ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Балабус А.В. 1
1отделение СПО филиала ТИУ в г.Сургуте
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.

Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. Впервые тревожность была описана Зигмундом Фрейдом в 1925 году. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой, тревожность, имея природную основу, складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.

Актуальность. В наше неспокойное время проблема тревожности становится всё более актуальной. Этому способствуют кризисы в сфере политики и экономики, рост преступности и терроризма, проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности. Но, помимо этих причин тревожности существуют и другие, менее очевидные, но более глубокие и в большей степени касающиеся каждого из нас. Это – отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и правил выхода из конфликтных ситуаций. Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности.

В нашей работе мы рассматриваем изучение психических состояний в условиях познавательной и учебной деятельности, для которых свойственны состояния напряжённости и тревожности у обучающихся.

Объект исследования: тревожность.

Предмет исследования: особенности тревожности у студентов вузов.

Целью работы является изучение особенностей тревожности молодых людей обучающихся в вузах.

В связи с этим выделяется ряд задач:

ознакомиться с уже имеющимися работами по проблеме тревожности;

проанализировать каждый вид тревожности отдельно;

выявить закономерности наличия или отсутствия какого-либо вида

тревожности у студентов.

соотнести уровень тревожности с успеваемостью студентов.

Методы исследования:

Теоретический анализ литературы.

Эксперимент.

Тестирование (методика определения уровня личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера в обработке Ю.Л. Ханина, проективная методика исследования личности «Дом – Дерево – Человек» в интерпретации Р.Ф. Беляускайте).

Теоретическая значимость заключается в дальнейшей разработке проблемы эмоциональных состояний человека, в частности, вопроса выявления особенностей тревожности у молодых людей.

Практическая значимость: результаты исследования могут применяться в курсах возрастной психологии, практической деятельности психологов, курсов при подготовке семинаров, при составлении программ для работы с молодыми людьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности.

В нашей работе мы рассматриваем такое эмоциональное состояние, как тревожность и ее проявления. В психологической литературе встречаются разные трактовки понятия «тревожность», хотя большинство исследователей сходятся в том, чтобы рассматривать это понятие дифференцированно как ситуативное явление и как личностную особенность.

Тревожность представляет собой устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояние тревоги. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение. Она может проявляться в бегстве, «уходе» от ситуации, от необходимости разрешить проблему. В ряде случаев тревожность является одним из составных компонентов психических расстройств, самыми распространенными среди которых являются неврозы.

Психологический словарь дает такое определение тревожности: «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения». С понятием «тревожность» тесно связано понятие «тревога». Разграничивая эти два понятия, можно сказать, что, в отличие от тревожности, тревогу большинство авторов относят к эмоциональному состоянию.

При любом нарушении баланса системы человек – среда недостаточность психических или физических ресурсов личности для удовлетворения актуальных потребностей, рассогласование самой системы потребностей, опасения, связанные с вероятной неспособностью реализовать свои цели в будущем являются источником тревоги. Среди психологических симптомов авторы выделяют ощущение опасности, снижение способности к концентрации внимания, сверх -настороженность, нарушение сна, снижение либидо, «ком в горле», желудочно-кишечные расстройства.

Изард считает, что нельзя отождествлять страх с тревогой. Страх, по его мнению, – это «совершенно определенная, специфичная эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию». А тревогу он обозначает как комбинацию, или паттерн эмоций, и эмоция страха – лишь одна из них

Гольдштейн определяет тревогу как «субъективное восприятие чрезвычайных обстоятельств». Он отмечает, что тревога возникает, потому что в чрезвычайных ситуациях человек не может справиться с требованиями окружающей среды и поэтому ощущает угрозу своему существованию (или своим ценностям, которые важны для его существования). Тревога часто смещается на любой подходящий объект; чаще всего освобождение от мук, которые доставляет тревога, происходит, если страдающий человек может связать тревогу с каким-нибудь объектом. Псевдо объекты, которые существуют для тревожного человека, не следует путать с реальными источниками тревоги».

Нормальная тревога отличается от невротической тем, что: 1) не является непропорциональной объективной угрозе; 2) не связана с подавлением или другими механизмами интрапсихического конфликта; 3) ею не управляют невротические защитные механизмы, и поэтому ей можно конструктивно противостоять на уровне сознания; кроме того, она прекращает действовать, если объективная ситуация меняется.

Фрейд утверждал, что, независимо от внешнего впечатления, опасность, которой страшатся при невротической тревоге, является столь же реальной, как и та, что вызывает объективную тревогу. Различие заключается в том, что при неврозе опасность обусловлена субъективными факторами.

Исследуя природу субъективных факторов, Фрейд связывает невротическую тревогу с инстинктивными источниками. Другими словами, источником опасности, согласно Фрейду, является величина инстинктивного напряжения или карающая сила Сверх-Я; опасности подвергается Я; беспомощность порождается слабостью Я, его зависимостью от Оно и Сверх-Я.

В 1967 году Ф.Б. Березиным было введено понятие «тревожный ряд». Явления тревожного ряда – это «эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания состояния тревоги». Тревожный ряд в порядке нарастающей тяжести включает в себя следующие уровни: внутренняя напряженность – гиперестезические реакции – собственно тревогу – страх – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – тревожно-боязливое возбуждение. Остановимся более подробно на каждом уровне тревожного ряда. Наименьшую интенсивность тревоги выражает ощущение внутренней напряженности. Это выражается в переживаниях напряженности, дискомфорта, настороженности. Само по себе это ощущение не несет признака угрозы, лишь служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. Этот уровень тревоги имеет самое большое адаптивное значение.

На втором уровне тревожного ряда гиперестезические реакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. «Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении – отрицательную эмоциональную окраску. На этом основывается недифференцированное реагирование, определяемое как раздражительность». Третий уровень тревожного ряда – собственно тревога – проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности. Неосозноваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с отсутствием или малым количеством информации, позволяющей анализировать ситуацию. Страх – четвертый уровень тревожного ряда – возникает при нарастании тревоги и проявляется в конкретизации неопределенной опасности. Причем объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную, действительную угрозу.

Пятый уровень тревожного ряда ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы. Это переживание связано не с содержанием страха, а с нарастанием тревоги. Подобные переживания может вызывать и неопределенная, но очень сильная тревога.

Шестой уровень тревожного ряда, наиболее высокий, – тревожно-боязливое возбуждение – выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума.

В большинстве случаев смена элементов тревожного ряда происходит постепенно. Как правило, между стабильностью состояния и выраженностью тревожных расстройств существует обратная зависимость: наиболее стабильны состояния, характеризующиеся внутренней напряженностью, наименее стабильны те, картина которых определяется ощущением неотвратимости надвигающейся катастрофы и тревожно-боязливым возбуждением.

Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревожность). Очень высокий уровень тревожности, как и очень низкий, называются дезадаптивной реакцией, которая проявляется в общей дезоорганизованности поведения. Большинство современных исследователей, таких, как Г.Ш. Габдреева, Ю.Л. Ханин, Ф.Б. Березин, А.М. Прихожан, выделяют оптимальный уровень тревожности, который обеспечивает надежное, стабильное и качественное выполнение деятельности с достижением реально доступных для человека результатов.

Согласно словарю психоанализа, «обычное определение тревоги как иррационального страха непосредственно применимо только к фобической тревоге, провоцируемой такими объектами и ситуациями, как открытые пространства (агорафобия), замкнутые пространства (клаустрофобия), высота, пауки, змеи, гром, путешествие, толпы, незнакомцы и т.д., и проявляемой в степени, абсолютно несоизмеримой с действительной опасностью этих объектов и ситуаций». Психоанализ имеет дело с бессознательным.

Фрейд считал, что основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справляться с тревогой, которая может возникать, казалось бы, в самых различных ситуациях и обстоятельствах. Однако Фрейд свел все это многообразие порождающих тревогу ситуаций к четырем основным, «прототипическим» ситуациям. Тревога порождается субъективно переживаемой угрозой (т.е. пугающей возможностью) следующих событий:

утрата значимого объекта (близкого человека, любимого зверька или игрушки; неодушевленного предмета, с которым были «одушевленные» отношения и т.п.);

утрата отношения с объектом (любви, одобрения, признания со стороны значимого человека или ненависти, вражды со стороны значимого другого);

утрата себя, своей личности или ее части (например, страх «потерять лицо» в конфликтной ситуации или страх «публичного осмеяния» в значимой ситуации, страх унижения);

утрата отношения к себе (например, страх потерять уважение к себе).

Кроме классификации и анализа порождающих тревогу ситуаций, Фрейд выделил три вида тревоги: реалистическую (перед реальной опасностью), моральную (перед лицом собственной совести, внутренней цензуры, своих идеалов и ценностей) и невротическую (перед силой и характером собственных страстей и желаний).

Термин «защитный механизм» означает прочную поведенческую защитную модель, образованную с целью обеспечить защиту «Я» от осознавания явлений, порождающих тревогу .

Механизмы защиты в той или иной степени присутствуют в поведении человека всегда, но можно выделить «нормальную» защиту, которая бессознательно возникает при переживании вновь прежнего болезненного опыта с целью оградить свое «Я» от повторной травмы, и патологическую как неадекватную силе и характеру стимуляции, ее вызывающей. Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15–16 до 21–25 лет). Это – период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного взросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении – во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренний позиции – весьма многотрудная духовная работа

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей.

Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность – период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку. В этом возрасте налицо выражена поло ролевая дифференциация, то есть развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим наблюдается своеобразная инфантильность – ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях общения с разными людьми и по различным поводам.

В юности молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление, и даже отчуждение от всех тех, кого любит, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью.

Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким. Юность – время, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка – каждый сам по себе – стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом.

В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другое – поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Самовоспитание – это «формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью». Самовоспитание – процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Самообразование– это «образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего». Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом. Самообучение– это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте. Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств.

Исходя из этого, можно отметить, что студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.

Используя термин «тревога», большинство людей даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие молодые люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что это были недобрые предчувствия, волнение, беспокойство и, возможно, даже дрожь. Все эти описания свидетельствуют о том, что в основе феноменологии тревоги лежит переживание страха. Он, как любая базовая эмоция, может варьировать по своей интенсивности, соответственно и при тревоге он может быть выражен слабо, умеренно или сильно.

Переживание страха влечет за собой чувство изоляции и одиночества, некоторые люди включают в эмоциональный паттерн тревоги и эмоцию печали. Не исключено, что в отдельных случаях печаль сама по себе может определить картину тревоги, но чаще всё же ее роль в эмоциональном паттерне тревоги обусловлена ее взаимодействием с эмоциями при страхе.

Несмотря на то, что страх, особенно в его крайних проявлениях, переживается довольно редко, большинство молодых людей боится этой эмоции. Переживание страха ощущается и воспринимается ими как угроза личной безопасности. Страх побуждает молодых людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Для высоко тревожных молодых людей характерны: заниженная самооценка, эмоциональная нестабильность, высокий уровень психоэмоционального напряжения и низкий уровень субъективного контроля.

У студентов два месяца в году связаны с экзаменами – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8–9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86–100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии.

На психологическом уровне тревожность у студентов ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение.

Заключение. На основе теоретического анализа литературы мы сделали вывод, что проблема тревожности становится в наше время всё более актуальной. Состояние тревожности связано с эмоциональным дискомфортом, оно еще и наиболее значимый риск-фактор, приводящий к возникновению психосоматических заболеваний, а нередко служащий причиной и эндогенной депрессии.

Тревога в мире человеческих отношений – явление очень распространенное, имеющее огромное количество различных оттенков, что породило множество различных определений этого психического состояния. Чаще всего термин «тревога» разные авторы используют для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны – активацией автономной нервной системы.

Исследованием проблемы тревожности занимались такие авторы, как К. Изард, который рассматривал тревожность как эмоциональное состояние, А.М. Прихожан, рассматривающая тревожность как устойчивое личностное образование, З. Фрейд, К. Хорни, раскрывшие природу тревожности, и многие другие. В своей работе мы проанализировали психологические теории тревоги, разработанные разными авторами, виды тревоги; рассмотрели особенности тревожности молодых людей, выявили критерии успеваемости студентов старших курсов, а также рассмотрели некоторые методы для снижения уровня тревожности студентов.

Проведенное исследование на всех его этапах доказало верность гипотезы, положенной в его основу. Результаты исследований по проблеме тревожности дают материал для дальнейшего изучения эмоциональных состояний человека, в частности, вопроса выявления особенностей тревожности молодых людей, а также могут применяться в практической деятельности психологов, при составлении программ для работы с молодыми людьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности.

ЛИТЕРАТУРА

Андрусенко В.А. Социальный страх. – Екатеринбург, 2001.

Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М., 2004.

Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей. – М., 2007.

Бодров В.А. Психология стресса. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005.

Воротникова Е.Ю., Соколова Е.В., Мельников В.И. Психологические методы коррекции состояния тревожности у педагогов // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сб. докл. межрегион. науч. – практ. конф.: В2-х ч. Новосибирск, 2003. Ч. 1.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М: Прометей, 2003.

Изард К. Психология эмоций. – М., 2010.

Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. Т. 1. – М., 2008.

Либина Е.В., Либин А.В. Стили реагирования на стресс. – М.: Смысл, 2008.

Мэй Р. Проблема тревоги. – М., 2001.

Просмотров работы: 531