Заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата встречаются не только у лиц пожилого возраста: они распространены во всех возрастных группах. С причиняющими боль и вызывающими нетрудоспособность нарушениями костно-мышечной системы живут от одной пятой до одной третьей людей (включая детей). Наиболее выраженный рост заболеваемости опорно-двигательного аппарата (ОДА) отмечается у детей и подростков, особенно школьного возраста. В условиях интенсификации учебного процесса, на фоне неблагоприятных социально-гигиенических условий и сложной экологической обстановки, детский организм остро нуждается двигательной активности, которой он обделен в силу вышеуказанных факторов [1].
В Российской Федерации число больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА), зарегистрированных учреждениями здравоохранения в 2017 г., составило среди детей 0–14 лет 1, 7 млн. человек и среди подростков 15–17 лет – 0,9 млн. человек [2]. В структуре общей заболеваемости болезни костно-мышечной системы (КМС) у детей занимают 8 место, у подростков - 4 место.
Серьезность проблемы нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков обусловлена тем, что без своевременной коррекции статические деформации (нарушения осанки, сколиозы, нарушения формы стоп) становятся предрасполагающим фактором для развития структурных изменений в позвоночнике у детей и подростков, особенно в годы учебы в школе [3].
Практическая значимость исследования состоит в том, что привлечение внимания к применению лошадей для реабилитации больных и профилактики способствует популяризации иппотерапии, тем самым способствует увеличению количества лошадей - «лекарей».
Актуальность темы данного исследования заключается в понимании сущности принципиальных подходов к формированию реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении детей с использованием лошадей и необходимости создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие их способностей, максимальная интеграция в общество.
Исходя из выше сказанного, целью нашей работы является охарактеризовать мероприятия по реабилитации для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата с помощью иппотерапии.
Методы исследования: Теоретический анализ научной литературы по теме исследования; наблюдение, сравнение;анкетирование; интервью, наблюдения.
Для достижения цели работы мы провели исследование по следующему плану:
Анкетирование учащихся 5 и 10 класса МАОУ СОШ 6 г. Северодвинска.
Сравнительный анализ результатов опроса.
Интервью с врачом-ортопедом Детской поликлиники №1 г. Северодвинска Шульгиной Светланой Валериевной.
Наблюдение за реабилитацией ребенка, имеющего проблемы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА) в конном клубе «Тавро».
Во всём мире верховая езда является одним из средств успешной физической, психологической и социальной реабилитации инвалидов. При этом можно вести речь не только о реабилитации, то есть о восстановлении утраченных возможностей, но и об абилитации . Принципиальное отличие иппотерапии от всех других видов лечебной физкультуры заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника[4].
Для определения осведомленности об иппотерапии и заболеваниях ОДА учеников 5 и 10 классов нашей школы, мной была проведена анонимная анкета среди учеников данных классов. В пятом классе было опрошено 29 учащихся, в десятом – 23. Анкета включала следующие вопросы:
Знаете ли вы, что такое иппотерапия?
Есть ли у вас проблемы с опорно-двигательным аппаратом?
Занимаетесь спортом?
Делаете утром зарядку?
Следите за своей осанкой?
Получены результаты анкетирования и представлены на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 - Результаты ответов на вопросы учеников 5 классов
Рисунок 2 - Ответы на вопросы учеников 10 классов
По результатам опроса можно выявить данную статистику:
1) Около 10% опрошенных детей знакомы с понятием «Иппотерапия».
2) 48% учеников из пятого класса и 35% из десятого имеют нарушения ОДА.
3) Не занимаются физическими упражнениями только треть.
4) 65% учащихся пренебрегают утренней зарядкой.
5) 90% учеников из пятого класса и 83% из десятого следят за своей осанкой.
В рамках исследования за консультацией обратились к детскому врачу-ортопеду детской поликлиники № 1 г. Северодвинска Шульгиной Светлане Валериевне. По мнению специалиста, начало проблем с ОДА чаще всего зависит от вида патологии, каждая из которых может возникнуть в разный период жизни. Так, например, дисплазия тазобедренного сустава – сугубо врожденная патология, а вот нарушение осанки развивается уже с 5-6 лет. На вопрос о применении иппотерапии, врач ответила, что в разных случаях данный метод реабилитации играет разную роль. Например, при нарушении осанки не рекомендуются занятия лечебной верховой ездой, поскольку на позвоночник накладывается большая нагрузка. В случае с детским церебральным параличом (ДЦП) иппотерапия – наиболее эффективный способ реабилитации. Светлана Валериевна по профилактике заболеваний ОДА советует правильно подбирать обувь (эластичная подошва, плотный задник, небольшой каблучок), не забывать про утреннюю зарядку, ведь она является положительным дополнением, равномерно распределять нагрузку на спину, соблюдать гигиену сна. Врач утверждает, что правильная осанка-это залог хорошего здоровья, но научить ребёнка контролировать и следить за положением осанки очень сложно. Такую полезную привычку нужно прививать ребёнку с малых лет. Каждый родитель должен осознавать, что пропущенные в детстве нарушения развития скелета очень сложно корректируются во взрослой жизни человека. Она напоминает, что впоследствии неправильная осанка превращается в патологию, которая является предшественником многих заболеваний и во избежание этих страшных последствий, нужно заниматься укреплением мышц спины и вести здоровый образ жизни. В медицинской практике Шульгиной Светланы Валериевны были случаи, когда вследствие занятий у ребёнка убиралась контрактура, а эмоциональное состояние и мышечный тонус становились лучше.
В ходе исследования, в конном клубе «Тавро» проводились занятия по иппотерапии с ребенком, имеющим проблемы с ОДА. В начале курса реабилитации ребенок был грустный и зажатый. В возрасте 2,5 лет не мог самостоятельно стоять и ходить, сидеть мог только облокотившись. Во время первого занятия мальчик стал активно контактировать с животным, улыбаться. Самостоятельно сидеть на пони ребенок не мог – его поддерживали мама и инструктор из клуба. На занятии мальчик выполнял упражнения с осторожностью и неуклюжестью, связанной с ослабленными мышцами спины. После занятия ребенок чувствовал себя уставшим, но менее зажатым. На третьем занятии стали включаться новые упражнения. Мальчик уверенней сидел на пони, упражнения выполнял охотнее, скованность в общении с животным пропала. Усталость стала менее выраженной, весь процесс проводится в качестве игры, что гораздо облегчает реабилитацию. На 9 занятии, спустя месяц, мальчик мог самостоятельно сидеть на пони без посторонней поддержки, вызывался сам управлять животным, охотно выполнял упражнения, старался подражать движениям опытных всадников. Родители заметили успехи в развитии и реабилитации ребенка: мышцы спины значительней окрепли, посадка стала ровнее, походка – уверенней, но без поддержки идти не мог. Ребенок стал чаще улыбаться и смеяться, проявлял признаки заботы о животное. Таким образом, иппотерапия позитивно повлияла на состояние физического и эмоционального здоровья ребенка, позволила укрепить мышцы спины и сделать огромный шаг в дальнейшей реабилитации мальчика.
В итоге можно сделать следующие выводы:
Следить за здоровьем спины нужно с самого детства, чтобы избежать проблемы в сознательном возрасте.
Иппотерапия является эффективным методом лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Результаты данного исследования могли бы помочь ребятам осознать все проблемы заболеваний ОДА и научить их заботиться о своем здоровье.
Список литературы:
Спивак Е. М., Печникова Н. В, Оценка функционального состояния автономной нервной системы в клинической физиологии детского возраста. // Ярославский педагогический вестник, № 4, Том III, 2012. – с.186
Форма 12 «Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у больных в районе обслуживания лечебного учреждения», 2019.
Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи/ Л.Т. Журба, О.В.Тимонина.– Киев: Здоровья, 1988 – 428с.
Коновалова Н.Г., Коваленко С.А., Архипова О.М. Влияние иппотерапии на работу внутренних органов детей, страдающих детским церебральным параличом. //Адаптивная физическая культура №3, 2006.- с.61-64.