Классическая формулировка принципа обучения до настоящего времени не утратила своей актуальности, она, по мнению многих авторов, нуждается в некоторой доработке. Это в первую очередь связано с переменой образовательных парадигм, взглядов на форму и дидактические качества средств обучения, появлением инновационных разновидностей методов, используемых вне классической модели обучения. По требованиям ФГОС основного общего образования, деятельность учащихся является неотъемлемым компонентом любого урока. В Федеральном государственном стандарте, в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» говорится о развитии и формировании учащихся умений работать, применять умения и навыки, а также умения извлекать информацию, представленной на уроке1. Из этого следует, что посредством методов и форм обучения учащиеся могут включаться в такую познавательную деятельность, которая в состоянии формировать у них диалектическое мышление, при этом они оказываются способными оценивать специфику, преимущества и достоинства эмпирических, теоретических и практических знаний. Все это способствует не только приобретению знаний, но и формированию потребности в учении, в деловом межличностном общении, развитию мыслительных способностей.
Метод - в переводе с греческого языка - путь к цели. Это способ достижения определенной цели, решения поставленной задачи; совокупность приемов или действий практического или теоретического освоения (понимания) действительности, специальным образом упорядоченную деятельность.
В педагогике имеется несколько определений понятия «метод обучения». Выделим некоторые:
1) «Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учеников, направленные на разрешение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский);
2) «Метод обучения- система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования» (И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин)2;
3) Методы обучения - это методы преподавания и учения (А.Н.Андреев)3.
Широко распространенным понятиям в дидактике является также понятие «прием обучения». Приемом обучения называют составную или отдельную сторону метода обучения. Приемы могут входить в состав различных методов обучения. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Одни и те же приемы могут быть использованы в различных методах обучения.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) Соответствие методов принципам обучения.
2) Соответствие целям и задачам обучения.
3) Соответствие содержанию данной темы.
4) Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности; особенностям классного коллектива.
5) Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.
6) Соответствие возможностям самих учителей4.
На уроках обществознания используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические методы.
Словесный метод обучения - способ усвоения обществоведческого материала школьников на примере восприятия устного слова учителя или других учащихся.
Главными функциями словесного метода являются:
- информационная передача определенного объема учебного материала;
- логическая функция - устная речь показывает и задает логику мыслительной деятельности;
- устная речь вызывает у учеников чувства сопереживания с изучаемым материалом, воспитывает их5.
Приемы метода словесного обучения можно примерно разделить на монологические приемы и диалогические.
Монологические приемы применяются в изложении учебного содержания одним человеком. К ним относятся: сообщение, сюжетный рассказ, описание, объяснение, доказательство, характеристика.
Самым распространенным диалогическим приемом обучения является беседа.
Беседа - это речевое взаимодействие между учителем и учащимися, предполагающее предъявление школьникам системы вопросов и заданий. Беседа может быть вводной (ориентирована на актуализацию знаний, на подведение учеников к изучению нового учебного содержания). А так же заключительной, контрольной (она направлена на выявление уровня освоения материала учащимися) и аналитической (целью является осмысление школьниками изучаемого материала).
М.М. Лазуковой разработан следующий алгоритм конструирования приема беседы:
1) Определите цели использования беседы, ее место в уроке.
2) Составьте план опорного содержания, которое предполагаете выяснить при помощи беседы.
3) Сформулируйте основные и дополнительные (наводящие) вопросы и задания для учащихся таким образом, чтобы они последовательно подводили школьников к самостоятельному освещению выявленных вами опорных знаний6.
Важно понимать, что приемы словесного обучения - это не только приемы преподавания (учителя), но и приемы учения (учащихся). По мере развития школьников, овладения ими учебными действиями, они учатся самостоятельно составлять и сюжетные рассказы, и описания, и образные характеристики.
В процессе обучения учащихся можно так же использовать практические методы обучения, направленные не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их деятельности и самостоятельных умений освоения знаний в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных задач.
Практические методы работы на уроках имеют особое значение для результатов обучения - как предметных, так и личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных).
Основным средством работы на уроке могут быть практические методы обучения такие как: мозговая атака, мозговой штурм, деловая и ролевая игра, диспут7.
Очень эффективен метод использования игр на уроках обществознания как форма активизации познавательной деятельности:
- деловые игры - метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности. Например, в 10 классе при изучении темы «Источники права» можно использовать деловые игры: «Знаешь ли ты «Конституцию РФ?»8. В 11 классе при рассмотрении темы «Демократические выборы» применить метод деловая игра «Твой выбор»9.
- ролевые игры - метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации.
При изучении темы «Общение» в 6 классе (вербальное, невербальное общение) можно обыграть виды невербального общения10.
При изучении темы «Конфликты в межличностных отношениях» в 6 классе можно использовать для закрепления игровые ситуации для закрепления основных стадий конфликта и путей выхода из него11.
Метод проектов - самостоятельная разработка учащимися проекта
темы урока и его защита. В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ.
В 5-х классах можно использовать проекты на темы: «Моя семья», «Мое хобби», «Мой класс» и прочее.
В 11 классе при изучении темы «Правовые основы предпринимательской деятельности», «Фирмы в экономике» уместно будет использовать метод проектов12. Ученики, разбиваясь на группы, могут приготовить проекты на тему: «Мы открываем свое дело».
Любому профессионалу необходимо умение собирать и анализировать разнообразную информацию, выдвигать гипотезы и аргументировано доказывать свое мнение, сравнивать точки зрения, оценивать доказательную базу.
Для эффективного усвоения учебного материала необходимы различные методы и приемы обучения. Применение их способствует не только лучшему усвоению предмета обществознания, но и более успешному формированию компетенций обучающихся.
Список использованных источников и литературы:
1. Буланова-Топоркова Н.А., Духанева С.В. Педагогические технологии. М.: Просвет, 2014. 244 с.
2.Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М.: Просвещение, 2016, 243 с.
3.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 2011. 185 с.
4.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 31.12.2015). // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: https://www.garant.ru. 11.11.2019.
5. Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; - М.: Просвещение, 2012. 111 с.
6. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Беляевский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. - 5- е изд., доп.- М.: Просвещение, 2018. 350 с.
7. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – М.: Просвещение, 2014. 335 с.
8.Савин Н.В. Педагогика: [Учеб. пособие для пед. уч-щ]. – 2-у изд., доп.- М.: Просвещение, 2018, 267 с.
9.Сытина Н.С. Теория и технологии обучения: Учебное пособие [текст].- Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2011. 112 с.
1Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 31.12.2015). // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: https://www.garant.ru. 11.11.2019.
2Сытина Н.С. Теория и технологии обучения. Уфа, 2011. С. 95.
3 Буланова-Топоркова Н.А., Духанева С.В. Педагогические технологии. М., 2014. С. 114.
4Сытина Н.С. Теория и технологии обучения. Уфа, 2011. С. 98.
5 Савин Н.В. Педагогика. М., 2018. С.217.
6Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 2011. С.41.
7 Короткова М.В. Наглядность на уроке истории. М., 2016. С.78.
8Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. -М., 2018. С.194.
9Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова.- М., 2014. С.250.
10Обществознание 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М., 2012. С.67.
11Там же. С.76.
12Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова.- М., 2014. С.44.