СТРОЙКИ ГОЭЛРО: МЕЧТА – ПЛАН – РЕАЛЬНОСТЬ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СТРОЙКИ ГОЭЛРО: МЕЧТА – ПЛАН – РЕАЛЬНОСТЬ

Кожухова Е.Е. 1
1Финуниверситет при Правительстве РФ (Орловский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из главных задач новой советской экономики В.И. Ленин считал электрификацию всей страны. План ГОЭЛРО, принятый в 1920 г. и рассчитанный на 10-15 лет, был выполнен к 1931 г.

«Первенцем» плана ГОЭЛРО стала Волховская ГЭС, которую называют «замком на воде».

Первый проект использования реки Волхов для выработки электроэнергии инженер Генрих Осипович Графтио подготовил еще в 1902 г., но тогда не нашел поддержки со стороны власти. В 1914 г. он модернизировал проект под более мощные турбины. Воплощению проекта в жизнь помешала Первая мировая война. В 1917 г. инженеру все же удалось заинтересовать своим проектом Временное правительство, в этом же году начались подготовительные работы по сооружению станции, которые скоро пришлось приостановить по причине общего развала экономики. Построить ГЭС удалось только при большевиках, когда идею Графтио поддержал лично Ленин. В 1921 г. началось строительство, целью которого было обеспечение электроэнергией Петрограда. Создание ГЭС продвигалось с такими трудностями, что Владимир Ильич ввиду исключительной государственной важности включил ее в план ГОЭЛРО. Строительство проходило в тяжелейших экономических условиях в труднейшие годы разрухи лопатами и тачками, без тяжелой техники. В нем участвовала вся страна. Со всех сторон шли сюда строительные материалы. Тысячи людей приняли участие в создании энергетического «первенца» такой величины. Летом 1926 г. началось сквозное судоходство через шлюз, а в декабре Волховская ГЭС была торжественно открыта и начала подавать энергию на промышленные предприятия Петрограда. Станции было присвоено имя Ленина.

Историческое значение Волховской ГЭС наиболее ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны. В 1941 г. при подходе немецких войск станция была демонтирована, а главное оборудование вывезено на Урал. В декабре 1941 г. часть не вывезенного оборудования восстановили. Вскоре ГЭС начала «оживлять» осажденный Ленинград и его жителей: по «дороге жизни» и кабелю, который проложили по дну Ладожского озера, в город начали поставлять электроэнергию. С 7 ноября 1942 г. каждая семья в Ленинграде могла на 2 часа в день включить электричество. Кроме того, наличие электричества помогало производству мин и снарядов. Фашисты регулярно бомбили станцию, но так и не смогли остановить ее работу. Полностью восстановили ГЭС в 1945 г.

Среди десятков гидротехнических объектов, разбросанных по стране, этот «замок на воде» сильно выделяется. В 150-метровом по длине машинном зале практически во всю 17-метровую по высоте боковую стену, выходящую на верхний бьеф, вмонтированы арочные окна, причем в бетонных рамах. Такая «открытость» позволяет максимально использовать дневной свет. Здание гидростанции построено под углом к водному потоку – такого технического решения нигде больше не увидеть. На портике над входом сохранился профиль Ленина. Одной из главных особенностей ГЭС является главный пульт. Его панели сделаны из самого дорогого в мире Каррарского мрамора, добываемого в Апуанских Альпах и знакомого многим по статуям Микеланджело (сорт имеет минимальную электропроводность). А сводчатые потолки и максимум естественного освещения напоминают зал музея, а не «сердца» станции.

Сегодня Волховская ГЭС вырабатывает энергию для передачи в единую энергосистему Северо-Запада. Она оборудована современными мощными механизмами и электроникой. Для прохода судов есть специальный шлюз. Она является охраняемым объектом, внутрь попасть можно только с экскурсией. Волховская ГЭС работает уже более 90 лет, и, нет сомнений, прослужит еще как минимум столько же.

Постройка другого масштабного проекта ГОЭЛРО – Каширской ГРЭС – началась еще до официального принятия плана – в 1919 г. «Это был год величайшего военного напряжения, и мы с тревогой наблюдали на громадных картах, выставленных для всеобщего сведения, как огненно-красная линия фронта роковым кольцом сжимала сердце страны», – писал главный теплоэнергетик страны Глеб Кржижановский [1]. Для строительства был снесен близлежащий поселок Терново, а взамен построили рабочий поселок Новокаширск. По 18 часов в день голодные и оборванные люди – комсомольцы, военные и рабочие с остановившихся заводов – строили здесь символ новой жизни. В это же время армия А.И. Деникина подходила к Туле, в ста километрах от Каширы стояли разъезды генерала К.К. Мамонтова, повсюду царствовали разруха и эпидемия сыпного тифа, но стройка не останавливалась. Материалов для строительства катастрофически не хватало. Основными орудиями труда были кирка, лом, лопата, а основным видом транспорта – лошадь и телега.

Но уже через два года, в июне 1922-го, на берегу Оки Каширская электростанция, работавшая на подмосковном угле, была пущена в эксплуатацию. На момент пуска она была второй по мощности в Европе. Тяжелобольной Ленин к тому моменту уже не выезжал из Горок и видеть всего торжества электрификации не мог. Станция получила имя Глеба Кржижановского.

Во время Великой Отечественной войны Каширская ГРЭС бесперебойно снабжала московские предприятия электричеством. В конце сентября 1941 г., когда вокруг Москвы начало сжиматься вражеское кольцо, Правительством СССР было принято решение о демонтаже оборудования станции и отправке его в Сибирь. Электростанция была заминирована, но взрывать станцию не пришлось – враг был остановлен и отброшен от Каширы. К февралю 1943 г. Каширская ГРЭС была восстановлена на полную довоенную мощность.

В 1980 г. за высокие трудовые достижения коллектив Каширской ГРЭС Мосэнерго удостоился высокой награды – был занесен на Всесоюзную Доску Почета в числе нескольких десятков лучших промышленных предприятий страны.

Помимо Каширской ГРЭС, другим масштабным проектом ГОЭЛРО в Московской области стала Шатурская ТЭС имени Ленина, основанная в 1925 г. Расположена она в городе Шатура и является одной из старейших тепловых электростанций в России.

Идея построить ТЭС на Шатурских болотах, богатых торфом, возникла еще до Октябрьской революции, однако в связи с последующими событиями в истории страны работы по ее строительству были приостановлены до весны 1918 г. Параллельно с постройкой станции велись разработки торфяных болот. Так же в это время активно строились общежития для рабочих, больницы, столовые, школа и другие бытовые службы. Была построена опытная электростанция небольшой мощности для отработки технологии сжигания торфа, получившая название «Малая Шатура».

Постройка основной государственной электростанции началась под руководством А.В. Винтера, главного строителя электростанции, в июне 1923 г.

В воскресенье, 6 декабря 1925 г., состоялось торжественное открытие государственной электростанции, являвшейся одним из звеньев плана ГОЭЛРО. На это мероприятие приехало много гостей, в их числе член Президиума ЦИК СССР П.Г. Смидович, председатель Госплана Г.М. Кржижановский, послы из некоторых зарубежных стран и другие. Председатель рабочих Шатурстроя, открывая митинг, отметил огромное значение, которое имеет «Шатурка» в деле строительства коммунизма, указал на ту колоссальную работу, которую в тяжелых условиях проделали рабочие и крестьяне. А выступивший от имени правительства Смидович сказал: «Ныне наука вышла на осуществление великих заветов Ленина. Это только первое звено. Отсюда начнется строительство новой жизни. От имени правительства объявляю Шатурскую ТЭС достойной имени Ленина, каковое звание ей и присваивается».

В 1939 г. Шатурская ТЭС была награждена орденом Ленина, а в 1945 г. – орденом Трудового Красного Знамени.

Одна из самых грандиозных строек ГОЭЛРО – Днепровская ГЭС – пятая, старейшая, ступень каскада гидроэлектростанций на реке Днепр, в городе Запорожье ниже днепровских порогов. Задача строительства – обеспечить народное хозяйство дешевой электроэнергией, а также сделать Днепр полностью судоходным и способствовать проекту орошения полей юга Украины. Стройка вызвала огромный энтузиазм – массы людей добровольно отправлялись на великую стройку, идя на немалые лишения.

Впервые название «Днепрострой» появилось в 1921 г. – в Москве был создан проектный институт во главе с профессором Иваном Гавриловичем Александровым. Организация должна была обследовать Днепр около Запорожья и спроектировать «государственную Днепровскую гидроэлектрическую станцию». В том же году Лениным было подписано постановление «об освобождении земель, подлежавших затоплению при сооружении гидроэлектростанции на Днепре» [2].

История строительства Днепрогэса очень интересна. С проектом его строительства связано множество мифов и легенд. Утверждается, например, что первый проект, подготовленный инженером Генрихом Графтио, в 1905 г. оказался на столе императора Николая ІІ, но царь недооценил перспективы гидроэнергетики. А в 1913 г. епископ Самарский и Ставропольский Симеон докладывал графу Орлову-Давыдову: «На ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии» [3].

Почему епископ считал строительство самарской дамбы крамолой? Потому что при этом были бы затоплены церкви и кладбища, что на протяжении всей истории человечества считалось кощунством. Царь отказался от строительства Днепрогэса по той же причине, хотя проект инженера Генриха Графтио предусматривал сооружение трех последовательных плотин и затопление сравнительно небольшой территории.

Другая легенда гласит о том, что вопрос о строительстве Днепрогэса решался на специально созванном зимой 1927 г. заседании политбюро ВКП(б). Спорили на этом заседании об одном – самим строить Днепрогэс или привлечь к этому делу иностранные фирмы. Дискуссия длилась несколько часов, пока, наконец, И.В. Сталин проникновенно не обратился к строителям: «Какое ваше мнение, товарищи?» После недолгих размышлений начальник строительства Шатурской ГРЭС Александр Винтер ответил: «Нужно строить своими силами». Вождь внимательно посмотрел в глаза Винтеру и подвел итог обсуждения: «Хорошо, будем строить сами».

На самом деле, речь на заседании Политбюро шла о другом: строить три плотины или одну, затапливая огромную территорию, на которой жили около 50 тысяч человек. Графтио отстаивал свой проект, но Сталин отдал предпочтение другому плану, предусматривающему возведение грандиозного Днепрогэса. Автором этого проекта был ученик Графтио – Иван Александров. Он был назначен главным инженером Днепростроя. Возглавил строительство Александр Винтер.

Первые строители прибыли в Запорожье 8 марта 1927 г., а через неделю на правобережной скале Любви (сейчас там расположен машинный зал ГЭС) затрепетало красное полотнище с надписью «Днепрострой начат!». К 1928 г. построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое. Однако фактически строители находились на положении заключенных. Правда, поначалу у них хотя бы были сносные жилищно-бытовые условия. Но к 1932 г. условия жизни рабочих стали просто ужасающими.

За всю историю строительства Днепрогэса случались и аварии. Одна из самых крупных произошла весной 1928 г. Упал забор из металлических шпунтов, после чего пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на место, при этом строительство не прекращалось ни на час.

Первый агрегат был запущен в 1932 г. Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 10 октября 1932 г. – в день рождения начальника строительства. На пуск прибыли председатель Всесоюзного центрального исполнительного комитета Михаил Иванович Калинин, нарком промышленности Серго Орджоникидзе, первый секретарь ЦК ВКП(б) Станислав Косиор, французский писатель Анри Барбюс. На то время это была крупнейшая гидроэлектростанция СССР.

На территории Орловщины грандиозных объектов ГОЭЛРО построено не было и не планировалось. Это обусловливалось сельскохозяйственной специализацией региона, отсутствием крупных рек и сырья для электростанций. По плану ГОЭЛРО реконструировалась орловская центральная электростанция, работавшая с 1912 г. В 1923-24 гг. в Ливнах, Мценске, Кромах, Новосиле были смонтированы небольшие электростанции, работающие преимущественно от двигателей внутреннего сгорания. Началось строительство мелких электростанций на селе.

Реализация плана ГОЭЛРО потребовала титанических усилий, напряжения всех сил и ресурсов страны. К концу 1935 г., т.е. 15-летию плана ГОЭЛРО, вместо 30 запроектированных, было построено 40 районных электростанций. Россия располагала мощной разветвленной сетью высоковольтных линий электропередач. План ГОЭЛРО сыграл в жизни страны огромную роль: без него вряд ли удалось бы вывести СССР в столь короткие сроки в число самых развитых в промышленном отношении стран мира.

Литература

Развитие электрификации советской страны 1921-1925 гг. М., 1956. С. 180-182.

Ленин В.И. Об электрификации. М., 1964, с. 417-418.

Гвоздецкий В.Л. План ГОЭЛРО – стратегическая программа социально- экономического и научно-технического развития Советского государства [Электронный ресурс] URL: https://www.portal-slovo.ru/impressionism/36313.php?ELEMENT_ID=36313&PAGEN_1=5 (дата обращения: 01.10.2019).

Весь мир как на ладони – [Электронный ресурс] URL: https://lifeglobe.net/ (дата обращения: 01.10.2019).

Я – Краевед – [Электронный ресурс] URL: https://ya-kraeved.ru/ (дата обращения: 01.10.2019).

Livejournal[Электронный ресурс] URL: https://zavodfoto.livejournal.com/ (дата обращения: 01.10.2019).

Просмотров работы: 38