В условиях современного мира нет более актуальной темы, чем разработка механизма преодоления терроризма и религиозного экстремизма. В XXI веке угроза этих стихийных явлений стоит особняком среди важнейших общечеловеческих проблем. К сожалению, научное сообщество до сих пор не выработало общепринятого определение таких понятий как терроризм и религиозный экстремизм, что в свою очередь затрудняет разработку адекватных методов противодействия и профилактики этих страшных социальных явлений.
Религиозный экстремизм, возникает в процессе радикализации ислама. Эта религия зарождалась, формировалась и продолжает функционировать в современном мире в противоборстве взглядов, идей и мнений, постоянно ведя поиски дальнейшего эволюционного развития своего пути. Бесспорно, ислам, как и все религии мира, строго осуждает насилие. Уместно отметить, что только одна форма насилия признается религией – это насилие человека над своей греховной природой.
К несчастью, идеология терроризма паразитирует на исламе, с наличием присущих ей негативных и отталкивающих качеств, замаскированных посредством установок, тезисов и лозунгов, сформированных религиозных и политических концепций, традиций, обычаев, то есть происходит осуществление подмены понятий, «выдергиваются» из общего контекста факты и постулаты [2].
Из этого следует, что эффективность мер по противодействию экстремизму будет зависеть не только от превентивных мер, но и от успешности учета религиозного фактора. Иными словами, предупреждение и нейтрализация терроризма немыслимы без ликвидации его глобальных предпосылок и его потенциальной социальной базы. Она должна вестись гибко, без однобокой опоры на грубую силу. Меры по предупреждению, нейтрализации причин и условий проявления терроризма гораздо важнее пресечения террористических акций и наказания лиц, их совершивших. Терроризм в данном контексте подразумевается как один из инструментов религиозного экстремизма. Также большое значение в этом вопросе имеет уровень богословской грамотности искренне верующих мусульман [7].
Л.Р.Сюкияйнен считает, что одной из самых важных сторон борьбы с исламистским экстремизмом является идейно-теоретический аспект. Его актуальность объясняется тем, что из всех составляющих религиозного экстремизма под исламскими лозунгами непосредственное отношение к исламу имеет указанный момент. Ведь прочность позиций исламского экстремизма заключается не только в нерешенности политических, социально-экономических, национальных проблем, но и в его идейной базе, ориентирующейся на исламские концепции [3].
В этом ключе действует правительство Таджикистана. Например, в 2016 году Президент Республики Эмомали Рахмон подписал законопроект, запрещающий несовершеннолетним лицам посещать места отправления религиозного культа. Целью настоящего Закона «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей» является усиление ответственности родителей за обучение и воспитание детей в духе гуманизма, патриотизма, уважения к национальным, общечеловеческим и культурным ценностям, а также защита прав и интересов детей. В этом документе оговаривается, что родители обязаны "не допускать участия детей в деятельности религиозных объединений, за исключением, официально обучающихся в религиозных учреждениях" [4].
Я считаю, что правительство республики такими методами пытается уберечь неокрепшую детскую психику, так как многие религиозные тексты имеют сильное воздействие на человека, что может вести к неосознанному зомбированию ребёнка в направлении определённых искажённых представлений о религии и привязывать к экстремистскому течению. Уместно отметить, что в этом вопросе повышается роль семьи в духовном воспитании молодого поколения. Отсюда следует, что данные методы свидетельствует об озабоченности властей Республики Таджикистан ростом влияния радикального исламизма и желании сохранить светское устройство государства.
Еще одну причину усиления религиозного экстремизма эксперты связывают с распадом традиционного общества. Развитие этого явления становится следствием несправедливого распределения земли, собственности и неравномерного экономического развития стран. Индийский ученый К.И.Маржиез считает, что меняющаяся политика в отношении различных вероисповеданий, объединяясь с религиозным фундаментализмом, разжигает этот пожар [4]. Экстремизм и терроризм порождаются социально-экономическими кризисами, резким падением жизненного уровня, социальной и личной нереализованностью, неполнотой бытия, нетерпением инакомыслия, национальным гнетом [1]. Благоприятные для возникновения терроризма условия характеризуются определенным наличием социальной экстремальности: каким-либо переходным этапом развития общества, его кризисным состоянием и духовным вакуумом, приводящим к кризису идентичности, отчуждению и маргинализации части общества.
Следовательно, для противодействия экстремизму необходимо укрепление традиционных ценностей, а также массовая разъяснительная работа, примером которой может послужить Закон "Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистане", подписанный 8 июня 2007 года Президентом Республики Эмомали Рахмоном. Данный документ упорядочивает традиции, торжества и обряды с учётом потребностей развития общества и направлен на защиту истинных ценностей национальной культуры и уважение к народным обычаям для повышения социального и экономического уровня жизни граждан Республики Таджикистан.
Целью Закона является защита социальных интересов народа Таджикистана, содействие снижению уровня бедности и предотвращение излишних расходов, наносящих серьёзный ущерб экономическим интересам и моральным устоям жизни граждан. Закон также направлен на обеспечение прав и свобод граждан и общественного порядка. Задачей настоящего Закона является упорядочение традиций, торжеств и обрядов на основе национальной культуры и достижений мировой цивилизации [6].
Также стоить отметить, что власти Таджикистана намерены ограничить ношение женщинами религиозной исламской одежды. Как ни странно, но паранджа и хиджаб не является частью национального наряда таджикских женщин. По мнению одного из ведущих российских специалистов по проблемам ислама, руководителя научных исследований института "Диалог цивилизаций" Алексея Малашенко Президент Эмомали Рахмон и его команда делают все, чтобы уйти от радикальных проявлений ислама в республике. Ведь с возникновением религиозных течений экстремистского характера в стране усилилась тенденция подражания обычаям, чуждым культуре таджиков. Это ставит под угрозу безопасность страны [8].
Отсюда следует, что данные методы свидетельствует об озабоченности властей Республики Таджикистан ростом влияния радикального исламизма и желании сохранить светское устройство государства.
В заключении хочу сказать, что Республика Таджикистан находится на переднем крае борьбы с международным терроризмом и зачастую принимает удар на себя. Например, совсем недавно 6 ноября 2019 года на таджикскую погранзаставу "Ишкобод" на границе с Узбекистаном было совершено нападение боевиками запрещённой в России террористической организации ИГИЛ( деятельность организации запрещена на территории РФ). Также Таджикистан имеет границу с Афганистаном протяженностью более 1300 километров, что умножает риск проявления различный экстремистских провокаций в приграничных районах. И так как Таджикистан является своеобразным южным щитом СНГ, во многом от качества противодействия терроризму в этой республике будет зависеть безопасность стран СНГ.
Литература
1. Василенко В.И. Терроризм как социально-политический феномен. Монография / Общ. ред. А.А.Прохожев. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 220 с]
2. Роль средств массовой информации и Интернета в предупреждении терроризма: материалы IV-й Всероссийской научно-практической конференции (том 1), М., 2013. — 119 с.
3. Сюкияйнен Л.Р. Религиозный экстремизм: правовые, политические и идеологические аспекты // Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Материалы международной конференции, Душанбе, 25.04.2002. – Душанбе, 2002. - С.22-25.
4. Международный терроризм и религиозный экстремизм. Вызовы Центральной и Южной Азии. Материалы международной конференции, 31 января – 1 февраля 2003 г., Нью-Дели (Индия) // Ориентир. Аналитический бюллетень. – Бишкек, 2003. - №2. – С.27.
5. Закон Республики Таджикистан об ответственности родителей за обучение и воспитание детей. [Электронный ресурс]. https://mfa.tj/ru/main/view/3958/zakon-respubliki-tadzhikistan-ob-otvetstvennosti-roditelei-za-obuchenie-i-vospitanie-detei (дата обращения: 01.11.2019).
6. Закон Республики Таджикистан об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан. [Электронный ресурс]. https://mfa.tj/ru/main/view/3960/zakon-respubliki-tadzhikistan-ob-uporyadochenii-traditsii-torzhestv-t-obryadov-v-respublike-tadzhikistan (дата обращения: 01.11.2019).
7. Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления. [Электронный ресурс].http://cheloveknauka.com/problemy-terrorizma-religioznogo-ekstremizma-i-puti-ih-preodoleniya#ixzz64oiTWyIF (дата обращения: 01.11.2019).
8. Сторонники и противники ношения хиджабов сходятся в одном: запрет в Таджикистане нужно вводить максимально мягко и постепенно. [Электронный ресурс]. https://tj.sputniknews.ru/society/20190201/1028143194/tajikistan-khidzhab-zapret-islam.html