Роль искусственного интеллекта и его применение в процессе обучения обществознанию - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Роль искусственного интеллекта и его применение в процессе обучения обществознанию

Иванаевский Д.В. 1
1БГПУ Им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отличительной чертой современного общества является стремление к информатизации во всех сферах жизнедеятельности человека. Одним из наиболее прогрессивных и актуальных форм информатизации является процесс внедрения искусственного интеллекта в повседневную жизнь общества, в том числе и образование. Происходит это с помощью загрузки и настройки программного обеспечения, позволяющего контролировать такие аспекты процесса обучения как, например, контроль и проверка усвоенного материала, компоновка заданий по уровню сложности в зависимости от способностей самого обучающего.

В энциклопедическом словаре термин «искусственный интеллект» оперяется как способность интеллектуальных машин выполнять функции, ранее свойственные только человеку». Исторически развитие искусственного интеллекта начинается с появлением в 1963 году первой механическаой вычислительной машины, автором которой является Вильгельм Шикард. В последующим проблематикой данного вопроса занимались различные ученые, в том числе Тьюринг, Марголин и Дубовский.

Использование систем искусственного интеллекта в образовании соответствует ценностной установке на персонализацию образования. Персональные учебники с искусственным интеллектом получили в литературе название «алмазный букварь». Они как адаптивные системы, анализируют процесс учебы по множественным параметрам, учитывают индивидуальные особенности и предлагают инструменты поддержки, контроля и оценивания. 

В образовании при использовании искусственного интеллекта провозглашается, что в центре адаптивного обучения – сам обучающийся, его способности и решения о том, что, в какой последовательности и с какой глубиной изучать.

Искусственный интеллект может стать фактором улучшения функционирования системы образования через использование в управлении системой образования больших данных.

Адаптивное и персонализированное обучение, пожалуй, одни из наиболее перспективных направлений применения искусственного интеллекта в образовании. Учитывая индивидуальные особенности развития обучающегося, искусственный интеллект способен, либо подстраивать порядок показа блоков курса под его способности, либо информировать преподавателя о том, какой материал хуже усвоен, а какой лучше. Другой областью применения искусственного интеллекта в образовании является система автоматического оценивания, с использованием компьютерныех программ, имитирующих поведение учителей при проверке домашних заданий.

Искусственный интеллект может стать фактором улучшения функционирования системы образования через использование в управлении системой образования больших данных. Однако система образования, ориентированная на децентрализацию и гибкость, рискует утратить функцию социального лифта, если использование искусственного интеллекта будет лишь подстраивать образование под стартовые условия (уровень интеллекта, особенности мотивации, социальную среду), вводя явные или скрытые ограничения для социальной мобильности. 

Цифровая фиксация результатов образования - это одновременно величайшая возможность и источник серьезных социальных рисков и угроз. В соответствии с трендом персонификации процессов и результатов образования посредством искусственного интеллекта осуществится переход от управления знаниями к формированию soft skills (личных умений и навыков).

Образовательный процесс, измененный искусственным интеллектом и нейротехнологиями, потребует ценностного обоснования и определения границ психологического влияния на субъекты образования. Быстрого решения требует задача сохранения конфиденциальности данных и определение режимов доступа к ним, целей их использования, а также проблема ответственности за ошибки искусственного интеллекта. В образовании проблема сохранения ориентации на человеческое достоинство как высшую ценность связана с необходимостью избегать образовательной дискриминации, а искусственный интеллект обучается различным формам поведения, включая сексизм, расизм, буллинг и так далее. 

Таким образом, новые технологии имеют как положительные, так и отрицательные оценки и влияние на систему образования. Мы видим, что прогресс не стоит на месте, многие страны стремятся как можно быстрее внедрить искусственный интеллект в школы, занять первенство на этом рынке ПО. Россия пока отстает от передовых государств, однако, попытки уже делаются и довольно успешные. А значит, можно быть уверенными, что в ближайшей пятилетке наше образование перейдет в большинстве своем на новый этап. В нем будут идти плечом к плечу традиционное обучение и новые технологии искусственного интеллекта, именно помогающие учителю будущего в организации учебного процесса, анализа и контроля усвоенного материала его учениками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Литература

1. Курцвейл Рэй Эволюция разума; Эксмо - М., 2015. - 352 c.

2. Марголин И. Д., Дубовская Н. П. Основные этапы развития искусственного интеллекта // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/archive/206/50536/ (дата обращения: 10.12.2019).

3. Осипов Г. С. Лекции по искусственному интеллекту; Либроком - М., 2014. - 272 c.

4. Ручкин В. Н., Фулин В. А. Универсальный искусственный интеллект и экспертные системы; БХВ-Петербург - М., 2015. - 240 c.

5. Стюарт Рассел, Питер Норвиг. Искусственный интеллект. Современный подход. М: Вильямс, 2016. 1408 с.

6. Тьюринг А. Может ли машина мыслить; Ленанд, Едиториал УРСС - М., 2016. - 128 c.

Просмотров работы: 47