Стремления современного мира закрепить социальную справедливость, гласность и плюрализм управленческих структур, а также свободу, толерантность и сотрудничество напрямую отождествляются в принципах и ценностях демократии. Демократические государства, в том числе и Российская Федерация, ведут политику свободы, в которых народ является источником власти.Превалирующие сегодня демократические политические системы содержат (в теории, должны содержать) большой элемент влияния именно гражданского общества, поскольку в самой своей основе предполагают наличие присутствия и движения больших масс участвующего населения в различных аспектах жизни страны, прежде всего, посредством оказания политического влияния на различные ее механизмы и способы действия. Являясь своеобразной формой коллективной жизни, гражданское общество априори должно состоять из инициативных, активных, свободно мыслящих индивидов, что осознают свою принадлежность к обществу и имеют определенную степень ответственности по отношению к вопросам его благоприятного существования. Иными словами, формирование гражданской идентичности во многом определяет развитие страны.
В юридическом словаре термин «гражданская идентичность» определяется как — ощущение индивидом себя как части общности, что влечет за собой указанные выше проявления активности в деятельности гражданского общества как суммы граждан с присутствующей гражданской идентичностью, что является необходимым условием для адекватного развития человечества в рамках демократических и правовых процессов на данный момент времени, что подчеркивается современными образовательными системами (в Российской Федерации в том числе), особенно в рамках преподавания соответствующего учебного предмета, а именно обществознания. В целом, вопросам и проблемам гражданской идентичности посвящено много разнообразной литературы. Российские ученые Беляева М.В и Ищук Г.Н посвятили свои роботы исследованиям разнообразных вопросов формирования чувства гражданской идентичности. Однако вопросами формирования гражданской идентичности именно в рамках учебного предмета «Обществознание» и непосредственно в рамках урока обществознания занимались ученые Стрельцов М.В., Кульпин И.Н., Тебеньков Е.А. и другие.
Состоя из целого комплекса чувств, традиций, отношений, ценностных установок и ориентаций гражданская идентичность сегодня рассматривается, прежде всего, в ключе необходимости ее обязательного поэтапного формирования как у взрослого населения страны, так и у подрастающего поколения путем деятельности и функционирования различных общественных институтов и государственных механизмов таких как: семья, средства массовой инфорации, Церковь, законодательные акты, причем в последнем случае определяющая роль отдается именно системе образования как специализированной системе, перманентно взаимодействующей с подрастающим поколением. В данном контексте решающую роль приобретают именно гуманитарные науки и учебные дисциплины, особенно же учебный предмет «Обществознание» как наиболее перспективный с имеющихся позиций для достижения поставленных целей. Современные целевые документы в области обществоведческого образования на уровне общего образования постулируют гражданскую идентичность в качестве одной из базовых целей преподавания обществознания и его освоения в среде подрастающего поколения как через целостный обществоведческий курс, так и через конкретные уроки обществознания.
Знакомство с термином «гражданская идентичность» может происходить на многочисленных формах воспитательной работы. Одними из наиболее распространённых таких форм являются классные часы, общешкольные мероприятия, а также экскурсии, работа обществоведческих и краеведческих кружков. К тому же формирование гражданской идентичности происходит во время процесса обучения на уроке «Обществознания» по средствам разных технологий. Широко распространены игровые технологии, ролевые и деловые игры, метод проектной деятельности. Применение элементов эвристической беседы поможет в увлекательной и познавательной форме сформировать знания о гражданской идентичности у подрастающего поколения при соблюдении определенных правил и принципов построения учебных занятий.
Таким образом, очевидна взаимосвязь между актуальностью изучением подрастающим поколением феномена «гражданская идентичность» и успешным функционированием демократических принципов. Данное явление легко вписывается в структуру образовательного процесса, где формирование усвоения гражданской идентичности происходит в рамках преподавание дисциплины «Обществознание» с помощью различных педагогических технологий.
Литература
1. Ачкасов, В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора / В.А. Ачкасов // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.
2. Безгина, Н.В. «Гражданская идентичность» как компонент в социальном становлении человека / Н.В. Безгина // Известия Тульского государственного университета. 2014. №3. С.177-186.
3. Беляева, М.В. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного географического образования, гражданская идентичность и общенациональные ценности / М.В. Беляева // Национальные приоритеты России. 2017. №3. С.79-86.
4. Дробижева, Л.М. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России / Л.М. Дробижева, С.В. Рыжова // Полис. Политические исследования. 2015. №5. С.9-24.
5. Павлишина, Д.С. Гражданская идентичность современной российской молодежи: факторы и проблемы формирования / Д.С. Павлишина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. №39. С.826