Введение. Одним из важнейших качеств личности является мировоззрение, формируемое всем жизненным опытом и социальной практикой обучаемого.
Мировоззрение — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение определяет поведение и поступки личности в социуме.
Выделяют следующие основные типы мировоззрения: философское, научное, обыденное, религиозное, мифологическое. Структура мировоззрения включает в себя интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический компонент.
В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Однако, формируясь на основе осмысления прошлого и настоящего, мировоззренческие принципы обращены в будущее. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методической базы для формирования научного мировоззрения студентов при изучении теории эволюции.
Материал и методы исследования: анализ научной и учебно-методологической литературы; систематизация и обобщение ранее проведенных исследований; анализ учебных программ и учебных пособий по биологии; анкетирование школьников и студентов; самостоятельная работа, констатирующий и поисковый этапы эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение. Основой целенаправленного формирования мировоззрения является процесс обучения, в первую очередь естественнонаучным дисциплинам.
Именно систематическое естественнонаучное образование позволяет учащимся осмысленно воспринимать окружающую действительность.
Формированию научного мировоззрения посвящены исследования Барсукова Н.К., Шишелова Т.И[1], в которых раскрывается сущность научного мировоззрения у учащихся в процессе обучения теории эволюции.
Суть основных положений указанных авторов состоит в следующем:
- существенными признаками научного мировоззрения являются:
а) наличие обобщенной, научно обоснованной системы представлений, мыслей, взглядов на природу, общество и мышление;
б) убежденность в истинности этих взглядов и восприятие их как своих собственных;
в) руководствование ими во всей своей деятельности как принципами для принятия решения и своего поведения, как опорой мышления, стремлений;
- усвоение учащимися знаний по предмету, само по себе, автоматически не является определяющим в формировании мировоззрения. Необходимо в понятиях и утверждениях систематически выделять мировоззренческие аспекты и обеспечивать условия для осознания этих аспектов учащимися;
- ознакомление студентов с теорией эволюцией как определенным методом миропознания, формирование понимания диалектической взаимосвязи теории эволюции и действительности, представление о предмете и методе теории эволюции, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, понимание сущности и роли в познании действительности ведущих понятий теории эволюции способствуют миропониманию, вносят существенный вклад в формирование общей культуры личности.
В качестве средства формирования научного мировоззрения у современных студентов в процессе обучения теории эволюции разными авторами предложены:
- учебные мировоззренческие ситуации (М.Ф. Гильмуллин, А.Л. Жохов, И.Е. Карелина[2]);
- система учебных материалов в виде комплекса серий специальных плакатов;
- элективные методологически ориентированные курсы (М.В. Шабанова[3]).
Мировоззренческие знания и убеждения субъективно отражают объективную реальность, следствие усвоения индивидуального и коллективного опыта людей. Мировоззрение выполняет ряд функций: информационную, регулятивную, оценочную.
Информационная функция связана с очевидным приемом восприятия явлений и событий мира вокруг нас и их отблеском в сознании человека. Мировоззрение делает для человека ясным мир природы и сообщества, сформировывает просвещенное понимание, вооружает методами.
Регулятивная функция связана с тем, что, поведение и работа человека ориентируются его сознанием, его взорами и убеждениями. В случае, если у человека сформировано, то или иное мировоззрение, сформировались устойчивые взоры и убеждения, тогда они, как правило, характеризуют его поступки и действия, в практической деятельности считаются начальной позицией.
Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все жизненные явления, находящиеся вокруг нас, человек расценивает, следуя из собственных убеждений и взглядов, другими словами, мировоззрение играет роль призмы, через которую человек наблюдает на мир и определённым образом расценивает все явления и действия, происходящие в нем.[4]
Развитие и становление мировоззрения – трудоемкий, многозначный, внутренне связанный процесс, в котором можно выделить несколько этапов.
Первый этап – это мироощущение, которое описывает состояние ребёнка в окружающем мире. Второй этап – это мировосприятие – форма конкретного эмоционального отражения реальности.
Главная функция мировосприятия – скопление эмоционального опыта. Мировосприятие не классифицируется зеркальным отображением реальности, оно включается в систему предыдущего опыта ребёнка, в систему его отношений с реальностью. Восприятие мира на данном этапе наблюдается на эмоционально-образном уровне, создавая в сознании ребёнка “образ мира” (А.Н. Леонтьев). Третий этап – сформировывает научное миропонимание, то есть отражение причинно-следственных связей, сущности явлений и взаимоотношений меж ними. На данном этапе наблюдается составление научных понятий, осмысление законов, закономерностей. Четвёртый этап – научное мировоззрение. Его высококачественные характеристики: диалектическое и материалистическое восприятие мира, разумное обоснование его становления, позиция гуманизма в отношении к общественным явлениям, отношение к науке как к главной ценности, которая позволяет человеку быть хозяином собственной судьбы. [5]
Актуальность данного исследования определяет возникшее противоречие между необходимостью формирования научного мировоззрения студентов-бакалавров и недостаточностью методической базы для обеспечения этого процесса.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какие методические средства, ориентированные на формирование научного мировоззрения студентов, можно включить в предметную подготовку студентов по дисциплине теория эволюции.
Объект исследования: процесс обучения студентов-бакалавров.
Предмет исследования: методическая система формирования научного мировоззрения студентов при изучении теории эволюции.
Гипотеза исследования: в процессе изучения теории эволюции будет эффективно сформировано научное мировоззрение у студентов-бакалавров, если:
1. Будет проанализировано содержание программы дисциплины теории эволюции и выявлены условия для формирования научного мировоззрения;
2. Определены методические условия формирования научного мировоззрения при изучении теории эволюции и разработаны методические рекомендации;
3. Проведен педагогический эксперимент по реализации методических рекомендаций;
4. Проведена оценка эффективности методических разработок, направленных на формирование научного мировоззрения.
В соответствии с поставленной целью исследования и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Проанализировать различные подходы к понятию научного мировоззрения школьников и студентов;
2. Раскрыть компетентностную характеристику студентов;
3. Определить содержание, формы, методы и средства формирования научного мировоззрения студентов.
4. Раскрыть роль и место курсов по теории эволюции историко-мировоззренческой направленности как средства формирования научного мировоззрения студентов;
5. Обосновать роль информационных проектов в рамках дисциплины теории эволюции как средства формирования научного мировоззрения студентов;
6. Разработать фонд оценочных средств по формированию научного мировоззрения студентов и апробировать его на практике.
Нами были разработаны методики для формирования научного мировоззрения при изучении курса теории эволюции.
Заключение. Внедрение отдельных элементов в учебный процесс (блок-модуль, лекция-провокация) показало успешный результат. Мы убедились, что студенты-бакалавры 5 курса ТГПУ им. Л.Н. Толстого имели положительную динамику при формировании научного мировоззрения во время изучении курса теории эволюции.
Список литературы:
1. Барсукова Н.К., Шишелова Т.И. Один из подходов к формированию научного мировоззрения студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4 – С. 60-61.
2. Гильмуллин М.Ф., Анисимова Т.И. Культурно-историческая среда обучения естественно - математическим дисциплинам в школе и в вузе// Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы истории естественно - математических и технических наук и образования". – Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2014. С. 136-148.
Жохов А.Л. Мировоззрение: становление, развитие, воспитание через образование и культуру: Монография. Архангельск: ННОУ «Институт управления». − Ярославль: Ярославский филиал ИУ, 2007. − 348 с.
Карелина И.Е. Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения. – М., 2005. – 17 с.
3. Шабанова, М.В. Методология учебного познания как цель изучения математики: Монография. −Архангельск: Поморский университет, 2004. −402 с.
4. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования–М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 576.
5. Ушакова Е.В. Системная философия и системнофилософская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: научн. изд. Ч. 1. Барнаул:1998. С. 21