Военно-социальная работа в психолого-педагогической науке (к вопросу об анализе понятия) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Военно-социальная работа в психолого-педагогической науке (к вопросу об анализе понятия)

Подгорнов М.В. 1, Постников С.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «военно-социальная работа» в отечественных психолого-педагогических исследованиях появилось относительно недавно, вместе с масштабными реформами в Вооруженных силах, начавшихся в 1990-е гг. [6]. К настоящему времени мы имеем вполне осмысленное понимание данного явления и можем судить о его трансформациях и уточнениях.

Как сложно двусоставное понятие его можно вывести исходя из объяснения, данного в Словаре русского языка:

«Военно-… – первая часть сложных слов со значением военный, относящийся к обслуживанию вооруженных сил, к ведению войны» [27, с. 94] и «социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальное обеспечение (государственная система материального обеспечения граждан в старости, а также в случаях болезни или нетрудоспособности)» [27, с. 751].

Следовательно «военно-социальный» – прилагательное, указывающее на нечто, связанное с общественными отношениями в военной сфере.

«Работа – производственная деятельность по созданию, обработке чего-нибудь» [27, с. 636].

Военно-социальная работа, значит, деятельность в области общественных отношений в военной сфере жизни.

Впервые в современной российской истории о необходимости ее возрождения заговорили в 1992 г., когда увидел свет приказ Министра обороны Российской Федерации № 147 «О введении в действие Положения об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации» [5].

Предметом же осмысления в отечественной культуре она стала, начиная с 1993 г. В официальных документах эта деятельность первоначально получила название «социально-правовой работы» [см.: 4].

До того она не выделялась в качестве самостоятельного направления в деятельности органов военного управления, командиров, должностных лиц. Резкое обострение социально-экономической ситуации в стране, нарастание социальных проблем в армии в нач. 1990-х гг. (распад СССР, последствия Советско-Афганской войны, вывод войск с территории стран Варшавского договора, увеличение числа неустроенных ветеранов боевых действий, сокращение ВС, нарастание социально-политических противоречий в России и т.д.) потребовали от органов военного управления принятия адекватных мер как организационного, так и теоретико-методологического характера по налаживанию системы защиты социально-экономических прав военнослужащих.

На это требование откликнулись авторы журналов «Социальная работа» и «Социологические исследования». Их формулировка военно-социальной работы исходила из отношения ее к социальной деятельности вообще.

«Военно-социальная работа, – читаем в журнале «Социальная работа» за 1993 г., – это составная часть более широкого понятия – социальной работы, под которой понимается принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения общества к отдельному человеку и группам лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социальная работа отличается от благотворительности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков саморегуляции» [см.: 32, с. 90]. В журнале «Социологические исследования» за 1993 г. рассматривается профессиональная направленность военно-правовой (социальной) работы, ведь она «по своей сути представляет собой форму государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей и призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе» [см.: 18, с. 6].

В 1993–1995 гг. шел активный процесс поиска наиболее оптимальных форм и методов деятельности по реализации прав и льгот военнослужащих, накапливался и обобщался ее опыт. С 1995 г. (в приказе Министра обороны Российской Федерации № 235 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации») эта деятельность стала именоваться «военно-социальной работой» [см.: 7].

На следующий день после этого был подписан приказ Министра обороны Российской Федерации № 226 «Об органах воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации», где определялась роль военно-социального работника в ВС РФ, представлялись его обязанности [см.: 6].

Приведем их в полном объеме:

«В армии роль военно-социального работника выполняет офицер по социальной работе и профилактике правонарушений. Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля 1 ранга) отвечает за состояние и организацию социальной работы, проведение воспитательных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений в полку (на корабле). Он подчиняется заместителю командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе.

Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля 1 ранга):

- изучает социальные процессы среди военнослужащих и гражданского персонала полка (корабля), вырабатывает и участвует в реализации предложений командиру по предупреждению негативных социальных явлений;

- обязан знать нужды, запросы военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, информировать о них командира полка (корабля), совместно с другими должностными лицами принимать меры по своевременному разрешению социально-бытовых проблем;

- отвечает и лично проводит работу по разъяснению приказов и директив Министерства обороны Российской Федерации по социальным вопросам;

- организует взаимодействие и оказывает помощь общественным организациям, действующим в полку (на корабле) в их работе по социальной защите военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала и разрешению социально - бытовых проблем;

- обязан знать состояние воинской дисциплины в полку (на корабле), вырабатывать предложения командиру по ее укреплению, оказывать помощь командирам подразделений в проведении воспитательных мероприятий по предупреждению правонарушений;

- участвует совместно с помощником командира полка (корабля) по правовой работе в правовом воспитании личного состава, формирования у него дисциплинированности и послушания, укрепления единоначалия;

- совместно со штабом полка (корабля), командирами подразделений анализирует и несет ответственность за обобщение и внедрение передового опыта работы по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений;

- участвует в обучении должностных лиц полка (корабля), командиров подразделений практике и методике индивидуально-воспитательной работы с личным составом, укрепления воинской дисциплины и правопорядка.

Военно-социальный работник должен знать:

- законодательные и иные нормативные акты по социальной работе с военнослужащими, членами их семей, гражданским персоналом;

- организацию анализа и разработки военно-социальных программ;

- вопросы обеспечения социальных прав военнослужащих и членов их семей;

- проблемы социального обеспечения воинского труда и быта;

- работу общественных организаций и институтов по социальным проблемам;

- психологию, социологию, специфику работы в различной социальной среде воинских коллективов и членов семей военнослужащих, гражданского персонала;

- основы общей и семейной психологии;

- формы и методы военно-социальной работы, информирования личного состава;

- нормы семейного, трудового, жилищного законодательства;

- основы уголовного и гражданского права;

- основы уголовного и гражданского процессуального права;

- передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы в воинских коллективах.

Военно-социальный работник должен уметь (в области социальной работы):

- компетентно работать с документами, регламентирующими жизнедеятельность воинского коллектива;

- поддерживать связь с местными органами государственной власти и управления, общественными организациями, трудовыми коллективами, совместно с ними решать вопросы социальной защиты военнослужащих, членов их семей;

- информировать военнослужащих о практике применения нормативных документов в повседневной жизни;

- осуществлять постоянное изучение запросов и настроений личного состава, участвовать в разрешении просьб, жалоб и заявлений военнослужащих;

- заботиться о соблюдении принципов социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала при организации их труда и быта;

- осуществлять социальные мероприятия по улучшению морального и материального стимулирования различных категорий военнослужащих, гражданского персонала;

- постоянно заботиться о социально-бытовом, торговом и медицинском обеспечении военнослужащих и членов их семей;

- поддерживать связь с местными органами государственной власти и управления, общественными организациями, совместно с ними решать вопросы социальной защиты военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

Отдельные стороны военно-социальной работы в ВС РФ уточнялись в течение последующих пяти лет, однако серьезных изменений они не претерпели.

В 1996 г. был издан приказ Министра обороны Российской Федерации № 23 «О совершенствовании морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации».

В 1998 г. в войска поступила директива Министра обороны Российской Федерации № Д-16 «Об организации работы с семьями военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

В 1999 г. – директива Министра обороны Российской Федерации № Д-6 «О правовых минимумах». Спустя три месяца подписан приказ Министра обороны Российской Федерации № 333 «О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации». В поддержку чего увидели свет указания начальника ГУВР ВС РФ № 172/3/4928 «О мерах по улучшению взаимодействия органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации с органами прокуратуры в интересах защиты социальных прав и льгот военнослужащих и членов их семей».

Все они в значительной мере конкретизировали сущность исследуемого понятия и позволили начать научную разработку его в диссертационных и подобных им исследованиях в области философской, исторической, социологической и юридической наук.

Большинство исследователей в 2000 г. сходилось во мнении, что военно-социальная работа – это понятия, широко используемое в теории и практике военного строительства, обозначает относительно самостоятельное направление деятельности государственных органов, органов военного управления и должностных лиц, общественных объединений по обеспечению социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей [см.: 23; 25; 29; 38]. Произошла окончательная институционализация военно-социальной работы в качестве самостоятельного социального института. Косвенным подтверждением этому служит появление приказа Министра обороны Российской Федерации № 615 «О работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации». Приказ к настоящему времени утратил силу, но в 2000 г. он давал основания для массовых социальных действий военнослужащих.

В 2001 г. было разработано первое руководство для массового его использования в ВС, среди военнослужащих, уволившихся в запас и гражданского персонала военной организации, – «Словарь-справочник по истории социальной работы в России и российской армии». В нем было дано первое систематизированное определение военно-социальной работы. Она определялась, как «компонент социальной работы, система правовых, политических, экономических, воспитательных, социальных и других мероприятий, проводимых в целях гарантированного обеспечения материально-бытовых условий и льгот военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, гражданскому персоналу Вооруженных Сил» [35, с. 19].

1-я пол. 2000-х гг. отмечается введением в действие большого числа нормативных документов, упорядочивающих систему военно-социальной работы в ВС РФ. Среди них отметим: указания начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации № 172/9/3588 (2001) [см.: 15]; приказы Министра обороны Российской Федерации №№ 109, 115; указания начальника Главного управления кадров – заместителя министра обороны Российской Федерации по кадрам № 172/12/30161 (2002) [см.: 11; 12; 16] и др.

Окончательно свое нормативное оформление в документах боевого управления Вооруженных Сил РФ военно-социальная работа получила в 2004 г.

Так, в соответствие с Приказом Министра обороны Российской Федерации № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации» [13] было определено ее место в структуре органов воспитательной работы, определены функции, уточнены обязанности должностных лиц, осуществляющих военно-социальную работу.

В § 5 приложения № 1 (Положение об органах воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации) приказа говорится:

«Органы воспитательной работы решают следующие задачи:

проводят в войсках государственную социальную политику, организуют военно-социальную работу в Вооруженных Силах, осуществляют изучение социальной обстановки в войсках, участвуют в реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил;

осуществляют руководство деятельностью органов воспитательной работы по специальным вопросам, использование в установленном порядке имущества, предназначенного для осуществления … военно-социальной работы;

осуществляют планирование финансовых средств по статьям расходов сметы Министерства обороны, предназначенных для осуществления … военно-социальной работы, распределение лимитов бюджетных обязательств и контроль за расходованием средств, выделяемых на проведение воспитательной работы, содержание воинских частей и организаций, находящихся в непосредственном подчинении».

В § 4 приложения № 2 (Основные обязанности должностных лиц органов воспитательной работы воинской части):

«Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений воинской части несет ответственность за состояние и организацию военно-социальной работы, проведение воспитательных мероприятий по поддержанию воинской дисциплины и профилактике правонарушений в воинской части».

В приложении № 3 (Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации):

«В содержательном плане система воспитательной работы включает в себя … военно-социальную работу.

Приоритетными направлениями совершенствования воспитательной работы является: … совершенствование военно-социальной работы ... .

Можно с достаточной степенью достоверности охарактеризовать эффективность воспитательной работы, при этом необходимо проанализировать и установить:

в) в военно-социальной работе:

является ли военно-социальная работа составной частью воспитательной работы и степень ее соответствия законодательству Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны по социальным вопросам;

деятельность командования воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

организацию изучения социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), военно-учебного заведения, выработку предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы в их реализации;

проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих;

своевременность рассмотрения жалоб и предложений;

проведение юридических консультаций и оказание адресной помощи в случае нарушения социальных прав военнослужащих.

Кроме того, проверяется наличие должностей и укомплектованность органов воспитательной работы специалистами военно-социальной работы.

Целью оценки состояния военно-социальной работы является определение уровня реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей воинской части (подразделения), военно-учебного заведения».

Обращает на себя внимание, разработанное Главным управлением воспитательной работы ВС РФ в 2004 г. учебное пособие «Военно-социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: вопросы теории и практики».

Его автор В.М. Корякин, начиная с сер. 1990-х гг. поднимает вопрос о правовой основе военно-социальной работы и ее связи с юридическими науками. Ее сущность он видит в реализации законодательства о социальной защите военнослужащих, других категорий граждан, а также ее соответствии принятой в мировой практике терминологии в данной области [24, с. 5].

В пособии эта работа переводится в практическую плоскость и автор предлагает ее рассматривать, во-первых, «как самостоятельный вид деятельности, имеющей специфическую цель – максимальное использование правовых, организационных, воспитательных средств ее субъектами при выполнении возложенных на них обязанностей и предоставленных им полномочий по социальной защите военнослужащих;

во-вторых, ставить вопрос о компетентности и ответственности руководителей за состояние военно-социальной работы;

в-третьих, вырабатывать критерии оценки военно-социальной работы и определять возможности по повышению ее эффективности.

С точки зрения практического осуществления задач военно-социальной работы приведенная трактовка этого понятия позволяет, во-первых, рассматривать военно-социальную работу в качестве основного фактора обеспечения социальной защиты военнослужащих, а во-вторых, представлять военно-социальную работу как комплекс мероприятий правового, организационного, воспитательного характера» [24, с. 17].

В пособии предпринята удачная попытка различить широкую и узкую трактовку этой деятельности: «В широком смысле, военно-социальная работа – это влияние государственных органов, органов военного управления, воинских должностных лиц и общественности на социальное обустройство войск через формирование и реализацию государственной социальной политики, направленной на создание благоприятных условий жизнедеятельности каждого военнослужащего и его семьи. В более узком понимании военно-социальная работа – это профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи военнослужащему, его семье или группе лиц через информирование, консультирование, прямую натуральную помощь, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающую им в этом» [24, с. 18].

В след за этим дается синтетическое определение: «Военно-социальная работа представляет собой деятельность по исполнению установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению их социальной защиты. Понятие «защита» подразумевает, во-первых, действия, сосредоточенные на охрану от враждебных действий, опасности, на предохранение и безопасность кого-либо и чего-либо; во-вторых, это то, что защищает и служит обороне» [24, с. 155].

2-я пол. 2000-х гг. отмечается активными разработками в определении военно-социальной работы.

Среди наиболее примечательных категориальных решений нужно назвать определения, предложенные в Военном университете МО РФ в 2006 г.: «Военно-социальная работа как вид морально-психологического обеспечения представляет собой систему согласованных, целенаправленных организационных, правовых и воспитательных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время командирами, штабами, всеми органами военного управления и должностными лицами и направленных на реализацию установленных законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, на поддержание высокого уровня правопорядка и воинской дисциплины» [19, с. 122; 26, с. 15].

В 2009–2012 гг. идет работа по накоплению частных определений военно-социальной работы. П.Д. Павленко дано ее определение как части «системы морально-психологического обеспечения боевых действий и деятельности войск» [34, с. 210]. Ю.Ю. Глушковым – как системы правовых, политических и социальных мероприятий, целью которых является создание социально-правовых условий, способствующих формированию у военнослужащих по призыву ВС России высоких морально-психологических качеств и стойкости духа [22, с. 46]. Авторский коллектив под руководством А.А. Чертополоха делает заключение, что «военно-социальная работа … по своему объекту относится к группе общественных наук. Вместе с тем она имеет предметные и методические связи с отдельными естественно-научными дисциплинами, например с физиологией, медициной, психологией, экологией, что подчеркивает ее интегрированный, междисциплинарный характер. Наиболее тесные связи эта учебная дисциплина имеет с такими дисциплинами, как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы» и некоторыми другими. Прикладное значение в военно-социальной сфере принадлежит дисциплине «Военно-социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации». Военно-социальная работа является наиболее широким понятием, обозначающим комплекс различных видов и сфер деятельности разнообразных субъектов по удовлетворению социальных потребностей ее клиентов, осуществляемых на теоретико-методологическом, концептуально-политическом, общественно-гражданском, нормативно-юридическом и практическом уровнях» [21, с. 8-10]. С.Н. Семенкова пишет, что «военно-социальная работа, наряду с другими составляющими морально-психологического обеспечения, оказывает влияние на боеготовность и боеспособность частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, способность противостоять воздействию противника на сознание, социальное самочувствие и боевой дух военнослужащих. Она организуется и проводится с целью создания необходимых социальных условий для успешной деятельности военнослужащих при подготовке и ведении операций (боевых действий). Возможный широкомасштабный и затяжной характер боевых действий или вооруженного конфликта, применением противником оружия массового поражения и высокоточного оружия, предъявляют особые требования к организации и содержанию военно-социальной работы в боевых условиях» [30, с. 187].

Современный взгляд на предмет нашего исследования начал складываться в последние пять лет, начиная с 2015 г.

На противоречивый характер военно-социальной работы указывает С.Р. Умархаджиева. Она пишет об этой деятельности, как о социально-правовом механизме, направленном «на разрешение выработавшегося противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе, т.е. социальным статусом» [37, с. 36].

В 2016 г. в очередной раз было обращено внимание на широкое и узкое определения военно-социальной работы. Это стало результатом исследования авторского коллектива Военного университета МО РФ под руководством И.Б. Субботина. В своем учебном пособии «Основы социальной работы» они пишут: «Военно-социальная работа (в широком смысле слова) – часть социальной работы в обществе, которую можно охарактеризовать как деятельность органов военного управления, осуществляемую во взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями в целях реализации государственной социальной политики в Вооруженных силах, оказания помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу в разрешении их социальных проблем, создания надлежащих социальных условий для успешного выполнения задач, стоящих перед войсками (силами).

Военно-социальная работа (в узком смысле слова) – это система согласованных, целенаправленных организационных, правовых и воспитательных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время командирами, штабами, всеми органами военного управления и должностными лицами, направленных на реализацию установленных законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, на поддержание высокого уровня правопорядка и воинской дисциплины.

В самом общем виде она представляет собой деятельность по созданию социальных условий для эффективного выполнения личным составом своих служебных обязанностей в ходе повседневной деятельности войск, боевых задач в условиях вооруженного конфликта или в зоне боевых действий, поддержания правопорядка и воинской дисциплины, реализации установленных законодательством социально-экономических гарантий и прав военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защиты» [28, с. 15].

«Военно-социальная работа как вид морально-психологического обеспечения представляет собой систему согласованных, целенаправленных организационных, правовых и воспитательных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время командирами, штабами, всеми органами военного управления и должностными лицами и направленных на реализацию установленных законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, на поддержание высокого уровня правопорядка и воинской дисциплины» [28, с. 141].

Вместе с тем, в описываемый период были и не очень удачные попытки осмыслить военно-социальную работу, пополнившие научный лексикон не полными ее описаниями. Так, в «Справочнике офицера по организации повседневной деятельности в воинской части и подразделении» приведено такое определение: «Военно-социальная работа – система согласованных, целенаправленных организационных, правовых и воспитательных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время государственным и военным руководством, всеми органами военного управления и должностными лицами Вооруженных Сил и направленных на реализацию установленных законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей» [33, с. 65]. Очевидно, что оно устарело как минимум лет на десять, особой смысловой нагрузки это определение не несет.

А вот один из разработчиков исследуемого понятия, начавший эту работу еще в нач. 2000-х гг., А.М. Тютченко в 2016 г. значительно расширяет область применения «военно-социальной работы» как на уровне внешних связей, так и в направлении морально-психологического обеспечения войск. Он пишет: «В последние годы расширяется содержание и растет ее значение в Вооруженных Силах. Во-первых, военно-социальная работа является одним из компонентов социальной работы вообще, если рассматривать компоненты по основанию «объекты социальной работы», наряду с другими компонентами, такими как социальная работа с пожилыми людьми, инвалидами, неполными и многодетными семьями, девиантными подростками и т.д. Во-вторых, военно-социальная работа (синоним – социальная работа с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей) является важным компонентом (или видом) нового вида обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации – морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) [36, с. 45].

Очередной приказ Министра обороны Российской Федерации № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» заменивший его приказ Министра обороны Российской Федерации № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» [14; 14а] расставили акценты в деле организации военно-социальной работы, указав, что:

- ее организацией и координацией занимаются органы по работе с личным составом (военно-политической работы);

- военно-социальная работа является одним из направлений работы с личным составом (военно-политической работы);

- военно-социальная работа в ротах и им равных, отдельных подразделениях проводится в комнатах информирования и досуга;

- военно-социальная работа в воинских частях организуется в целях создания надлежащих условий для реализации установленных социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, членам их семей и лицам гражданского персонала Вооруженных сил;

- она проводится в виде изучение и оценка социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей; разъяснения военнослужащим, членам их семей и лицам гражданского персонала Вооруженных сил положений нормативных правовых актов по социальным вопросам, порядка реализации установленных им социальных гарантий и компенсаций с учетом района дислокации (базирования); правового обучения; ежемесячных вечеров вопросов и ответов, правового информирования и консультирования, встречи командования с членами семей военнослужащих, личного приема граждан; взаимодействия с территориальными органами в сфере социальной защиты населения; оказания необходимой организационной и методической помощи профсоюзным организациям гражданского персонала Вооруженных Сил, женскому активу воинских частей; принятия оперативных мер по разрешению обращений (заявлений, жалоб), поступивших командованию воинских частей, касающихся реализации прав и социальных гарантий военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных сил.

На тесные связи военно-социальной работы с деятельностью военнослужащих в боевых условиях указывают И.Ю. Сидоров и П.П. Фоменко: «Военно-социальная работа в боевой обстановке связана с деятельностью по подготовке социальных, правовых условий ведения боевых действий военнослужащими и воинскими коллективами. Важным аспектом, при понимании сложившейся проблемы, является то, что в короткий промежуток времени подготовки и ведения боя невозможно выполнить все задачи военно-социальной работы. Основное внимание следует концентрировать на решении только тех задач, которые связаны с конкретной боевой обстановкой» [31]. Тем самым, они указывают на необходимость считать военно-социальную работу деятельностью внутриармейской, не перекладываемой на внешние органы и службы.

Завершая обзор исследуемой проблемы, согласимся с классическим и, вместе с тем, учитывающим реалии современности, опирающимся на научные работы последних 30 лет, определением, выработанным в Военном университете МО РФ: «Военно-социальная работа – система целенаправленных согласованных, организационных и правовых мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время государственным и военным руководством, всеми органами военного управления и должностными лицами Вооруженных сил и направленных на реализацию установленных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащим и членам их семей» [20, мод. 2].

Проведенный анализ показал, что к настоящему времени создана система военно-социальной работы в ВС РФ, разработана и систематизирована ее терминологическая база, определены объекты и субъекты, функции этой работы, обязанности должностных лиц, осуществляющих ее, внешние и внутренние связи.

Литература.

1. Директива Министра обороны Российской Федерации от 23 июня 1998 г. № Д-16 «Об организации работы с семьями военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

2. Директива Министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 1999 г. № Д-6 «О правовых минимумах».

3. Директива Министра обороны Российской Федерации от 2003 г. № Д-6 «О мерах по повышению эффективности правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации».

4. Директива заместителя министра обороны Российской Федерации от 4 января 1993 г. № ДЗ-1 «О мерах по организации социально-правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» (в настоящее время данная директива не действует в связи с признанием утратившей силу).

5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 1992 г. № 147 «О введении в действие Положения об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации».

6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 июля 1995 г. № 226 «Об органах воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации».

7. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 июля 1995 года № 235 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

8. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. № 23 «О совершенствовании морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации».

9. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 1999 г. № 333 «О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации».

10. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 615 «О работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации» (утратил силу).

11. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 марта 2002 г. № 115 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. №729».

12. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2002 г. № 109 (в редакции приказа 2002 г. № 357) «О мерах по улучшению взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации с Общероссийским общественным фондом поддержки военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, социальных служб и правоохранительных органов Российской Федерации «Национальный Военный Фонд».

13. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации».

14. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 г. № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации».

14а. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

15. Указания начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 2001 г. № 172/9/3588 «О порядке подготовки докладов о состоянии работы с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации».

16. Указания начальника Главного управления кадров – заместителя министра обороны Российской Федерации по кадрам от 2002 г. № 172/12/30161 «О порядке и условиях направления военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на профессиональную переподготовку по гражданским специальностям».

17. Указания начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации от 1999 г. № 172/3/4928 «О мерах по улучшению взаимодействия органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации с органами прокуратуры в интересах защиты социальных прав и льгот военнослужащих и членов их семей».

18. Бочарова, В., Яркина, Т. Социальная работа в России: уроки и перспективы развития [Текст] / В. Бочарова, Т. Яркина // Социальная работа. – 1993. – № 2.

19. Введение в теорию и практику морально-психологического обеспечения войск (сил): учебник [Текст] / под ред. И.Б. Субботина. – М.: ВУ, 2014.

20. Военно-политическая работа подразделений (частей) [Электронный учебник]. – Электрон., текстовые, граф., зв., видео дан. (1,82 Гб). – М.: ВУ, 2019. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM): зв., цв.; 12 см. – Систем. требования: ПК Intel Pentium I или выше; 512 Мб ОЗУ; Windows 98 и выше; VGA 800x600; 4х DVD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; клавиатура; мышь. – Загл. с экрана. – Диск помещен в контейнер 20x14 см. (ДСП).

21. Военно-социальная работа: учеб. пособие для слушателей высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации [Текст] / под ред. А.А. Чертополоха. – М.: Военный университет, 2012.

22. Глушков, Ю.Ю. Теоретико-методологические подходы к изучению военно-социальной работы с военнослужащими ВМФ РФ [Текст] / Ю.Ю. Глушков // Морской сборник. – 2011. – № 8. Т. 1973.

23. Коврижкина, Е.В. Военно-социальная работа на этапе строительства и реформирования Вооруженных Сил России: дис. ... канд. филос. наук [Текст] / Е.В. Коврижкина. – М.: ВУ, 1998.

24. Корякин, В.М. Военно-социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: вопросы теории и практики: учеб. пособие [Текст] / В.М. Корякин. – М.: ГУВР ВС РФ, 2004.

25. Корякин, В.М. Правовые основы военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / В.М. Корякин. – М.: ВУ, 1998.

26. Наставление по обеспечению боевых действий соединений и частей Сухопутных войск: в 2 ч. [Текст]. – М.: ВИ, 2006. – Ч. 2. Морально-психологическое обеспечение.

27. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990.

28. Основы социальной работы: учеб. пособие для курсантов высших военно-учебных заведений [Текст] / под ред. И.Б. Субботина. – М.: Военный университет, 2016.

29. Подколзин, К.В. Социальная работа в Военно-воздушных Силах Российской Федерации в 1992-1998 гг. (историческое исследование): дис. ... канд. ист. наук [Текст] / К.В. Подколзин. – М.: ВУ, 2000.

30. Семенкова, С.Н. Сущность военно-социальной работы с военнослужащими в процессе военно-профессиональной деятельности [Текст] / С.Н. Семенкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 25-1.

31. Сидоров, И.Ю., Фоменко, П.П. Особенности организации военно-социальной работы при проведении специальных операций [Текст] / И.Ю. Сидоров, П.П. Фоменко // Вестник адъюнкта. – 2019. – № 1(3).

32. Социальная работа как профессия [Текст] // Социологические исследования. – 1993. – № 10.

33. Справочник офицера по организации повседневной деятельности в воинской части и подразделении: работа с личным составом в 12 кн. [Текст] / под общ. ред. М.В. Смыслова. Кн. 7. – М.: АО «Красная Звезда», 2016.

34. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие [Текст] / под ред. П.Д. Павленка. – М., 2009.

35. Тютченко, А.М. Словарь-справочник по истории социальной работы в России и российской армии [Текст] / А.М. Тютченко. – М.: ВУ, 2001.

36. Тютченко, А.М. Тенденции, проблемы и перспективы развития военно-социальной работы в современном российском обществе [Текст] / А.М. Тютченко // Методист. – 2016. – № 8.

37. Умархаджиева, С.Р. Особенности социальной работы с военнослужащими [Текст] / С.Р. Умархаджиева // Тенденции развития науки и образования. – 2015. – № 7.

38. Юрченко Ю.П. Институционализация военно-социальной работы в Вооруженных силах Российской Федерации (социологический анализ): дис. ... канд. социолог, наук [Текст] / Ю.П. Юрченко. – М.: ВУ, 2000.

Просмотров работы: 100