «Деньги», когда формулируется следующая проблема: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в рублях, в долларах или в евро?», что приводит к таким выводам со стороны учеников, как необходимость разделять деньги по банкам, по валютам и многое другое.

Здесь же стоит отметить такие методы, как проведение круглого стола или же организацию деловой игры или дебатов, которые можно охарактеризовать как особые организационные формы познавательной деятельности, позволяющие закрепить полученные ранее знания, узнать необходимую информацию, сформировать умение вести дискуссию и отстаивать собственную позицию. Если формат круглого стола предполагает многостороннее обсуждение поставленной проблемы, то деловая игра уже предполагает игру и деятельность учащихся по ролям для достижения ранее поставленных целей, причем педагог здесь также выступает скорее в роли координатора и непосредственно в сам процесс обсуждения или деловой игры не вмешивается.

Отметим, что широкой популярностью пользуются методики использования кластеров и синквейнов по конкретным темам, что позволяет визуализировать предлагаемую к освоению информацию. Здесь же встречается частое использование компьютерных тестов и презентаций как варианта интерактивного урока с широкой возможностью индивидуального участия ученика в освоении нужной информации по заданной теме.

Актуальность применения интерактивных методов в обучении обществознанию подтверждается также эффективным и результативным использованием данных методических технологий и при обучении детей с ОВЗ. В частности, здесь отмечается эффективность технологии «Ажурная мозаика», когда учащиеся работают в парах, рассказывая друг другу информацию относительно содержания какой-либо темы.

Таким образом, мы одновременно видим как безусловную логичность использования интерактивных методов в обучении обществознанию, исходя из современных тенденций и веяний в системе российского образования, так и исходя из результатов применения интерактивных методов обучения (различных форм и приемов), продемонстрированных на примере реальной практической деятельности учителей обществознания, отмечающих это в своих статьях и заметках.

Интерактивные методы обучения должны создавать условия для развития умений творческого подхода к ситуации, ориентации в проблемной ситуации, диалогового взаимодействия, то есть, делать все то, что так необходимо в современных условиях развития системы национального российского образования при обязательных условиях наличии ситуации взаимодействия между самими учащимися и ситуации визуализации и особенного преподнесения теоретической информации. То есть, ключевая роль в вопросах применения интерактивных методов обучения отводится именно активной позиции учащегося, при кураторской и совещательной роли непосредственно самого педагога.

В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность , у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решению проблем. Кроме того, формируются все ключевые компетенции:

умение брать на себя ответственность при принятии решений;

толерантность, уважение к представителям других национальностей, умение жить в мире с людьми других культур, религий, языков;

умение работать с различными видами информации;

способность постоянно обучаться, заниматься самообразованием .

А главное - использование интерактивных методов обучения помогает выполнить заказ общества, подготовить политически зрелую личность с активной жизненной позицией, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

Литература

Акампова, Н.В. Интерактивные методы обучения как средство повышения качества обучения бакалавров / Н.В. Акамова, В.В. Акамов, Н.В. Голяева, С.С. Голяев // Международный научно-исследовательский журнал. Педагогические науки. №7.

Королева, Н.М. Роль интерактивного обучения в современном образовании / Н.М. Королева, И.В. Костерина // Ученые записки. Научный журнал Курского государственного университета. 2015. №1.

Черномырдина, О.М. Использование интерактивных методов в процессе формирования общекультурной компетенции на уроках истории и обществознания / О.М. Черномырдина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №2.

Просмотров работы: 25