ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Васильев Д.А. 1, Арастович Г.А. 1
1Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии, приводят и к изменениям в психической деятельности человека. Здесь особую тревогу вызывают не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность людей, но и их жестокость и агрессивность.

В психологии нет однозначного подхода к определению понятия агрессии. Агрессия рассматривается как форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1]. Агрессия часто оценивается как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. Но в некоторых случаях агрессивным действиям дают положительную оценку (например, спортивная «злость») и говорят о них как об энергично наступательных действиях.

С. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение [2]. Причем, в этом понятии объединяются различные по форме и результатам акты поведения ‒ от таких, как злые шутки, сплетни, деструктивные формы поведения до бандитизма и убийств.

Понятие «агрессия» часто рассматривают вместе с понятием «враждебность». Часто враждебность и агрессия сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессии не проявляют хотя бы потому, что заранее известны её отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессия без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Психологи, придерживающиеся бихевиористских взглядов, рассматривают агрессивное поведение, выражающееся в открытых, внешне выраженных действиях. Эти действия очень активные, часто инициативные и всегда приносящие объекту (человеку), а в некоторых случаях неодушевленному предмету определенный вред. Таким образом, агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.

Агрессивные действия весьма разнообразны по форме и причиняемому вреду. Так, многие преступления рассматриваются как проявления агрессии. В то же время агрессивное поведение нередко выражается в грубых или язвительных словах, которые воспринимаются порой более болезненно, чем агрессивные действия. Американские исследователи агрессии пришли к выводу, что о ней нельзя судить лишь по внешнему поведению.

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Изучение работ зарубежных психологов позволил нам выделить несколько подходов к определению сущности понятия «агрессия». Так, Л.Бендер агрессию определяет как тенденцию приближения к объекту или удаления от него, а Ф.Аллан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку противостоять внешним силам [3]. В этом случае под агрессией понимается сильная активность, стремление человека к самоутверждению.

По мнению Дж. Каган, для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживается. Он настаивал на включение мотивационных факторов в определение агрессии [3]. Х. Дельгадо утверждал, что человеческая агрессия есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу [2]. Таким образом, оба психолога под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.

В то же время многие авторы разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию. Агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Обобщая теоретические подходы к определению агрессии, можно выделить следующие: 1) этологический, 2) психоаналитический, 3) фрустрационный и г) бихевиористский.

Этологический и психоаналитический подходы рассматривают агрессивность как врожденный инстинкт. Этологи агрессивное поведение человека относят к спонтанным врожденным реакциям. Эта точка зрения нашла свое выражение в работах К.Лоренца. Теория инстинктов также рассматривает агрессивное поведение как врожденное. З. Фрейд полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия – это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. То есть агрессивные действия рассматриваются как свойства личности, а ситуационные переменные во внимание не берутся. Если рассматривать возможную типологию агрессии в рамках анализируемого подхода, то можно увидеть, что она сводился к двум полюсам «низкая агрессивность ‒ высокая агрессивность», т.е. рассматривая агрессивное действие по шкале, высокому уровню агрессивности будет соответствовать агрессивное поведение, а низкому ‒ не агрессивное.

Фрустрационная теория агрессии Дж. Долларда вводит другой фактор для объяснения поведения – ситуационный. Согласно данной теории, агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения всегда предполагают существование фрустрации. В то же время появление ряда работ, показало, что результатом фрустрации может быть не только агрессия, но и регрессия поведения, или фиксированное стереотипное неагрессивное поведение. Среди современных исследователей агрессивного поведения, продолжающих работать в рамках фрустрационного подхода, надо отметить Л.Берковица, который ввел новую дополнительную переменную гнев – эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию [3].

В отличие от психоаналитиков и этологов бихевиористы опираются преимущественно на данные контролируемых лабораторных экспериментов. Наиболее известными представителями данного подхода являются А.Басс и А.Бандура.

По мнению А.Басса, фрустрацию следует рассматривать как блокирование процесса инструментального поведения. На основе этого утверждения он вводит понятие атаки – акта, доставляющему организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую.

А.Бандура утверждал, что для возникновения агрессии субъект должен иметь перед собой некий агрессивный пример для подражания. Он предположил, что у человека закрепляются те формы поведения, которые получают положительное подкрепление, и отторгаются те действия, которые подкрепляются отрицательно (например, через наказание). В процессе развития личности внешние подкрепления, позитивные и негативные, переходят во внутренний план, становясь внутриличностными регуляторами поведения. Модель является одновременно как источником готовности к специфическим (агрессивным) действиям, так и стимулятором агрессивного поведения [4].

Современные мотивационные теории агрессии рассматривают в качестве основополагающих личностных факторов агрессивного поведения тенденции торможения (или подавления) агрессивности, которые часто рассматриваются как мотивы, оказывающие тормозящее влияние на открытое проявление агрессивности в поведении. Здесь учитывается не только принцип взаимодействия личностных и ситуационных факторов, но и принцип системного анализа самих личностных структур, взаимодействия различных сторон организации личности. Таким образом, во многих случаях агрессивность выступает как мотивационная тенденция, внутреннее побуждение к совершению агрессивных действий. Закрепленная в привычных способах реагирования в различных жизненных ситуациях, эта тенденция выступает уже как черта личности. Если же агрессивность в повседневной жизни проявляется не в обычных условиях, а только при психотравмирующих, фрустрирующих воздействиях, то её можно рассматривать как реактивную.

Литература

Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. – N6. – С. 112-123.

Берковиц Л. Агрессия: причины последствия и контроль, СПб, 2001;

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – Спб: Изд-во «Питер», 1999.

Бандура, А. Теория социального научения : монография / А. Бандура. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 532 с. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=39127 (дата обращения: 19.01.2020).

Просмотров работы: 394