Социальная адаптация пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социальная адаптация пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Залеева А.И. 1
1УлГПУ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ .

Актуальность проблемы.

Изменения демографической ситуации в России, связанные с быстрым и нарастающим постарением населения, увеличением числа одиноких пожилых людей, трансформация современной семьи - все это ставит перед государством и обществом ряд вопросов социального, психологического и экономического характера в отношении лиц пожилого возраста.

Каждая категория граждан в зависимости от возраста, пола, вида занятости, способности к различным видам жизнедеятельности (самообслуживанию, передвижению, общению, обучению, трудовой деятельности, ориентации и др.) может быть рассмотрена с точки зрения социальных процессов, к которым можно отнести процессы развития, занятости, адаптации. В зависимости от возраста социальные процессы имеют различный вектор. Если расположить социальные процессы по рангу, то для лиц пожилого возраста они могут иметь следующий порядок: социальные процессы адаптации, занятости, развития и выживания.

Трудности, связанные с поиском адекватных способов социализации, неопределенность не только будущего, но и настоящего и даже прошлого является причиной достаточно широко распространенного феномена «ухода», отказа от активной социальной деятельности и обращения к семье, природе, к потусторонним силам. Распространяется вера в гадания и самые фантастические предсказания, которые субъективно дают людям надежду на преодоление неопределенности и появление хоть какой-нибудь, пусть шаткой опоры.

Особые обстоятельства возникают в жизнедеятельности пожилых людей, которые вынуждены значительный период жизни проводить в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеющих свою специфику организации образа жизни (ограниченный выбор занятий, бедность впечатлений и контактов с внешним миром ). Это делает необходимым изучение социальной адаптации пожилых людей в новых условиях проживания и характеризует актуальность данной проблемы.

Степень разработанности проблемы.

Социальная адаптация как общая глобальная проблема и как частная - проблема социальной адаптации пожилых людей

В социологии проблемы социальной адаптации рассматриваются в работах. Т. Парсонса, Н. Смелзера, И.С. Кона, П.А. Сорокина, JI.C. Гусляковой, В.В. Макарова, П.С. Кузнецова и др.3. Биологические, социально-медицинские аспекты социальной адаптации нашли отражение в исследованиях А.Д. Адо, А.П. Авцына и др.4.

Особое место занимают вопросы положения пожилых людей в домах-интернатах. Данной теме свои труды посвятили Н.Ф. Дементьева В.Н. Катюхин и др. 1. В то же время отсутствуют комплексные научные работы по адаптации лиц старшего возраста в стационарных учреждениях в современных условиях.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является социологический анализ процесса адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания и совершенствование технологий социальной адаптации этой категории граждан в новых условиях проживания.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: дать теоретическое обоснование социальной адаптации с точки зрения социологии социальной сферы;

провести социологический анализ условий жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания (на примере Липецкой области); дать социально-психологическую характеристику пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях; выявить факторы, влияющие на социальную адаптацию пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания; выявить показатели социализации пожилых людей в стационарных учреждениях; изучить инновационные технологии социальной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях; разработать предложения по оптимизации социальной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях. Объект исследования - пожилые люди, находящиеся в учреждениях социального обслуживания.

Предмет исследования - процесс адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Проблема исследования состоит в том, чтобы пожилые люди, находясь в стационарных учреждениях социального обслуживания не чувствовали себя обездоленными, отвергнутыми, с одной стороны, и, напротив, чрезмерно опекаемыми, с другой. Необходимо достижение пожилым человеком статуса, в котором он продолжает быть активным как духовно, так и физически (быть занятым интересным делом, посильным трудом, общением, быть удовлетворенным в своих витальных и духовных потребностях), что будет свидетельствовать о достижении социальной адаптации.

Основная гипотеза заключается в том, что возможности адаптации пожилых людей в условиях стационарных учреждений социального обслуживания зависят от уровня сохранности их социальной активности, которая может быть основой для проведения социализирующих мероприятий.

Теоретико-методологические основы исследования. В основе методологии лежит теоретический подход к проблеме адаптации, которая рассматривается как сложный процесс приспособления организма, личности с учетом возрастных особенностей к специфическим условиям нового окружения .

Проблема адаптации рассматривается как многоплановый, многогранный процесс, в результате которого достигается новое качество, в частности, в жизнедеятельности пожилого человека. Под влиянием адаптационного процесса, новых факторов психологического, социального, социологического и бытового характера возможна перестройка личности, способная к осуществлению активной деятельности в новых условиях. В работе использовались следующие методы: метод логического анализа процесса социальной адаптации пожилых людей; структурно-функциональный метод, позволяющий изучить положение пожилых людей в специфических условиях; методы анкетирования, интервью, беседы, опроса пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в развитие социально-геронтологического знания, в проблему адаптации пожилых людей в специфических социальных условиях.

Для практической деятельности стационарных учреждений социального обслуживания будут полезны рекомендации и предложения по совершенствованию мероприятий, связанных с необходимостью организации занятости, трудовой деятельности и досуга как способа сохранения и продления активной социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Старение человека проявляется в различных его психофизиологических сферах. По мере старения убывает психическая и физическая деятельность, нарастает интеллектуальная и соматическая несостоятельность. На любом этапе жизнедеятельности человека вопросы адаптации играют первостепенную роль. Адаптационные возможности человека с участием сложной адаптационно- регулярной системы позволяют ему на протяжении всей жизни осуществлять личную, семейную производственную, творческую, бытовую деятельность.

Д ля человека как представителя социума, как активного его творца, созидателя наиболее значима социальная адаптация, которая представляется как процесс социализации. В результате этого процесса социализации человек «вписывается» в микросоциум (семью, дружескую сферу, ученический коллектив и др.). Процесс социализации приобретает для человека и более глобальные масштабы, когда определяется его морально-нравственное поведение, установки на созидательный труд, творчество, мирное сосуществование, принятие проводимых государством реформ и т.д.

Следовательно, социальная адаптация, социализация человека это особый социологический процесс, отражающий всю сущность человеческих отношений в их сложном взаимодействии, согласовании и противоречиях, в совпадении и разногласиях.

Процесс социализации как самостоятельный объект изучения сам зависит от ряда субъективных и объективных причин, постоянно взаимодействующих обстоятельств, факторов внутреннего порядка, внешних условий, которые необходимо принимать во внимание при обсуждении процесса социализации.

В основе социальной адаптации человека лежат факторы внутреннего характера, к которым можно отнести личностные особенности, сложившиеся на основе биологических предпосылок, с одной стороны, и влияния социума, с другой. Влияние неблагоприятных условий воспитания формирует ущербную личность, которая в процессе социализации обнаруживает свою несостоятельность и которая может выражаться в девиантном и даже делинквентном поведении. Несмотря на участие социума в формировании личности, она предстает в процессе социализации как «внутренний» фактор.

К этой же категории факторов социализации относится и возраст, имеющий специфический характер. Это специфичность проявляется в его подверженности социальному воздействию при всей его биологической сущности. На протяжении всей жизни адаптационно - регуляторные механизмы развиваются, складываются в детстве, стабилизируются в зрелом возрасте и приходят в несостоятельность в пожилом и старческом возрасте. При этом биологический механизм постоянно испытывает социально - психологическое, нередко дезаптирующее влияние.

К категории внешних, объективных факторов социализации относится собственно социум, т. е. ситуация воспитания, проживания, обучения, семейных отношений, трудовой деятельности.

Привычные условия жизнедеятельности, иногда изменяемые по воле самого человека (смена места работы, места жительства, разрыв семейных отношений) с «устоявшейся» сложившийся личностью мало отражаются на изменении социализации человека.

Совершенно другая ситуация возникает в случаях, когда речь идет о радикальном изменении места жительства, переселении в новые условия, да еще, при наличии «возрастного полома» адаптационно - регуляторного механизма. Это ситуация помещения пожилого (старого) человека в дом -интернат, которая рассматривается как кризисная ситуация в процессе жизнедеятельности пожилого человека, в процессе его социализации.

В этой связи рассмотрение процессов социальной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания предпринято с целью выяснения взаимодействия внутренних, субъективных предпосылок к социализации пожилых людей и условий для их реализации.

Анализ положения пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания показал, что они представляют собой своеобразную общность людей, вынужденно объединенных обстоятельствами, общими условиями проживания, неизбежной судьбой. Пожилые люди длительные годы проживают в домах-интернатах, где они практически отгорожены от общества, имеют небольшой выбор занятости. Положение усугубляется тем, что пожилым людям приходится жить в соседстве с тяжело больными, приспосабливаться к привычкам и интересам рядом проживающих. За многие годы пребывания граждан пожилого возраста в домах-интернатах они оказываются в обстановке гиперопеки, утрачивают свойственную человеку заботу о «хлебе насущном». Все эти обстоятельства способствуют снижению психической активности, нивелированию личностных черт, к «уходу в недуг».

На начальном этапе пребывания в домах-интернатах пожилые люди переживают кризисную ситуацию, связанную с изменением привычного стереотипа, необходимостью считаться с новым окружением, регламентированным порядком учреждения, ощущением «несвободы» и зависимости.

Это непростая ситуация, включающая отсутствие необходимости заботы о своем социально - бытовом устройстве и как бы облегчающая жизнедеятельность, с одной стороны, сочетается с непривычной гиперопекой персонала, связывающей инициативу, с другой. Оба эти, входящие в противоречия обстоятельства, создают непосильную психологическую нагрузку на пожилого человека и затрудняют его социальную адаптацию в новых условиях.

В обстановке учреждения, предназначенного для социальной поддержки пожилого человека, он сталкивается с новыми обстоятельствами, незнакомыми ему в прошлой жизни.

Для пожилого человека, находящегося в доме-интернате, новая ситуация выглядит как социальное поле, а процесс адаптации можно рассматривать как освоение социального поля. Объектами социального поля является само адаптационное пространство дома-интерната со всеми его функциональными помещениями, сфера деятельности для удовлетворения жизненных потребностей пожилых людей, сфера контактов с внешним миром, сфера медико-социального обслуживания с ситуацией морально-психологической надежности и стабильности.

Анализ контингента пожилых людей, находящихся в домах-интернатах, проводимый с учетом таких критериев социальной активности, как способность к самообслуживанию, общению, трудовой и общественно-полезной деятельности, способность к проведению активного досуга, показал его неоднородность.

Проведенная в соответствии с указанными выше критериями группировка пожилых людей показала убывание (от первой до пятой группы) социальной активности, сужение побудительных мотивов деятельности и нарастание психической и социальной несостоятельности наряду с физической слабостью и выявлением возрастных недугов.

Неоднородность характера и степени выраженности социальной активности пожилых людей, находящихся в домах-интернатах, предопределила и потребности их в мероприятиях по социальной адаптации, имеющих разнонаправленность и специфическое содержание.

Смысл и содержание социальной адаптации пожилых людей в домах-интернатах в создании адаптирующей среды, включающей деятельностное функционирование всех социальных служб учреждения. Основным содержанием активирующе-адаптирующей среды и социальных технологий является так называемая терапия занятостью. В нее входит посильная трудовая деятельность пожилых людей в лечебно-трудовых мастерских, подсобном хозяйстве, при оформлении на штатную должность. Компонентом социальных технологий адаптации пожилых в домах-интернатах является общественно полезная деятельность, участие в досуговых мероприятиях, коммуникативная деятельность.

Все эти компоненты в их тесном взаимодействии оказывают положительное влияние на пожилого человека, способствуя не только его адаптации в новых условиях, но и социализации, поддержанию активного образа жизни, предупреждению наступления преждевременного старения.

Существенным обстоятельством в реализации социальных технологий является взаимодействие различных специалистов, участвующих в организации социальной адаптации пожилых людей в домах-интернатах.

Организатором процесса социализации пожилых людей является социальный работник, реализующий положения социальной адаптации и последовательность действий в социальных технологиях. Введение должности социального работника в дом-интернат позволит активно реализовывать психологические предпосылки пожилых людей к социализации их в новых условиях.

В целях оптимизации социальной адаптации пожилых людей в домах-интернатах и более эффективной их социализации необходимо решение следующих задач: детальное информирование пожилых людей об особенностях обслуживания в домах-интернатах, об условиях проживания, о работе персонала, о социально-бытовом устройстве, о необходимости считаться с интересами окружающих. Это должно осуществляться еще до поступления пожилого человека в дом-интернат, на этапе оформления документов; в первые дни пребывания пожилого человека в приемно-карантинном отделении необходимо информирование его о службах, о расположении медицинских кабинетов и вспомогательных службах; важно выяснение характерологических особенностей пожилых людей с целью адекватного расселения в жилые комнаты, а при переводе пожилого человека на жилой этаж - учитывать не только его личностные особенности, но и уровень образования, физическое состояние, интересы и наклонности; важно создание комфортных условий проживания (двухместные жилые комнаты, теплые, с хорошим освещением и специальным оснащением с учетом потребностей пожилых людей во вспомогательных устройствах и оборудовании; необходимо создание активной деятельностной среды, терапии занятостью с вовлечением пожилых людей в посильную трудовую и общественно-полезную деятельность, с организацией разумного развлекающего и занимающего досуга; целесообразно создание микросоциальных групп общения, восстановление коммуникативных способностей, преодоление чувства одиночества, вовлечение в любительские занятия; важна активизация пожилых людей на сохранение и даже возобновление социальных связей с внешним миром (родственниками, сослуживцами, соседями и др.), создание условий для приема гостей и для возможного посещения их; обязательно введение в штатную структуру домов-интернатов социальных работников для реализации всей программы социальной адаптации пожилых людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Айриян А.П. социальные аспекты геронтологии Ереван. Айастан. 1989. 175 с.

2. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: М. 1998. 32 с.

3. Анохин A.M. Этико-психологические проблемы в геронтологии. Вестник АМН СССР. 1984. № 6. С. 77-84.

4. Басов Н.Ф. Словарь-справочник по геронтологии. М., 2000.

5. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. Красноярск. 1993.

6. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Д., 1980.

7. Доклад всемирной Ассамблеи ООН по проблемам старения Нью-Йорк. 1982.

8. Докучаева Т.Н. Место и роль пенсионеров в социальной структуре общества. Дисс. канд. философ. наукМ. 1983.

9. Здоровье, образ жизни и обслуживание пожилых // Общественное здравоохранение в Европе. М., 1999.

10. Иванов В.А. Старение как эмоциональный шок // Психология зрелости и старени. М. Центр «Геронтолог» 1999. Осень-Зима. С. 18-30.

11. Катюхин В.Н., Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. Д., 1995.

12. Ковалева Н.Г. Поиск новых подходов к социальной адаптации пожилых // Пожилые люди. Взгляд в XXI век Н. Новгород. НИСОЦ. 2000. С. 42-44.

13. Малыхина Е.В. Организация социального обслуживания пожилых людей (на примере г. Москвы). С

14. Социальная геронтология: современные исследования М., 1994.

15. Социальная работа с пожилыми. Под ред. Е.И. Холостовой М., 1995.

16. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие Отв. ред. Е.И. Холостова., А.С. Сорвина. М.: Инфра-М.2001.

17. Социальное обслуживание граждан старшего поколения //Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М.; 2001. С. 64-104.

18. Теория методика социальной работы (краткий курс) Под ред. В.И. Жукова. М.: Союз. 1994. 192 с.

19. Теория методика социальной работы // Учебное пособие в вопросах и ответах. Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. 1996.

20. Топчий JI.B. Социальное обслуживание пожилых людей: конкретные шаги к становлению учреждений нового типа// Работник социальной службы. №2. 2002.

21. Торнстон JI. Геронтология в динамическом обществе //Социальная геронтология: современные исследования. М. РАН ИНИОН. 1994. С. 58-68.

22. Ускова Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей (геронтосоциологический анализ). Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 2000.

23. Федеральный закон. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» СЗ РФ № 323. ст. 3198.

24. Шлогова Е.В. Процесс социальной реабилитации детей-инвалидов: социологический анализ. Автореферат Дисс. канд. социолог, наук. М., 2001.

25. Штернберг Э.Я. Геронтологическая психиатрия. М.: Медицина, 1977. 215 с.

26. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 1999.

Просмотров работы: 657