Проблема формирования креативного мышления у младших школьников в психолого-педагогичечких исследованиях - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблема формирования креативного мышления у младших школьников в психолого-педагогичечких исследованиях

Солдатова А.Г. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема формирования творческого мышления у младших школьников является актуальной и обусловлена происходящими изменениями в системе образования. Целью современного образования является формирование и развитие таких качеств, свойств личности, которые отвечают требованиям информационного, гражданского общества. К числу таких свойств личности относят творческое (креативное) мышление, которое в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования является одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Как показано в исследованиях, младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческого мышления.

Изучением проблемы развития творческого мышления занимались такие выдающиеся психологи как: Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий и другие.

Разумеется, без понимания сущности творчества невозможно понять природу творческих способностей, хотя именно по этому вопросу существует большое количество разноречивых суждений, мнений, теорий, выводов и т. д. [2, c.158].

После выхода в свет работ Дж. Гилфорда приобрела популярность концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. Его кубообразная модель интеллекта (материал х операции х результаты — SOI (structure of the intellect)) явилась основанием этой концепции.

Гилфордом было выделено шесть параметров креативности:

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого числа идей;

3) гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи;

4) оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно;

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

Четыре основных параметра, которые характеризуют креативность, выделяет Э.П. Торренс. К ним относятся:

легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

точность выполнения заданий [2, c. 185-190].

По мнению Д. Б. Богоявленской, творчество – это ситуативно нестимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы [1].

С точки зрения Стернберга, креативность – это способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределённости, готовность противостоять мнению окружающих [2, c.198-201].

Многие психологи и философы уделяли внимание принципиальному отличию творчества и предметной деятельности.

Я. А. Пономарев, в частности, главным признаком деятельности как формы активности считает потенциальное соответствие цели деятельности её результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и т. д.) и результата. Творческая активность, в отличие от деятельности, может появляться в процессе осуществления последней и может быть связана с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. По Я. А. Пономареву, суть креативности (творческости), как психологического свойства, сводится к чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности и интеллектуальной активности. Основную ценность для творческого человека представляют побочные результаты деятельности, нечто необычное и новое, для нетворческого человека важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна.

По Пономарёву, критерием творческого акта является уровневый переход, который заключается в том, что потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а на низших уровнях складываются средства удовлетворения этой потребности. Они включаются в процесс, который происходит на высшем уровне, что приводит к появлению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Творческий продукт, тем самым, предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и на основе логического вывода получен быть не может.

С точки зрения Пономарёва, основа успеха решения творческих задач – это «способность действовать в уме» (СДУ), которая определяется высоким уровнем развития внутреннего плана действия (ВПД). Возможно, эта способность является содержательно структурным эквивалентом понятия общей способности, «генерального интеллекта».

В. М. Вильчек является среди современных исследователей-гуманитариев автором наиболее развёрнутой системы представлений о природе творчества. С его точки зрения, природа творчества основана на природе человека как вида, который утратил инстинктивную видовую программу деятельности в результате мутации. Отсюда неизбежно возникли дефекты, нарушения основных взаимосвязей: дефект деятельности (связь «человек—природная среда») и дефект отношений (связь «человек—человек»). Изначальное отчуждение человека от природы и мира в целом стало следствием этого [2, c.159-160].

С креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, возникающие при мыслительном процессе.

Творческий акт Пономарёв рассматривает как включённый в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе, этапе постановки проблемы, активное сознание, затем, на этапе решения — бессознательное, а на третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильности решения — вновь активизируется сознание. Естественно, если мышление изначально логично, то есть целесообразно, то творческий продукт может возникнуть только лишь в качестве побочного. Но этот вариант процесса является лишь одним из возможных.

Пономарёв предлагает рассматривать разность уровней, которые доминируют при постановке и решении задачи (задача всегда решается на более высоком уровне структуры психологического механизма, чем тот, на котором приобретаются средства к её решению) в качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного акта, «кванта» творчества [2, c.168].

Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Следовательно, главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя — акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена.

Особенности протекания творческого процесса как ментального (душевного) акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа.

Практически все исследователи творчества и сами творцы, выделяя признаки творческого акта, подчеркивали его спонтанность, бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменённость состояния сознания.

Так, например, М. Арнаудов отмечает, что многие поэты и художники выделяли бессознательную активность духа в творческом процессе [2, c.163].

Ещё один признак творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин [2, c.165].

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида [2, c.166].

Основу творческого мышления, по мнению И.Я. Лернера, представляют следующие черты:

самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

видение новой функции знакомого объекта;

видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;

умение видеть альтернативное решение, альтернативный подход к поиску;

видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом;

умение комбинировать способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других [4].

После овладения этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако представленным чертам свойственна одна способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления различных творческих черт и тем самым эти черты формирующую».

Формула: «математическая одарённость характеризуется обобщённым, свёрнутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума», представляет структуру творческого мышления.

К проблеме творческих способностей существует как минимум три основных подхода. Они могут быть сформулированы и представлены следующим образом.

1. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (К. Тейлор, Г. Грубер, Дж. Гилфорд, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит о том, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. «Теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса является наиболее развитой концепцией: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Предположение Торренса на удивление хорошо соответствует данным Д. Перкинса, согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

2. Как таковых творческих способностей не существует. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (Д. Б. Богоявленская, А. Танненбаум, А. Олох, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят чувствительность к проблемам, когнитивную одарённость, независимость в неопределённых и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определённой психической структурой, присущей креативному типу личности. С точки зрения Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, которая проявляется в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, музыкантам, художникам, изобретателям и т.д.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Данную точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, JI. Термен, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Р. Стернберг и другие) [2, c.170-171].

Таким образом, творческое мышление – это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Интерес в изучении и формировании творческого мышления состоит в том, чтобы средствами этого мышления открыть ученикам возможность в самостоятельном познании окружающего мира, который является противоречивым, сталкивающим детей с нестандартными, новыми для них открытиями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.: ил.

3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.

4. Лeрнeр И.Я. Рaзвитиe мышлeния учaщихся в прoцeссe oбучeния истoрии: Пoсoбиe для учитeлeй. - М.: Прoсвeщeниe, 1982. - 191 с.

5. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.

Просмотров работы: 59